Материалы классного часа "Семейные ценности" способствуют формированию духовно-нравственных качеств, связанных с семьей, у школьников 6-7 классов. Обращение к народной мудрости, личному опыту ребят, философии притчи, слово классного руководителя, игровые моменты - все приёмы и формы направлены на убеждение в ценности Семьи, её традиций, уважении поколений друг к другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Семейные ценности"»
Материалы к классному часу «Семейные традиции»
Марина Александровна Лушникова,
учитель русского языка и литературы,
Свердловская область,
Слободо-Туринский МР,
с.Туринская Слобода
Участники: учащиеся 6-7-х классов.
Цель: воспитать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развить интерес к истории своей семьи.
Задачи:
формирование представления о семье, семейных традициях;
воспитание уважения к членам семьи, людям старшего поколения;
формирование положительного отношения к семьям одноклассников.
Примерное время: 45 минут.
Ход мероприятия
1.Организационно-мотивационный этап
Классный руководитель:
На протяжении многих лет на Руси были большие, крепкие семьи, когда все жили дружно, заботились друг о друге, почитали родителей. А те в свою очередь любили своих детей и передавали им свои знания. Вырастая, дети старались строить свои семьи, похожие на те, в которых выросли сами, с теми же ценностями и тем же укладом.
Современные семьи порой не такие большие, но по-прежнему крепкие и дружные. Невидимые нити соединяют близких людей. Будучи членами одной семьи, взрослые и дети радуются успехам друг друга, а также переживают за близких, оказывают помошь, если кто-то в ней нуждается.
Учащийся 1:
Какое счастье жить на свете, Когда я в мире не одна. Когда душа теплом согрета И за спиной стоит СЕМЬЯ Понять способны мы не сразу… На это нужно много лет: СЕМЬЯ даётся лишь однажды – Дороже, ближе, лучше нет…
Учащийся 2:
Семья — это замок, уют и покой, Тепло половинки для сердца родной, Смех деток, забота, любовь, доброта, Семья — это дом, где смеется душа!
Классный руководитель:
Что такое семья?
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья — это постройка, то какая…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это настроение, то какое… Обсуждение возникших ассоциаций.
2 . Содержательный этап
Классный руководитель
В каждой семье существует своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла. Дети, родившиеся в семьях, перенимают эту атмосферу. Как же она возникает? Подобный ореол в семье создают семейные традиции, обычаи или законы семейного досуга. Зачастую такие законы берут свои корни из семейных устоев предыдущих поколений – они крепкие и незыблемые. Благодаря им создается ощущение надежности семейных отношений, возникает крепкая связь между членами семьи, поддерживаются близкие и доверительные отношения, дети ощущают стабильность семьи.
Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающий нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.
Примеры традиций: совместное проведение праздников, тематические обеды по выходным, поездки на отдых всей семьей, чтение сказок детям перед сном или пение колыбельных, посещение церкви по воскресеньям или религиозным праздникам, написание детьми писем Деду Морозу на Новый год, выпечка домочадцами куличей на Пасху, совместное принятие пищи и множество других.
Разнообразие семейных традиций
(Ребятам предлагается ответить на вопросы)
1.Послушайте одну русскую поговорку: «В дом пришёл- всех вокруг собрал». Про какой предмет так говорят? (Стол)
2.Известен древний обычай. Мать в день свадьбы передавала своей дочери 1 предмет. Какой? Варианты ответов: своё обручальное кольцо, свечу, приданое или платье? (Свеча – символ семейного очага)
3.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы)
4.На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться)
5.Как называется большой свадебный пирог, который подают молодожёнам? (Каравай. Караваем с солью семью молодых встречала мама жениха. Они должны отщипнуть по кусочку. Считается, что чей кусочек будет больше, тому и быть главой семьи)
6.В некоторых странах это блюдо называют русским салатом, считая его по праву нашим национальным блюдом? (Винегрет)
7.В этой игре нужны находчивость, глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и уверенность в том, что тебе повезёт. (Лапта)
Классный руководитель:
Издревле на Руси существовала традиция, когда представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
(Если в классе есть семьи, в которых сложились профессиональные династии, заранее попросите учащихся подготовить сообщения.)
«Пословицы о семье и семейных традициях»
О семье и семейных традициях идёт речь и в устном народном творчестве – в пословицах и поговорках. Причём в пословицах разных народов порой идёт речь об одном и том же. Подберите к данным пословицам синонимичные русские.
Дети – богатство бедняка (англ.).
Богатому телята, а бедному ребята.
Маленький ребёнок в доме – неиссякаемый источник радости (англ.)
Дети не в тягость, а в радость.
Как старый петух кукарекает, так делает и молодой (англ.)
Яблоко от яблони недалеко падает.
Кровь гуще воды (англ.)
Голос крови не заглушишь.
Восток ли, запад ли, а дома лучше (англ.)
В гостях хорошо, а дома лучше.
Счастлив тот, кто счастлив своими детьми (англ.)
На что и клад, коли дети идут в лад.
Браки заключаются на небесах (англ.)
Смерть да жена – Богом сужена.
Любящие супруги и на топорище выспятся (грузинская )
С милым Рай и в шалаше.
Продолжите пословицу:
1. В гостях хорошо, а… (дома лучше).
2.Когда семья вместе, и …(сердце на месте).
3.Везде хорошо, но …(дома лучше).
4.Родители трудолюбивы – и …(дети не ленивы).
5.Семьёй дорожить - …(счастливым быть).
Мудрость притчи
Любовь, прощение, терпение
Жила-была на свете семья. Непростая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришёл он к старейшине. «Расскажи», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А когда написал, протянул владыке. Всего три слова были написаны на бумаге: «Любовь, прощение, терпение».
А в конце листа: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».
Размышления над вопросом: «Какой смысл заключён в данной притче?»
3. Рефлексия
Ребятам предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: