Просмотр содержимого документа
«Классный час "Ой, ты, Русь, моя милая Родина"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа №1»
Классный час
на тему
«Ой, ты , Русь, моя милая Родина»
Автор разработки:
Кочегарова Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
2016 – 2017 учебный год
Цели: способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма; воспитание любви к месту, где ты родился, .
воспитание любви к природе, родному краю, Родине.
Задачи:
усиление патриотических качеств личности;
расширение кругозора учащихся;
повышение интереса к истории Отечества;
развитие эмоциональной сферы;
привитие чувства любви к своей Родине;
воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
сплочение классного коллектива;
формирование гражданскую ответственность, правое самосознание.
Совершенствовать знания по истории Российской символики.
Формы работы учащихся:групповая, фронтальная
Методы и приемы: мультимедийный (презентация), метод «активного слушания», работа в группе, проблемные вопросы, требующие рассуждений, «интеллектуальный футбол».
Оборудование:
компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
лепестки ромашки и клубок жёлтых ниток для этапа рефлексии;
карточки с перепутанными пословицами;
Основные понятия: патриотизм, патриот, официальные и неофициальные символы России.
Ход мероприятия.
СЛАЙД 1.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас.
У каждого человека есть слова, которые вызывают сильные чувства. Есть такие слова и у нас с вами. Это слово - «Родина». А что такое Родина?
- (Родина - это мой дом, город в котором я живу, . . . )
Учитель: Верно. Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками., дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, дом твоего детства и, конечно же, твоя страна. . А может это маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. А ещё это русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля.
Слово учителя:
Важнейшее чувство для каждого человека, которое сопровождает его всю жизнь - любовь к Родине. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Как дом родной называют отчим домом, так Родину называют ещё Отчизной. Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:
«Собери пословицу».
Сейчас я предлагаю сыграть в игру. Разделитесь на 2 команды. Каждая команда получит пословицы о России, но пословицы рассыпались. Ваша задача их собрать.
1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.
2.Родная сторона – мать , чужая –мачеха.
3.Всякому мила своя сторона.
4.Родина краше солнца, дороже золота.
5.Кто Родине изменяет, того народ презирает.
6.Кто за Родину горой – тот истинный герой.
7. Родная землица и во сне снится.
СЛАЙД 2.
Учитель; Молодцы, ребята!
А что значит родину любить и быть ее патриотом?
- выражать любовь к ней своими действиями и поступками. И сейчас у меня есть для вас задание. Мы разделимся на три команды. Каждой команде я дам «шаги» с действиями, которые направлены к Родине или же наоборот. Ваша задача – решить, какие шаги направлены навстречу Родине, а какие от нее. После обсуждения в командах, ваша задача аргументировать свои ответы.
Карточки(приложение 3)
Охранять природу
Уважительно относится к окружающим людям
Ломать ветки и деревья
Ругать свою страну
Изучать историю и культуру своей страны
Добросовестно учится
Помогать пожилым людям
Защищать свою страну
Мусорить
Осквернять памятники
Молодцы, вы здорово справились с этим заданием.
- Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.
(Ответы детей)
( герб, гимн, флаг России)
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:
СЛАЙД 3.
Сакура - символ Японии.
Канадский клен - символ Канады.
Баобаб - главный национальный символ Сенегала.
Липа и дуб - символы Латвии.
Кактус - национальный символ Мексики.
- А какое дерево – символ России?
(Ответ детей)
СЛАЙД 4.
Правильно это береза! - Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане!
Вот эту русскую красавицу воспели в своих произведениях искусства художники, поэты и музыканты.
- Каждой группе было дано задание, найти как в своём творчестве изображали русскую красавицу художники, поэты и музыканты.
1 группа - Живопись
СЛАЙД 5
Картина Левитана «Берёзовая роща»
Долгих четыре года понадобились художнику, чтобы полностью завершить эту картину. Случай редкий для творчества великого мастера пейзажа. Интересно, что начало этой работе было положено в Подмосковье, а завершена она была на берегу Волги в Костромской губернии. Художник столь тщательно работал над своей "Березовой рощей" неслучайно. В русской культуре береза играет особую роль. Еще с древнейших, языческих времен, для славян это дерево было важным для многочисленных обрядов. Береза символизировала благополучие, женское начало и здоровье. Художнику было отлично известно особенное отношение русского человека к белоствольной красавице, поэтому и работа не была для мастера простой. Вся картина наполнена радостным светом, подвижные тени, мастерски переданные автором, рождают это игривое настроение картине. Интересно, что стволы деревьев рождают ассоциации с людьми на гулянье. Десятки оттенков зеленого, желтые солнечные блики, голубые цветочные вкрапления, березовая белизна - все вместе сливается в красочный ансамбль, создающий настроение картины. Используя прекрасное владение перспективой, автор как будто увлекает взгляд зрителя в глубину рощи, заставляя работать фантазию, сочинять некое "продолжение" сюжета. Мастерски выполнены мельчайшие детали, которые делают картину необыкновенно реалистичной. Но главным в работе остается свет, он выступает главным героем сюжета, привнося в него отголоски древнего сакрального характера "счастливого" дерева славян.
И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»
СЛАЙД 6.
Изображение зимнего пейзажа на картине русского художника Игоря Грабаря передает настроение зимнего леса, уже готовящегося к приходу весны. Последние зимние дни в лесу, февральская лазурь, окутывающая редкие березы. Картина изображена таким образом, словно художник рисовал её лежа, смотря на образец снизу. И этот прием придает картине удивительный эффект. Березы, снег, небо, казалось бы, сколько белого цвета нужно использовать, чтобы изобразить эту картину. Но художник не перенасыщает картину светлыми тонами. Не совершенная чистота снега, проблески проталин — все говорит о скором приближении весны . Весенних же цветов использовано много – целая палитра пастельных и ярких тонов. Немало оттенков голубого цвета, цвета ультрамарина, в который окрашено небо над берёзовым лесом. Сочетания этих цветов сливаются в невероятную гармонию – музыку весны и лёгкую грусть расставания с зимой. Форма берёзы , изображённая на картине «Февральская лазурь», заслуживает отдельного внимания. На фоне лазурного неба ветки берёзы имеют удивительный, таинственный и притягательный вид. Эта картина , безусловно, поднимает настроение тем, кто её рассматривает. Именно такого эффекта добивался художник. Радость прихода весны, улыбка проснувшихся деревьев, ясное голубое небо нежно легли на холст «поэта русской зимы, выдающегося русского художника Игоря Грабаря. На центральной берёзе ещё виднеется кружевной иней, он сверкает блёстками, словно на берёзу накинуты бусы. Настоящая красавица – русская берёза. А позади величественной «солистки» создают ансамбль не менее прекрасные берёзки, которые также радуются скорому приходу весны и готовы встретить её своей праздничной лесной песней. Даже название картины «Февральская лазурь» уже даёт понять, что эта картина раскроет удивительный поэтический мирок русской поздней зимы, представленный в изображении небольшого кусочка родной земли.
2 группа (Поэзия)
СЛАЙД 7
Сергей Есенин
«Берёза»
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.
Александр Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
СЛАЙД 8
Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзку русскую. Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнётся, — но не ломится
Афанасий Фет «Берёза»
СЛАЙД 9
Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она.
Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, — И радостен для взгляда Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей.
3 группа «Музыка»
СЛАЙД 10
Пожалуй, ярче всего воспета березка в музыке: в песнях, в романсах, даже в симфонии… и в старинном русском вальсе, который так был и назван когда-то: «Берёзка». сочинен был ещё до революции Евгением Михайловичем Дрейзиным. Композитор был участником русско – японской войны. Он попадает в плен . Именно тогда, в японском плену, тоскуя по родине, и сочинил Евгений Михайлович свой вальс «Берёзка», в котором попытался высказать и выразить сыновнее чувство любви к родимой земле, к неповторимой русской природе, веру в народ свой, в его неодолимую силу. Предлагаю послушать эту композицию
2) Людмила Зыкина «Берёзка»
Почти век прошел со дня рождения этого вальса. Сменилось уже несколько поколений, отзвучало и успело множество модных мелодий. Давно уже нет среди нас автора «Берёзки». Но все эти годы не увядает, живет и не старится необъяснимо дорогой и близкий всем нам, нежный и трогательный вальс, наполненный чарующими звуками легкой грусти, настраивающий души наши на что-то свое, заветное, сокровенное, но непременно светлое и чистое, как родниковая вода, как воспоминание о детстве, об отчем доме, о первой любви — символ Родины, символ России.
СЛАЙД 11
Учитель: советский художник Н. Жуков писал о березке: «Какое русское, какое очаровательное дерево – береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений!»
Но как бы ни была красива одна береза, совсем особенное дело целый березовый лес. Он хорош во всякую пору. И покрытый инеем, и когда разворачиваются изумрудные листочки, и когда становится весь золотой. В березовом лесу всегда просторно, светло, как будто светятся сами березки, освещая пространство вокруг себя.
Учитель: Но кроме берёзы, ребята, есть ещё один символ России. И этот символ –ромашка.
- Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда... Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."”
- А сейчас я предлагаю немного поиграть. Игра “Что отдашь Земле родной?”
- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?” (слайд12).
(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).
После выполнения задания дети крепят лепестки на доску(при этом озвучивая написанное).
- Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)
- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.
Клубок-рефлексия
- У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)
- Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?
(Высказывания детей)
- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!
(Нитка отрезается, ребята садятся за свои парты.) а на доске появляется жёлтая середина.
- Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.(Ответы детей)
- Верно, это матрёшка. (Достаю матрешку)
- Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит?
(Открываю матрёшку и вкладываю в неё жёлтую нить, а на доске появляется бумажная жёлтая середина)
Заключительная часть
Много вы сегодня услышали и узнали, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение нашего классного часа музыкальный сюрприз от Валерии Ковыляевой.
- Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за внимание, всего доброго!