Классный час на тему: "Права и обязанности ребёнка"
Классный час на тему: "Права и обязанности ребёнка"
Классный час направлен на знакомство детей с их правами и обязанностями. Далее в игровой форме можно попробовать разрешить ситуацию с нарушением прав ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Права и обязанности ребёнка"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Чукреевская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка классного часа
на тему: «Права и обязанности ребёнка»
МАОУ Чукреевская СОШ,
учитель русского языка и литературы,
1 кв. категории,
классный руководитель 7 класса,
Верховод Ксения Сергеевна
с. Чукреевское, 2018
Классный час на тему: «Права и обязанности ребёнка»
Аннотация: Классный час на тему: «Права и обязанности ребёнка» - это методическая разработка воспитательной направленности. Данная работа состоит из трех частей: организационный момент, основная часть, заключительный этап (рефлексия). Организационный момент включает в себя целеполагание и мотивацию учащихся. Основная часть состоит из 4 пунктов, направленных на знакомство и закрепление прав и обязанностей детей. На этапе рефлексии учащиеся подводят итог мероприятия, выясняют, что удалось, а в чем возникли трудности. Кроме этого, в Приложении №1 и №2 расположен дополнительный материал.
Цели: Расширить круг знаний об основных правах и обязанностях ребёнка. Способствовать осознанию гражданской ответственности за личные поступки. Способствовать формированию положительного отношения к другим субъектам общества и отрицательного отношения к противоправным деяниям.
Задачи: познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребёнка; показать единство прав и обязанностей; развивать аналитические способности учащихся: умение рассуждать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: умение принимать новые базовые ценности; осознанно и аргументированно давать нравственно-этические оценки.
Познавательные УУД: давать определения понятиям; формулировать проблему, аргументировать ее актуальность; умение принимать участие в дискуссиях.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения; умение строить монологическое высказывание; использовать адекватные коммуникативные средства для выражения своих чувств, мыслей.
Регулятивные УУД: самостоятельно ставить учебные цели и задачи; умение принимать решения в проблемной ситуации на основе сотрудничества.
Ход занятия
Организационный момент
Вступительное слово учителя, мотивация деятельности учащихся, совместное формулирование темы занятия, постановка целей и задач, исходя из проблемного вопроса.
Для того чтобы дети смогли самостоятельно сформулировать тему занятия, учитель читает стихотворение:
Имею право на свободу,
Имею право выбирать.
Права имею на учебу,
Но не имею право лгать.
Предмет такой есть в школе "право",
Он учит правильно нас жить,
Определять: где ложь, где правда,
Отчизне верностью служить.
Никто не вправе нас унизить,
Задев достоинство у нас.
Быть человеком очень сложно,
Но вы понять должны и нас!
Вопрос: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? Какова цель и основные задачи? (Ответы учащихся).
Основная часть
Учитель выборочно знакомит учащихся со статьями «Конвенции о правах ребёнка».
Учитель: Конвенция - это перечень тех обязательств, которые государства возложили на себя для защиты прав детей; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
Все права детей записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка», которая включает в себя 54 статьи. Организация Объединенных наций утвердила этот документ 20 ноября 1989 года.
Учитель: Дети во все мире имеют право на жизнь, имя при рождении, гражданство, право на свободное передвижение и выбора места жительства, неприкосновенность жилища, медицинскую помощь и образование, право на отдых и досуг, право выражать свое мнение, на заботу и воспитание родителями и т.д.
Разводит понятия «право» и «обязанность», привлекая учащихся к работе с толковым словарем для выяснения лексического значения данных слов.
Ответы детей: «Право» - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. «Обязанность» - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Учитель: Конвенция о правах ребенка содержит не только права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни. В жизни каждого ребёнка наступает момент, когда он начинает считать себя взрослым, способным самостоятельно принимать решения. В этот промежуток времени очень часто возникают конфликты между детьми и взрослыми. Во многом это происходит из-за того, что ребёнок помнит о своих правах, но зачастую забывает об обязанностях.
Каждый человек имеет не только способность отстаивать свои интересы и права, но и круг обязанностей. В частности, все вы имеете обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом.
Вопрос: Ребята, какие обязанности, на ваш взгляд, должен выполнять ребёнок, находясь дома, в обществе, в школе? (Ответы учащихся).
Решение правовых ситуаций, касающихся детей. Учитель зачитывает ситуации, дети пытаются определить были ли нарушены права ребёнка, обсуждают выход из сложившихся ситуаций. (Примеры ситуаций помещены в Приложение №1).
Викторина «Права человека в сказках». Учащимся предлагается сопоставить нарушения прав человека, встречающихся в жизни с литературными персонажами. (Вопросы викторины помещены в Приложение №2).
Заключительный этап. Рефлексия.
Учитель: Итак, наше мероприятие подходит к завершению, давайте подведем итоги. Используя начало предложения, выскажите свое мнение о сегодняшнем занятии:
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Было интересно узнать, что…
Я смог…
Было трудно…
Мне захотелось… (Ответы учащихся)
Учитель: На мой взгляд, каждый из вас сегодня постарался, проявил себя. Надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня, останутся в вашей памяти и помогут вам в дальнейшем. Спасибо за внимание!
Приложение №1
К методической разработке
классного часа
Правовые ситуации, касающиеся детей
Ситуация 1.
Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.
Вопрос: Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.
Ситуация 2.
К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его за двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему права, которыми его наделил закон.
Посоветуйте, как ему поступить в данной ситуации?
Ситуация 3.
В лютый мороз ребёнка не пустили в школу из-за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него не было. Вечером он всё рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, - переходите в другую школу.
Вопрос: Нарушаются ли права ребёнка? Какие?
Приложение №2
К методической разработке
классного часа
Викторина «Права человека в сказках»
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», сказка «Заюшкина избушка»).
2. Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» Г.Х. Андерсен).
3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка – путешественница» В.М. Гаршин).
4. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Дюймовочка», «Красная шапочка», Сказка о рыбаке и рыбке»).
5. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)
6. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность).