Цели и задачи:
-дать первоначальные правовые знания;
-познакомить с правами ребенка;
-формировать представления о правах и обязанностях ребёнка, школьника;
-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята, сегодня мы с Вами поговорим о правах и обязанностях. Что такое «право», «права»? (слайд 2)
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе
(«Толковый словарь» С. И. Ожегова). (слайд 3)
Значит права – это правила, законы, которые должны выполнять все люди, не зависимо взрослые это или дети. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
Давайте разберемся, есть ли права у вас, у детей? (слайд 4) (мнения учащихся).
Существуют ли документы и где прописаны права ребенка? (слайд 5)
С рождением человека рождаются и его права, которые защищает самая
главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. (Конвенция – это международный договор, соглашение).
Она была принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).
Права детей (слайды 8-19)
ПРАВО | на жизнь. |
на имя при рождении. | |
на медицинскую помощь | |
на образование. | |
на отдых и досуг. | |
иметь имущество. | |
свободно выражать свои взгляды. | |
на свободное перемещение. | |
на заботу и воспитание родителями. | |
на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. | |
на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. |
Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся: например: нужно соблюдать правила поведения в школе для того чтобы меньше было нарушений дисциплины; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения.
Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом!
- Как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей?
Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.
Представьте себе вот такую ситуацию:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: - Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: - Это проявление жестокости, папа.
- Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми (мнения учащихся).
Обязанность –круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (слайд 20) (Толковый словарь С. И. Ожегова).
Есть у вас обязанности в семье? Какие?
Существуют ли обязанности у учеников? Какие? (слайд 21)
Где могут быть записаны обязанности учеников?
В «Уставе школы» (слайд 22) есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Это основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим. (слайд 23)
- соблюдать правила поведения в школе,
- правила внутреннего распорядка в школе;
- правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
- учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию;
- посещать все мероприятия, предусмотренные учебным планом;
- беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
- не подвергайте опасности жизни и здоровью себя и других школьников.
Закрепление.
Анализ предложенных ситуаций.
СЦЕНКА №1
МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь.
СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
СЦЕНКА №2
УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
- Объясните Оле, в чем она не права?
СЦЕНКА №3
УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли.
ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием.
- Разъясните Иванову его права и обязанности.
СЦЕНКА № 4
УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу?
ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения.
- Правильно ли рассуждает Петров?
СЦЕНКА №5
МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?
СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей.
- Может он прав?
- Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
- А чего они совершенно не знают?
- Как же примирить свои права с правами других людей?
- Подошло к концу наше мероприятие. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.
- Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).
- Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
- Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).
- Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
- До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
- Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?
- Что будет, если люди будут жить не по правилам?
- Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. (слайд 24) Самые активные на мероприятии помогают раздать раскраски с любимыми героями и памятками.