Тема урока № 1 «Россия- наша Родина»,
Цель урока:формирование у учеников представления о роли и значении Родины в жизни человека , чувства гордости за свою страну и уважения к своей Родине, ее культуре и традициям.
Задачи: 1. Развивать мотивацию к познанию нового предмета.2.Познакомить учеников с символами России.3.Разьяснить понятия духовный и материальный мир человека. 4.Воспитание любви к Родине, ее традициям.
Предварительная подготовка к уроку учащихся: (Найти в Толковом словаре значение слова Родина и записать в тетрадь, выучить стихи о родине, нарисовать рисунки по данной теме)
Оборудование урока: компьютерная презентация, учебники, выставка рисунков по теме Родина, тетради, карта России, смайлики для оценки понятого на уроке)
План урока с хронометражем:
Организационный момент ( 1-2 мин )
Актуализация знаний (показ слайдов о Родине) (3- 5 мин.)
Изучение новой темы (поэтическая минутка,работа в парах, работа в группах , презентация , работа сучебником.)( 25-30 мин.)
Физкультминутка (1- 2 мин.)
Закрепление материала( 5 мин.)
Подведение итогов, домашнее задание.( 2 мин)
Рефлексия (1 мин.)
Ходурока:
1. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы будем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который познакомит нас с материальными и духовными ценностями народов нашей Родины. В течение всего учебного года нашими добрыми помощниками будут вот эти учебники и ваши тетради. Впереди нас ждет многонеразгаданных тайн и открытий, которые помогут нам стать более умными, образованными, самостоятельными, терпимыми и открытыми друг к другу.Так впуть же к новымзнаниям и свершениям!
2.Актуализация знаний.
Учитель :Предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию и подумать, о чём мы сегодня будем говорить, какова тема нашего урока? (Просмотр презентации «Моя Родина» )
Ученик:
( Я думаю разговор пойдет о Родине, о моей стране и тема нашего урока будет связана с понятием Родина)
Учитель: правильно , обратите внимание на выставку рисунков , приготовленную вами и попытайтесь сформулировать тему урока.
Ученик: Моя Родина- Россия.
Учитель: Верно. Давайте откроем учебник и проверим сказанное.
( Дети открывают страницу 4 и читают тему урока « Россия- наша Родина»)
3.Изучение нового материала.
Учитель:– Конечно, сегодня мы с вами поговорим о Родине, её просторах, о народе, традициях, культуре, государственных символах и узнаем кое что новое.
Учитель: К уроку я просила вас найти в толковом словаре понятие слова Родина и записать к себе в тетрадь, зачитайте пожалуйста свои записи.
( Дети читают : Родина это 1. отечество , родная страна, 2.место рождения, происхождения, возникновения чего-нибудь)
Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и подобрать синонимы к слову Родина, записать их в тетрадь.
(Дети работают в парах и записывают в тетрадях родственные слова,отмечается лучшая пара, подобравшая наибольшее количество слов)
Учитель: Выделите корень слова.
(Дети выделяют корень род , идет интеграция с русским языком)
Учитель: Да, действительно, Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие. Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас чувство гордости за страну.Страна наша многонациональная , в ней живут люди разной веры и культуры, говорят на разных языках, но чтут свои традиции и бережно их хранят. Все вместемы стараемся уважать традиции других народов и сохранять свою культуру . Российская культура уникальна, богата , разнообразна и многогранна.Это и живописные иконы, и скульптуры, архитектура ,литература, музыка, живопись. Наша Родина имеет богатую историю. Все мы - дети великой России, мы – ее будущее. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
Любите, цените, уважайте нашу общую Родину – Россию и свою малую родину, то место , где вы родились.
(Обращение к карте России, показ ее границ и своего родного края)
Поэтическая минутка.
Учитель: К уроку я просила вас найти стихи о родине , давайте послушаем ваши выступления.
(Дети читают стихи о Родине приготовленные дома, учитель оценивает чтение и подбор стихов.)
Работа с тестом.
Учитель: А сейчас я хочу предложить вам поработать вгруппах и понять , что вы знаете о своей Родине.
Задания:
1. Что является символом государства?
А ) медаль
Б) герб
В) орден
2. Как зовут воина, который изображён на гербе Москвы и России?
А) Алексей
Б) Владимир
В) Георгий
3. Столицей государства называют
А) Москва
Б) Арзамас
В) Россия
4. День России отмечается
А) 23 февраля
Б) 9 мая
В) 12 июня
5. Как называют жителей нашей столицы?
А) россияне
Б) горожане
В) москвичи
6.Права и обязанности гражданзаписаны:
А) в учебнике
Б) энциклопедии
В) конституции
7.Кто проводит раскопки старинных поселений:
А) строитель
Б) археолог
В) архитектор
7.Сколько государств граничит с нашей страной?
А) 10
Б) 20
В )16
(Подводятся итоги тестирования, оценивается та группа, которая справилась с тестом верно. Учитель на доске записывает заранее верные ответы)
4. Физкультминутка.
(Звучит песня « Отчего так в России березы шумят» , дети склонили головы, прилегли на парту , закрыли глаза )
Беседа о символах Росии
Учитель: Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки. В каждой стране существует триединство отличительных символов.
Учитель: Какие? ( Дети отвечают)
Герб, флаг, гимн. Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это и отношение к самому государству. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику.
Учитель : Я предлагаю вам посмотреть презентацию и освежить в памяти свои знания по теме.
( Во время показа слайдов идет беседа о гербе, флаге и гимне страны)
Работа с учебником.
Учитель:Ребята, если вы внимательно посмотрите в учебник на тему нашего урока, то увидите слева раздел под названием « Вы узнаете». Это
ключевые понятия, которые должны мы усвоитьсегодня на уроке .
Учитель: Зачитайте их.
(Ученик: Что такое духовный мир человека и, что такое культурные традиции и для чего они существуют. )
Учитель: Предлагаю вам прочитать текст на странице 4- 5 самостоятельно и найти ответы на эти вопросы
(Дети читают текст и знакомятся с содержанием учебника)
( Дети закрыли глаза ,звучит тихая музыка)
5.Закрепление материала.
Учитель задает вопросы :
-Что такое духовный мир человека?
(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства)
-Что такое душа?
( Это внутренний мир человека.)
- Для чего мы изучаем предмет « Основы православной культуры»?
(Чтобы получить ответы на вопросы духовной и нравственной культуры.)
Что такое культурные традиции?
(богатство нашей многонациональной страны страны)
Учитель :Неотьемлемой частью жизни любого общества является религия, ее значение очень велико.Она влияет на поведение людей, на их веру. Жители нашего государства исповедуют разную религию, верят в разных богов, но их ценности и идеалы схожи.Мы все стремимся к добру, справедливости,, благополучию, взаимопониманию и терпимости.В нашей стране представлены все конфессии, о которых мы узнаем на следующем уроке « Культура и религия».
6. Подведение итогов, домашнее задание.
Учитель: Ребята, скажите, что нового узнали на уроке?( Ответы детей)
-Что запомнили? Что больше всего понравилось в уроке?(Выслушиваются высказывания детей)
-Дома прочитайте еще раз материал учебника , ответьте на вопросы, посоветуйтесь с родителями и запишите в тетради несколько культурных традиций, принятых в вашей семье, узнайте какие ценности лежат в основе вашей семьи, а также попробуйте рассказать о празднике народного единства.
Учитель: Хочу отметить детей принимавших участие в конкурсе рисунков по теме Родина, а также детей отличившихся в парной и групповой работе и выставить им оценки.
Учитель: Спасибо вам за урок, оцените его как он вам понравился и было ли в нем все интересно и понятно.
(Дети поднимают смайлики с улыбкой или с грустью)