Цель:
Сформировать устойчивое негативное отношение к курению.
Задачи:
Воспитание ответственности за свое здоровье.
Выработать умение делать обоснованные выводы.
Расширить познания о вреде курения.
Форма проведения: дискуссия
Подготовительная работа: (под руководством учителя)
- Первая группа учащихся занимается поиском материалов из истории распространения курения.
- Вторая группа учащихся занимается поиском информации о пагубном влиянии курения на организм.
- Третья группа изготавливает плакаты антирекламы курения.
Оборудование:
Плакаты с антиникотиновым содержанием, слайды о вреде курения.
План проведения.
- Вступительное слово классного руководителя.
- Выступление учащихся 1 – ой группы (из истории приобщения европейцев к курению).
- Выступление учащихся 2 – ой группы (о пагубном влиянии курения на организм человека).
- Опыт « Курящая кукла».
- Результаты наблюдений учёных.
- Выяснение обстоятельств курения.
- Тренинг «Убеди друга».
- Заключение.
Ход классного часа.
«Табак приносит вред телу,
разрушает разум,
отупляет целые нации»
Оноре де Бальзак
Учитель: Вы любите жизнь? ( Что за вопрос.)
Жизнь – это богатство, данное каждому человеку изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.
По прогнозам некоторых ученых, в текущем столетии при приеме на работу с образованием и коммуникативностью важным критерием будет состояние здоровья, поскольку это экономически выгодно работодателю.
Многие сегодняшние подростки не могут выдержать этой конкуренции, потому что в силу низкой общей культуры населения здоровье не стоит на первом месте в иерархии человеческих ценностей.
Давайте, посмотрим из чего, складывается здоровье (демонстрируется слайд).
Слагаемые здоровья:
- образ жизни;
- наследственность;
- здравоохранение;
- окружающая среда.
Возможность вести здоровый образ жизни зависит:
- от состояния здоровья;
- от условий обитания (климат, жилище);
- от экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);
- от наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);
- от отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, наркомания).
Нездоровый образ жизни – это курение, пьянство, наркомания, которые приводят к болезням, несчастьям и гибели.
Сегодня наш классный час будет посвящен одной из самых вредных привычек населения земли: курению.
Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка?
1 ученик: Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492г., были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба. В числе подарков обитатели острова Гуанахани, который Колумб назвал Сан – Сальвадор, поднесли сушеные листья растения «петум». Сами они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. Обитатели Кубы, куда Колумб высадился 27 октября 1492., называли травку для курения «сигаро». И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитяне, могли только черти, почти все матросы, ну и сам адмирал, втянулись в это занятие.
2 ученик: В Великобритании в 1585 году по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шейке. На Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы в 1585году. А борьба с курильщиками началась во времена царствования Миши Федоровича Романова. Уличенных в курении в 1 –ый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во 2- раз - обрезание носа либо ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634г., причиной которого, как стало понятно, было курение, оно было запрещено под ужасом смертной экзекуции.
Торговля табаком и курение были разрешены на Руси в царствование Петра I, который стал сам конкретным курильщиком опосля посещения Голландии.
Учитель: О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь», (слайд).
Если быть точным, то каплей никотина можно убить не одну, а три лошади. Но курильщики только посмеивались: «Видно я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив». Утешали себя: табачный деготь остается на фильтре.
Как влияет курение на организм человека?
1 ученик: Ели человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4,6 года по сравнению с некурящими;
если курит от 10 до 19 сигарет – то на 5,5 года;
если выкуривает от20 до 39 сигарет – на 6,2 года.
Установлено, что люди начавшие курить до 15 - летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет, а продолжительность жизни у них сокращается на 8 лет.
Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка и в 30 раз – раком легких. (слайды: легкие курильщика)
Учитель: Как детский организм реагирует на табачный дым?
2 ученик: Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке, если ее выкурить сразу, а для подростков – в половине пачки. Известен случай, когда девочку положили спать в комнате, где сушились листья табака, через несколько часов ребенок умер.
Учитель: Огромное число людей на Земле курит и продолжает жить. Как опасно курение для нашего организма?
Демонстрируется опыт: К резиновой груше присоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помешается вата, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной трубке присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и с помощью резиновой трубки выкуривается. Обратить внимание детей на то, что вата изменила цвет, концы трубочки стали коричневыми. Потом извлечь вату из трубки, развернуть и показать её изменившийся цвет. Необходимо акцентировать внимание детей, что осевшие на вате вещества – те самые токсины и яды, которые оседают в легких человека, приводя к тяжелейшим последствиям.
Пройти по рядам и каждому дать понюхать вату (это содействует усилению действия на учащихся). Параллельно демонстрируется слайд: влияние вредных веществ, содержащих в табаке, на разные органы человека.
Учитель: Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащие в табаке, их ведь насчитывается почти 1200!
В течение нескольких лет ученые проводили наблюдения над 200курящими и 2000некурящими школьниками. Давайте посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.
Болезни | курящие | Некурящие |
1. Нервные | 14% | 1% |
2. Понижение слуха | 13% | 1% |
3. плохая память | 12% | 1% |
4.Плохое физическое состояние | 12% | 2% |
5. Плохое умственное состояние | 18% | 1% |
6. Нечистоплотны | 12% | 1% |
7. Плохие отметки | 18% | 3% |
8. Медленно соображают | 19% | 3% |
Учитель:
Давайте поразмыслим над вопросом: «Почему дети начинают курить?»
Вероятные ответы учащихся:
- из любопытства;
- за компанию;
- рвение показать себя «крутым» и взрослым;
- нечем занять досуг;
- недопонимание угрозы курения;
- «покурю и смогу бросить»;
- не занимаюсь спортом;
- влияние рекламы, кино, телевидения; наличие карманных средств и т.д.
Учитель: 80% людей, желающих бросить курить, не могут сделать это самостоятельно. Бросать курить можно разными способами. Предложить провести тренинг «Убеди друга»: Одному из учащихся, который знает, что его одноклассник начал курить, должен убедить его бросить это опасное занятие, пока он не стал конкретным курильщиком, приводя аргументы против курения.
Аргументы для убеждения:
- Курение разрушает организм.
- Курение приводит к неизлечимым болезням.
- Курение понижает физическую нагрузку.
- Курение снижает умственные способности.
- Курение портит цвет кожи.
- Никотин фиксирует свободу, человек становится его рабом.
Учитель: Заключение:
Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «нет» всему, что может принести тебе вред.