Классный час «Курить или жить?».
Разработала: социальный педагог
Смольникова Е.А.
Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с курением и показать вредное влияние табака на организм человека.
Задачи:
- сформировать знания о вредном воздействии табачного на организм человека;
- пропаганда здорового образа жизни;
- подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;
- обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;
- вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья.
Ход классного часа.
Табак приносит вред телу,
разрушает разум,
отупляет целые нации.
(Оноре де Бальзак).
Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята! Тема нашего классного часа: «Курить или жить?».
Но прежде чем начать классный час, я хочу посмотреть какое настроение у каждого из вас. Перед вами 2 квадратика цветной бумаги. Выберите один из них и покажите мне.
Зелёный – спокойствие;
Красный – тревога.
Сегодня мы затронем одну из главных тем безопасности жизни человека – проблему курения. Эта тема не случайно стала темой нашего классного часа. В жизни любого человека наступает такой период, когда хочется во всём разобраться самому. Несмотря на уверения взрослых, нужно на собственном опыте всё проверить. Только одна затяжка, что будет? Интересно. Чем я хуже других, которые с важным видом достают из кармана пачку сигарет?
У нас в стране курит около трети детей в возрасте от 10 до 17 лет. Цифра эта увеличивается с каждым годом, причём в основном за счёт представительниц женского пола: за последние 15 лет число курящих девочек увеличилось втрое. Примерно 16% подростков сигаретами ещё только «балуются», покуривая от случая к случаю. Зато 12% уже втянулось и стало заядлыми курильщиками. Сейчас в России насчитывается 36 млн. курильщиков. «Эпидемия» курения каждый год уносит 400 тысяч россиян, но каждый год на место выбывших становятся новые курильщики из числа молодёжи. По данным опросов, 80% мужчин и 50% женщин начинают курить ещё в школе. Я надеюсь, что проведение этого классного часа поможет всем разобраться и определиться в отношениях к сигарете.
А что вы знаете о курении, мы попробуем определить путём проведения игры «Брейн-ринг». У вас будет не одна команда, а две. Я буду задавать вам вопросы и три варианта ответов. Ваша задача за 5 секунд выбрать правильный ответ. Капитан команды поднимает карточку с номером вашего ответа. За каждый правильный ответ команда получает вознаграждение – звёздочку. Команда, набравшая наибольшее количество звёздочек выигрывает.
Итак, начали:
* Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу?
1. В XVI в. испанцами из Америки.
2. В XVI в. китайцами.
3. В XVIII в. англичанами из Индии.
* При каком царе табак впервые появился в России?
1. При Иване Грозном.
2. При Екатерине II.
3. При Петре I.
* Какой русский царь ввёл запрет на курение?
1. Алексей Михайлович.
2. Пётр I.
3. Екатерина II.
* Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда человеку?
1. Сигареты с фильтром.
2. Сигареты с низким содержанием никотина и смол.
3. Нет.
* Что такое пассивное курение?
1. Нахождение в помещении, где курят.
2. Когда куришь «за компанию».
3. Когда не затягиваешься сигаретой.
* Как влияет курение на работу сердца?
1. Замедляет его работу.
2. Заставляет учащённо биться.
3. Не влияет на его работу.
* Какое заболевание считается наиболее связанным с курением?
1. Аллергия.
2. Рак лёгкого.
3. Гастрит.
* Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем больше куришь, тем сложнее бросить курить.
3. Чем дольше куришь, тем легче бросить курить.
- Подсчитайте количество звёздочек. Команде победительнице наши аплодисменты.
А теперь давайте обратимся к истории. Откуда же родом табак?
Информационный блок.
1. Краткая история курени.
В Европе долго не было известно о табаке. Листья и семена табака были привезены из Америки в 1492 году моряками экспедиции Христофора Колумба. Когда его корабль пристал к одному их островов неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства. Курили они и во время религиозных церемоний, пускали клубы табачного дыма по направлению к солнцу, где, по их мнению, и обитало божество «Моннито» - дух жизни.
При встрече с матросами Христофора Колумба индейцы пытались в знак дружбы угощать их табаком. Если кто-либо отказывался от предлагаемой «трубки мира», это воспринималось индейцами как враждебное к ним отношение. Чтобы не обидеть индейцев Христофор Колумб и его матросы были вынуждены принимать угощение и курить, не смотря на тошноту и неприятное самочувствие. Постепенно часть матросов привыкли к курению табака.
В Европу табак был завезён в 1496 году испанским монахом Романом Панно. Растения он использовал в качестве декоративных. О табаке писали хвалебные трактаты, рассматривая его как чудодейственное средство на организм: очищает мозговые соки, уменьшает голод, жажду и пьянит, как вино.
Екатерина Медичи, будучи больна, стала применять «нюхательный табак» от головной боли. Она испытывала кратковременное облегчение под воздействием никотина. Мода нюхать табак стала быстро распространяться. Вера в целебные свойства табака была настолько сильна, что во время эпидемии чумы в целях профилактики табак нюхали даже дети.
Вскоре увлечение табаком сменилось глубоким разочарованием. Оказалось, что употребление табака вредно и опасно для здоровья. В 1680 году французский король Людовик XII издал декрет, по которому только аптекари имели право его продавать.
В других странах, лиц, увлечённых курением, строго наказывали. Например, с петлёй на шее водили напоказ местным жителям в целях их устрашения, а злостных курильщиков даже казнили. В России царь Михаил Фёдорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног. А торговцам табака «пороть ноздри», резать носы и ссылать в дальние города.
Лишь Пётр I, который пристрастился к табаку в Голландии, снял запрет на табак.
Факты утверждают:
1. Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет.
2. Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили.
3. Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили.
4. Из каждых 100 человек, начавших курить, «заядлыми курильщиками» становятся 80;
5. Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
6. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.
Учитель.
Ребята, увидев такие страшные последствия курения, давайте попытаемся ответить на вопрос: «Почему подростки начинают курить?»
Ребята отвечают.
Учитель. Не бойтесь отказаться, если это действительно ваши друзья, они не станут рвать с вами отношения только потому, что вы отказались закурить или выпить вместе с ними. К тому же ни для кого не секрет, что проблем с алкоголем ничуть не меньше, чем с курением.
Учитель. В народе говорят: «Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости, хочешь быть счастлив неделю – женись, хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину, хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!».
Показ опыта «Курящая кукла» (пластиковая бутылка, сигарета, вата).
В опыте вы видели воздействие лишь одной сигареты на «лёгкие», тогда как курильщик выкуривает несколько сигарет, и его лёгкие выглядят значительно чернее и запах от них ещё сильнее.
Учитель.
Наш разговор о курении подходит к концу. Я хочу посмотреть на ваше настроение (ребята выбирают квадрат цветной бумаги, соответствующий настроению и поясняют свой выбор).
А теперь пусть каждый из вас составит памятку
«Мои аргументы против курения».
Так что же выбираем мы?
Курить или жить?