kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Культура поведения за столом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час предазначен для учащихся средних классов. Ребята узнают, как вести себя за столом, как пользоваться столовыми приборами. Учатся этикету поведения.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Культура поведения за столом"»

Форма мероприятия: беседа


Цель мероприятия: способствовать формированию навыков культурного поведения за столом


Задачи:

  1. Совершенствование умений по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.

  2. Обобщение материала по культуре поведения за столом.

  3. Воспитание общей культуры поведения за столом.

 Ожидаемые результаты:


Полученные знания будут применены на практике.



Приветствие.

 

Знакомство.

 

Упражнение на

установление эмоционального контакта.

 

 

Введение в тему.

 

Игра «Как вести себя за столом»

 

Разбор ситуаций, которые могут возникнуть за столом.

 

 

Стихотворение Г. Остера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вести себя за столом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Сервировка стола»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

Стихотворение И.Горюновой «Правила поведения за столом»

- Здравствуйте,  дети!

 

— Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо познакомиться. А сделаем мы это следующим образом. Каждый из вас напишет на листочке свое имя и вставит его в бейджик. После того, как все напишут, каждый из вас по кругу представится и назовет то качество, которое у него преобладает в большей  степени. Например, меня зовут Оля и я очень добрая.

 

— Вот мы и познакомились, а теперь давай выполним одно упражнение, которое называется «Я росту». Для начала сядьте на корточки, преклоните голову к коленям и закройте глаза.

— Представь, что каждый из вас – это маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь и устремляясь в высь. А мы  будем помогать вам расти, считая до 5. На счёт 5 вы вырастете и потягиваетесь к небу руками – ростками, встав на цыпочки. Добавляйте рост на каждый счёт.

— Какие чувства вы испытывали, когда выполняли это упражнение? (Ответы детей: смущались, хотелось улыбаться, не хотели выполнять это упражнение).

 

— Чтобы узнать тему нашего занятия, сядьте поудобнее и послушайте одну сказку.

— …Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»

— Входи! — ответила старушка, выглянувшая в окно. — Я здесь живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устро­ил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.

— Фу, как противно! — Подумала Даша. — Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.

И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб…

— Как вам не стыдно так некрасиво есть! — в слезах крикнула Даша.

Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, по­тому что говорили они с набитыми ртами.

— Извините, — вздохнула Даша, — но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

— Вот такая сказка. Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Ответы учащихся: о еде, о том, как вести себя за столом).

— Сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя за столом, что можно делать и что нельзя. Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам. ­

— Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удоб­нее — из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валя­лись кости и объедки. Так выглядел обед. Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изме­нилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.

— Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на древних людей не похожи, но, тем не менее, вам нередко при­ходится еще слушать замечания:

«Убери локти со стола!»

«Не чавкай!»

— Наверное, в душе вы думали не раз, что просто к вам придираются. Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Су­ществуют строгие правила поведения во время еды.

 

— Умеете ли вы вести себя за столом? (Ответы учащихся: да, нет). Давайте проведем одну игру и узнаем, умеете ли вы вести себя во время еды.

— Вам будут зачитываться варианты поведения за столом, а вам необходимо  при перечислении отметить хлопками в ладоши только те, которые можно делать за столом.

  • Глотать большие куски;

  • Не чавкать;

  • Ковырять в зубах пальцами;

  • Класть в рот небольшие куски;

  • Чавкать;

  • Вытирать рот рукавом;

  • Спешить;

  • Пить залпом;

  • Выплёвывать косточки на стол;

  • Хорошо пережёвывать пищу;

  • Не говорить с полным ртом;

  • Чистить зубы зубочисткой;

  • Пользоваться салфеткой;

  • Дуть на суп;

  • Бросать салфетку на пол.

 

— Вы все правильно отметили, что можно делать за столом, а что нельзя, а сейчас мы с вами разберем ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи и разберем, как с этой ситуацией справиться.

Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?

 

Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, — поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Пле­ваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.

 

Гости сидели за столом, и пили чай с вареньем. Среди них был маль­чик, который пришел в этот дом в первый раз и чувствовал себя очень не­ловко. Ему казалось, что все смотрят только на него, и он не знал, куда деть руки. Краснея под взглядами других гостей, он машинально играл стеклянной ложечкой для варенья. И тут случилось нeпoпpaвимoe. Неча­янно он сильно ударил ложечкой о край вазы, и хрустальная ложечка сломалась пополам.

 

Если гость совершил какую-нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это. Англичане говорят: «Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, когда их делают другие».

 

Прозвенел звонок и мы пошли в столовую. На столе уже стоят та­релки с манной кашей. Все берутся за ложки. — Фу! — вдруг, громко гово­рит Слава. — Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

 

Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо го­ворить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно нев­кусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас забо­тится.

 

Можно ли разговаривать за столом?

 

Совершенно необязательно сохранять во время еды  ти­шину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, и лишь после этого принимайся за следующий кусок.

 

Маша чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыга­ет носом.

 

Есть надо абсолютно беззвучно. Жуй и глотай так, чтобы никто ничего не слышал! Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом!

 

 

— Но на свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вред­ный совет. Такие советы дал, Григорий Остер в своем стихотворении, ко­торое мы сейчас с вами и послушаем. Стихотворение длинное, поэтому мы разделили его на несколько частей. Сейчас вам мы раздадим эти части, вы прочитаете сначала про себя, а потом для всех остальных вслух.

 

  1. Коли друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома,

Пригодиться самому.

 

  1. Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет,

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

 

  1. Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Коли вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье ­

Трудно будет вынимать.

 

  1. Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

 

  1. Если вас зовут обедать,

Гордо прячьтесь под диван

Если все-таки достанут

И за стол посадят вас,

Опрокидывайте чашку,

Выливайте на пол суп,

Зажимайте рот руками,

Падайте со стула вниз.

 

  1. А котлеты вверх бросайте- ­

Пусть прилипнут к потолку.

 

— Какие советы дает автор стихотворения? Плохие или хорошие?  (Ответы учащихся: плохие). Будете ли вы их выполнять? (Ответы учащихся: нет).

— А как же надо все-таки вести себя за столом?  Можете ли вы рассказать? (Дети приводят свои примеры).

1.Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков – это  некрасиво.

  1. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

  2. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

  3. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, от­режь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

  4. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

  5. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

  6. Гарнир — овощи, картошку, макароны — набирай на вилку с помощью хлебной корочки.

  7. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

  8. Не ешь с ножа — это некрасиво, да и можно поранить рот.

  9. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо — их легко разломить вилкой.

 

  1. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку – в ле­вой.

 

  1. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

 

  1. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а  вежливо попроси передать.

 

  1. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок  получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

 

  1. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.

 

  1. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

 

  1. За едой не читай – это не только невежливо по отношению к окру­жающим, но и вредно.

 

  1. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу – это некрасиво и невежливо.

 

— Умете ли вы сервировать стол? Сервировать стол значит —  подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки  стола – не  прихоть той или иной хозяйки, он выработан года­ми, продиктован требованиями гигиены и необходимостью, обеспе­чить садящим за столом наибольшее удобство.

— Давайте с вами проведем игру, в которой мы сможем определить, умеете ли вы сервировать стол или нет. Для этого необходимо разбиться на две команды.  Сделаем это следующим образом. Каждый из вас получит картинку. На картинке нарисован какой-либо предмет. Ваша задача заключается в том, чтобы разбиться на две команды, но при этом не говорить друг другу ни слова, а только показывать картинку и пользоваться какими-либо жестами.

— Вот вы и разбились на две команды. Каждая команда получает необходимые предметы для сервировки стола. По команде ведущего вам необходимо сделать сервировку стола не только, как можно быстрее, но и как можно правильнее.

— Давайте проверим вместе с вами, правильно вы сделали сервировку или нет.

— Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, сал­фетки, приборы, посуда.

— Стол рекомендуется застелить скатертью.

— Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов.

— На скатерть кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. Салфетка обязательный предмет. Она предназначена для индивидуального пользования, ее в развернутом виде кладут на колени, чтобы предохранить оде­жду от случайного попадания пищи. Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено, можно лишь приложить салфет­ку к губам до и после питья, после каждого блюда, однако лучше для этой цели использовать бумажные салфетки, которые ставят на стол в специальной подставке.

— По окончании еды салфеткой слегка касаются губ и кладут справа от тарелки.

— На салфетку ставят закусочную та­релку. Справа и слева от закусочной тарелки размещают закусочные приборы. Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх, нож — справа лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой.

-Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка ее должна быть повернута к пра­вому плечу сидящего.

— Общее блюдо ставят  в центре стола вместе с прибором для рас­кладывания, каждый берет то, что хочет из общего блюда и кладет себе на тарелку.

-На стол необходимо поставить масленку и положить нож, ко­торым каждый отрезает кусочек масла, кладет себе на тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом, лежащим справа от тарел­ки. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину вместе с ло­жечками для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара: каж­дый добавляет его по вкусу.

-Приступают к еде тогда, когда начинают есть хозяйка или хозяин. Обычно кушанье из общего блюда берут, пользуясь вилкой, лож­кой, лопаточкой или щипцами, но некоторые продукты берут ру­ками. Это хлеб, печенье, фрукты и цитрусовые — их не нужно де­лить ножом, они не пачкают рук, и вы касаетесь только одного куска, который затем кладете себе на тарелку.

-Если необходимо взять фужер или хлеб, вилку и нож кладут на тарелку крест-накрест: вилку выпуклой частью вверх, нож острием влево.

-Если на столе находится праздничный прибор из пяти или шести предметов, сначала используют прибор, находящийся даль­ше от тарелки, затем — следующий за ним и так далее.

-По окончании еды тарелку не отодвигают от себя, на нее кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.

— Во время еды пользуются вилкой и ножом, нож держат в правой руке, а вилку — в левой. Если едят только вилкой, то ее бе­рут в правую руку. Не берут нож, вилку, ложку близко к основа­нию, нельзя есть ложкой, то, что положено есть вилкой. Брать на вилку надо столько, чтобы с нее не падало. Если едят вилкой и но­жом, то ножом подправляют пищу, которую берут вилкой. Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома, за семейным столом.

 

— Вот такие правила существуют при сервировке стола. Конечно, их всех запоминать не обязательно, но некоторые правила очень легко запомнить, и может быть, когда-то в будущем, они вам пригодятся.

 

— Наше беседа подходит к концу, и в завершении мы бы хотели узнать с какими мыслями, знаниями вы уходите с этого занятия. Для этого мы хотим предложить вам фразы, из которых вам необходимо выбрать одно и закончить его.

 

  1. На беседе я больше всего запомнил про…

  2. Я на беседе узнал, что…

  3. Я получил удовольствие от…

  4. Больше всего мне понравилось…

  5. Своим друзьям я теперь могу рассказать про…

 

— Закончить нашу беседу хотелось бы вот таким поучительным стихотворением Ирины Горюновой, которое так и называется «Правила поведения за столом».
Аккуратно кушай хлеб —
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис… Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.

 

— Спасибо за активное участие. До свидания!

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Классный час "Культура поведения за столом"

Автор: Мирошник Елена Васильевна

Дата: 29.07.2020

Номер свидетельства: 555189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Классный час "Культура поведения в школе и школьный этикет" "
    ["seo_title"] => string(65) "klassnyi-chas-kul-tura-poviedieniia-v-shkolie-i-shkol-nyi-etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "166114"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422901071"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Классный час "Правила поведения учащихся в школе""
    ["seo_title"] => string(61) "klassnyi_chas_pravila_poviedieniia_uchashchikhsia_v_shkolie_1"
    ["file_id"] => string(6) "445168"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1513645939"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Классный час "Правила поведения для первоклассников" "
    ["seo_title"] => string(56) "klassnyi-chas-pravila-poviedieniia-dlia-piervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "172355"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423811021"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "открытый классный час: " Правило поведения одноклассников""
    ["seo_title"] => string(58) "otkrytyi-klassnyi-chas-pravilo-poviedieniia-odnoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "254941"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447845552"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Классный час по теме "Вежливость, культура, этикет.""
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi_chas_po_tiemie_viezhlivost_kul_tura_etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "467227"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1524397832"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства