Просмотр содержимого документа
«Классный час: " Духовные ценности семьи "»
КГУ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» №63
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ|:
«ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ»
Провела: Кл. руководитель
11 «Б» класса Булекпасова Б.Ш
Нур-Султан -2019г
Цель урока – актуализация вопросов семейного воспитания, содействие расширению знаний школьников о семье, определение значимости семьи в жизни каждого человека, повышение роли семьи в формировании личности ребёнка, его патриотического мировоззрения.
Задачи: формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; развивать потребность узнавать историю своей семьи, нации; побуждать их к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, развивать гражданственность и патриотизм, толерантность.
Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbrah), памятки.
Оформление кабинета: проектор; макет дерева толерантности.
Приглашенные гости: родители.
Ход классного часа:
Эпиграф:
«Отбасында адам бойындағы асыл
қасиеттер жарқырай көрініп, қалыптасады.
Отанға деген ыстыќ сезім – жақындарына,
туған-туысқандарына деген сүйіспеншіліктен басталады».
Елбасы Н.Ә.Назарбаев
1. Актуализация
Учитель
-Перед вами иллюстративный ряд ( приложение1). К какому понятию он относится?
- Почему вы так считаете?
- Что означают слова семья, семьянин?
- Какую роль играет семья в жизни человека, от чего зависит счастье в семейной жизни - главные вопросы нашего занятия.
Семья – основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла – дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни.
Семья — это глубочайшая традиция, нет ничего важнее близких, любимых и дорогих людей. Пусть же так и остается всегда, несмотря на изменчивость нашего мира.
Задание 1: Составьте кластер ценностей «Семьи» в виде ромашки
1 группа – семья для общества
2 группа – семья для супругов
3 группа – семья для детей
4 группа – семья для родителей
Группы представляют свои работы. На доске составляется общий цветок из ценностей семьи, названных группами.
Ученик 1:
Что значит дом, уют и мир Совсем не каждый понимает. И потому я в День семьи Ценить всех близких вам желаю.
Они всегда поддержат вас, Слова найдут для утешения. Они вас любят без прикрас Всегда ваш помнят День Рожденья.
Семью цените вы всегда, Пусть будет радость в вашем доме. Пускай счастливая звезда Хранит всех близких и знакомых.
2. Основная часть.
Вопрос учителя: Что означает семья для каждого из вас?
Ученик 2: Семья – золотая колыбель человека. С момента появления на свет, человек растет и воспитывается в семье, привыкает к окружающему миру. Если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. Семья являться основой для формирования нравственных качеств ребенка. В любой национальности особую роль играют семейные традиции. Так как ребенок берет пример с членов семьи, их отношений друг с другом, их культуры общения. Ребенок впитывает доброту,честность, мужество, любовь к Родине. Сознание ребенка формируется любовью матери, добрыми словами отца.
Ученик 3:Я считаю, Семью можно сравнить с кораблем, плывущим по морю. Море – это жизнь, а корабль – семья. Капитаны корабля – родители. Родители с малых лет воспитывают в детях такие нравственные качества как, доброта, милосердие, любовь к людям. Каждый день они говорят нам о необходимости быть честными, терпеливыми, умеющим сострадать, любить.
Ученик 4:Елбасы Н.Ә.Назарбаев сказал: «Отбасында адам бойындағы асыл қасиеттер жарқырай көрініп, қалыптасады. Отанға деген ыстыќ сезім – жақындарына, туған-туысқандарына деген сүйіспеншіліктен басталады».
Да, семья – священная школа, где происходит воспитание и формирование нашей личности. Семья оказывает огромное влияние на нас, так как ничто не может заменить воспитание родителей. Ведь только в семье царит любовь, доброта, открытость, в семье приучают к честности, ответственности.
Ученик 5: На воспитание ребенка оказывают огромное влияние как мать так и отец. Самые интересные периоды жизни ребенка проходят в семье. Взаимоотношения между членами семьи в повседневной жизни, их психологическое состояние, их поступки, взгляды, характеры имеют большое значение в процессе нашего воспитания. Нас раннего возраста учат различать добро и зло, приучают к национальным обычаям, традициям и ценностям.
Национальное воспитание позволяет человеку вести нормальное, социально полноценное существование в окружающей среде и, в то же время, делает его способным гармонично вписаться в национальное общество, чувствовать себя в вполне комфортно определенной национальной среде.
Ученик 6: Приобщение нас к национальным ценностям позволяет нам увидеть историю своего народа не как последовательность объективных событий, а как национальную позицию по отношению к этим событиям, как коллективную национальную память. В результате мы воспринимаем национальную историю своего народа и личную сопричастность ей.
Обучение национальным традициям, обрядам и ритуалам это, я считаю не сентиментальная тяга к прошлому, не мечта о его возврате, а фактическая связь поколений. Эта связь будет возрождаться каждый раз, когда ребенок будет сам становиться родителем, и будет учить своих детей тому, чему учила его семья в прошлом. Но если семья не сделала этого, не важно, по каким причинам, то задача самих детей изучать свое культурно-историческое наследие.
Ученик 7: К сожалению, современная семья не полностью реализует свои возможности в национальном воспитании; часто основным источником знаний по истории, культуре своего народа в настоящее время оказывается не семья, а школа. Дети, получая знания по национальной культуре в школе, часто оказываются более образованными в этих вопросах, чем их родители. Но ведь чем больше родители значат для ребенка, чем выше он ценит их мнение, тем больше шансов, что советы будут не только выслушаны, но им еще и последуют. Поэтому важно, чтобы исторически и традиционно все культурные, религиозные, исторические знания, связанные с его этносом, ребенок получал именно в семье. Важно только, чтобы семья лидировала в процессе национальной идентификации ребенка, чтобы новые знания о своем этносе, получаемые ребенком вне семьи, не вступали в противоречия с семейными ценностями и установками.
Поскольку задача самопознания является для нас ведущей, национальное воспитание, собственный опыт национальной жизни и самообучение имеют большую ценность. Все это развивает его национальное самосознание и помогает самоидентифицироваться, то есть познать свой культурно-генетический код, что в свою очередь, порождает интерес к национальной культуры.
Учитель: Стремление к изучению мира своего этноса - естественная потребность личности в самоутверждении, в поиске достойного места среди других людей. Национальное воспитание позволит личности интегрировать элементы национального в свою повседневную жизнь.
Идеалом национального воспитания представляется человек, знающий свои национальные культуру, историю, традицию и язык и при этом не отрицающий исторического значения других народов и, в частности, того, среди которого он живет.
Выступления детей в национальных костюмах о национальном воспитании в их семье.
Вопросы гостям мероприятия:
1. Насколько важна семья для Вас? Почему?
2. Уделяется ли внимание в вашей семье национальному воспитанию?
3. Каким должно быть отношение детей к культуре своего народа и народов живущих рядом?
Учитель
Сегодняшний мир слишком часто демонстрирует нетерпимость и жестокость. Система ценностей размыта, по телевизору идет пропаганда криминальных видов деятельности, красивой жизни и нетрудовых денег. Есть подростки, которые из чувства социального протеста или в поисках смысла жизни попадают в экстремистские молодежные организации (скинхеды) или тоталитарные секты.
И вот здесь важно, какие ценности сумеют противопоставить всему этому родители, насколько убедительны они будут в оценке различных сторон жизни, какую позицию они занимают, каков их опыт противостояния трудностям.
Есть данные исследований, которые убеждают, что 98 % детей в благополучных семьях (было опрошено 300 семей) не проявляют резких изменений поведения, не совершают асоциальных поступков в ответ на негативную информацию, идущую с экранов телевизоров, видеокассет, страниц журналов и газет. Интересующие вопросы и возникающие проблемы эти дети решают в семье или совместно с родителями находят выход из складывающейся ситуации. На вопрос: “К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?” у данной категории детей 83% ответов: “К родителям”. «Почему именно к родителям?» - на такой вопрос дети отвечают: «Родители поймут, помогут, не будут морализировать, подскажут, как правильно поступить, и т.д.». Таким образом, с уверенностью можно сказать, что между детьми и родителями в таких семьях сложились толерантные взаимоотношения.
Вопрос учащимся: Что мы называем «толерантностью»?
Ученик 8: Толерантность – это отношение к другим людям как к равным себе. Это уважительное отношение к людям вне зависимости от их национальной принадлежности, от языка, от религиозных верований, от цвета кожи и волос. Это уважение права каждого на собственное мнение.
На сегодняшний день толерантность рассматривается наряду с такими понятиями как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Но в обыденной жизни нам не хватает толерантности и по отношению к престарелым людям, инвалидам, людям с физическими недостатками
С чего же начинать воспитание толерантности в семье? Наверное, с себя. Воспитывать в себе воспитателя – это задача, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной.
Ученик 9: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности:
Толерантность – это прощение.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение прав других.
Толерантность – это сотрудничество.
Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – мир и согласие.
Толерантность – милосердие.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!
Учитель: Я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа. Вопрос: какова основная идея видеоклипа?
Учитель: Толерантная семья. Вопрос: Какими качествами обладает такая семья, ваша семья? Продолжите фразу «В моей семье …»
все терпимые и терпеливые;
здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
окружающие друг друга заботой;
внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
успешные, независимые, счастливые.
Учитель: Толерантный город. Продолжите фразу «В моём городе …»
прохожие доброжелательные, вежливые;
улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
река и воздух чистые, природа здоровая;
школа просторная, светлая;
учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
3. Заключительная часть.
Учитель: Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.
Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее; но часто родители забывают основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером.
Нет счастливой семьи без любви, нет настоящей любви без верности. Пускай же в этот казахстанский день семьи, в каждый дом постучится счастье, благополучие, достаток, взаимопонимание, мир, гармония и удача. Пускай всюду звучит детский смех, искрится радость и бьет ключом здоровье.
Семья – золотая колыбель человека. С момента появления на свет, человек растет и воспитывается в семье, привыкает к окружающему миру. Если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. Семья являться основой для формирования нравственных качеств ребенка. В любой национальности особую роль играют семейные традиции. Так как ребенок берет пример с членов семьи, их отношений друг с другом, их культуры общения. Ребенок впитывает доброту,честность, мужество, любовь к Родине. Сознание ребенка формируется любовью матери, добрыми словами отца.
Я считаю, Семью можно сравнить с кораблем, плывущим по морю. Море – это жизнь, а корабль – семья. Капитаны корабля – родители. Родители с малых лет воспитывают в детях такие нравственные качества как, доброта, милосердие, любовь к людям. Каждый день они говорят нам о необходимости быть честными, терпеливыми, умеющим сострадать, любить.
Елбасы Н.Ә.Назарбаев сказал: «Отбасында адам бойындағы асыл қасиеттер жарқырай көрініп, қалыптасады. Отанға деген ыстыќ сезім – жақындарына, туған-туысқандарына деген сүйіспеншіліктен басталады».
Семья – священная школа, где происходит воспитание и формирование нашей личности. Семья оказывает огромное влияние на нас, так как ничто не может заменить воспитание родителей. Ведь только в семье царит любовь, доброта, открытость, в семье приучают к честности, ответственности.
На воспитание ребенка оказывают огромное влияние как мать так и отец. Самые интересные периоды жизни ребенка проходят в семье. Взаимоотношения между членами семьи в повседневной жизни, их психологическое состояние, их поступки, взгляды, характеры имеют большое значение в процессе нашего воспитания. Нас раннего возраста учат различать добро и зло, приучают к национальным обычаям, традициям и ценностям.
Национальное воспитание позволяет человеку вести нормальное, социально полноценное существование в окружающей среде и, в то же время, делает его способным гармонично вписаться в национальное общество, чувствовать себя в вполне комфортно определенной национальной среде.
Приобщение нас к национальным ценностям позволяет нам увидеть историю своего народа не как последовательность объективных событий, а как национальную позицию по отношению к этим событиям, как коллективную национальную память. В результате мы воспринимаем национальную историю своего народа и личную сопричастность ей.
Обучение национальным традициям, обрядам и ритуалам это, я считаю не сентиментальная тяга к прошлому, не мечта о его возврате, а фактическая связь поколений. Эта связь будет возрождаться каждый раз, когда ребенок будет сам становиться родителем, и будет учить своих детей тому, чему учила его семья в прошлом. Но если семья не сделала этого, не важно, по каким причинам, то задача самих детей изучать свое культурно-историческое наследие.
К сожалению, современная семья не полностью реализует свои возможности в национальном воспитании; часто основным источником знаний по истории, культуре своего народа в настоящее время оказывается не семья, а школа. Дети, получая знания по национальной культуре в школе, часто оказываются более образованными в этих вопросах, чем их родители.
Но ведь чем больше родители значат для ребенка, чем выше он ценит их мнение, тем больше шансов, что советы будут не только выслушаны, но им еще и последуют. Поэтому важно, чтобы исторически и традиционно все культурные, религиозные, исторические знания, связанные с его этносом, ребенок получал именно в семье.
Но то, что многие дети изучают историю, традицию и получают другие знания о своей этнической культуре больше в школе, чем в семье, не является ошибкой. Ведь приобщятся к этнической культуре можно многими путями: в ходе семейного воспитания, совместной со взрослыми и сверстниками деятельностью в национальной жизни, в ходе специального обучения и т.д. Важно только, чтобы семья лидировала в процессе национальной идентификации ребенка, чтобы новые знания о своем этносе, получаемые ребенком вне семьи, не вступали в противоречия с семейными ценностями и установками.
Поскольку задача самопознания является для нас ведущей, национальное воспитание, собственный опыт национальной жизни и самообучение имеют большую ценность. Все это развивает его национальное самосознание и помогает самоидентифицироваться, то есть познать свой культурно-генетический код, что в свою очередь, порождает интерес к национальной культуры.
Стремление к изучению мира своего этноса - естественная потребность личности в самоутверждении, в поиске достойного места среди других людей. Национальное воспитание позволит личности интегрировать элементы национального в свою повседневную жизнь.
Освоение национально-культурных ценностей происходит через усвоение им национальных обычаев, обрядов, ритуалов, праздников, через изучение литературы, языка и других элементов культуры.
Идеалом национального воспитания представляется человек, знающий свои национальные культуру, историю, традицию и язык и при этом не отрицающий исторического значения других народов и, в частности, того, среди которого он живет.