Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, видеоролик «Час кода -2015», видеолекция, карточки для групповой работы.
Ход занятия.
I. Вступительная часть.
Вступительное слово учителя:
Оглянитесь вокруг - все, что нас окружает: от проектора в классе, светофоров и автомобилей на улицах, микроволновых печей, холодильников дома, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр, спецэффектов в кино до поддержания работы электростанций, спутников, космических кораблей, роботов управляется и создано при помощи компьютерных программ.
Информационные технологии (ИТ) вошли практически во все сферы нашей жизни. Они делают мир, в котором мы живем, удобнее и безопаснее, но самое главное, помогают справляться с любыми задачами гораздо быстрее. Только представьте, если бы сегодня вам пришлось умножать 20-значные числа в уме или на бумаге, тратить или ждать
десятки часов, чтобы найти нужную информацию или набрать текст, отправить письмо-сообщение другу или родственнику в другой город. ИТ дают моментальный доступ к любой информации и знаниям, которые были накоплены человечеством за тысячи лет, оставляя человеку больше времени и пространства для творчества, личной жизни, общения и новых свершений.
II. Основная часть.
1. Просмотр ролика акции «Час кода - 2015»
- О чём рассказали знаменитости?
- К чему они призывают?
Технологии развиваются очень быстро! Наши родители, бабушки и дедушки еще 20-15 лет назад даже не могли себе представить, насколько технологии изменят нашу жизнь сегодня. Многие до сих пор сталкиваются с трудностями при общении с компьютером и Интернетом и просят нас помочь.
2.Просмотр видеолекции.
- С помощью технологий: виртуальная реальность, голографические 4D дисплеи, 3D сканирование и печать, свободное межязыковое общение при помощи онлайн переводчиков, вы сможете легко пообщаться (провести встречу) с человеком из другой страны, не зная его языка, и видеть его голограмму в полный рост в своей комнате Удивительно, но все эти вещи будут создаваться людьми, которые сегодня учатся в школах и вузах, т.е. вами! ИТ-технологии могут воплотить в жизнь любые фантазии, а их разработчики всегда становятся первыми обладателями всех новинок и всегда находятся в тренде.
3. Информация и её кодирование.
- Скажите, кто из вас знает, что такое информация?
/Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.
- Какие действия человек совершает с информацией?
/Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./
- Как человек хранит информацию?
/Хранение информации в уме – собственная (внутренняя информация) – оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./
- Какие современные носители информации вам известны?
/Магнитные и лазерные диски, флеш-карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/
История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале известных ему объектов окружающего мира.
Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника – человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок – кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок – сообщает учащимся о долгожданной перемене. Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Код-это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).
Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.
Существует три основных способа кодирования информации:
- Графический – с помощью рисунков или значков;
- Числовой – с помощью чисел;
- Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.
Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.
4. Практическая работа по группам.
- Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания.
Задание №1 «Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»(закодированное слово в столбик)
Группа 1 Группа 2
__ __ м __ .__ . ц . __ __ . п __ т
__ __ __ о . . и . __ . р . е
__ . н . . __ . ф . . и __ . __ к
. . и . __ . р __ . н . . . с
__ т . __ а __ т __ т
__ __ __ о __ . . е
. __ . р . __ . р
Задание №2«Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А1, Б2, В3, …, Я33»
Группа 1 Группа 2
Алфавит Тетрадь
1 13 22 1 3 10 20 20 6 20 18 1 5 30
Блокнот Циркуль
2 13 16 12 15 16 20 24 10 18 12 21 13 30
Задание №3«Закодировать текст, используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)»
Группа 1 Группа 2
Компьютер Клавиатура
лпнрэяуёс лмбгйбуфсб
5. Работа с тренажёром на www.сайте часкода.рф
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
-Наше занятие подходит к концу.
- Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня узнали?
- Где мы можем применить знания, полученные на занятии?