Цель данного классного часа:уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд и совесть; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу. к размышлению о себе.
На классном часе ведётся разговор о таких жизненно-важных понятиях, как стыд и совесть. Проводится словарная работа по этим понятиям. Чтобы интереснее было ребятам. проводится игра "Чего нужно стыдиться?" Также им предлагается разобрать ситуации, связанные этими понятиями. В заключение рефлексия:учащимся предлагаются кружочки разных цветов. Уходя, они на партах оставляют тот, который им понравился.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Стыд и совесть"»
Классный час по теме "Стыд и совесть"
Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
План классного часа
Интерактивная беседа.
Словарная работа. «Стыд» и «совесть»
Игра «Чего нужно стыдиться?»
Ситуации выбора. «Голос совести»
А) Ситуация первая.
Б) Ситуация вторая.
В) Ситуация третья.
Упражнение для совести - «Минута раскаяния»
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
1. Классный руководитель. Сегодня мы свами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали.
2. Интерактивная беседа.
Классный руководитель. Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?
(угрызения совести)
Да, вы правы и тема сегодняшнего разговора «Совесть», но это понятие крепко связано еще с одним. Каким?
(стыд)
И здесь вы правы. Итак, тема классного часа «Стыд и совесть»
В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.
Как бы вы определили эти понятия? (варианты ответов).
А сейчас заглянем в словарь (
3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»
Вот как объясняется значение этого слова «совесть»в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи):
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
А вот как объясняется значение слова «стыд» - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?
С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».
Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».
«В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.
Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
Совесть без зубов загрызет.
От человека утаишь, от совести не утаишь
Жизнь дана на добрые дела.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Правда как оса - лезет в глаза.
Скажите, вы согласны с этими пословицами?
4. Игра «Чего нужно стыдиться?»
Классный руководитель. Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На интерактивной доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».
Физические недостатки
Некрасивые поступки
Поношенная, но аккуратная одежда
Старомодная одежда
Непрестижная работа родителей
Невежество, необразованность, безграмотность
Вульгарная внешность
Грубое, бездушное отношение к людям
Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
5. Ситуации выбора. «Голос совести».
Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
А) Ситуация первая
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
Б) Ситуация вторая
Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
В) Ситуация третья
Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)
Дети высказываются по поводу ситуации
6. Упражнения совести.
«Минута раскаяния»
Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков
Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.
Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.
Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?
(попросить прощения)
Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?
Примерные ответы детей:
– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.
– Нужно объявить бойкот.
– Не подавать руки, не здороваться.
– Нужно устроить общественный суд.
Классный руководитель. Я с вами согласна.Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.
Классный руководитель. Никогда не позднопопросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.
7. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:
Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным
Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения
Другое (написать)
Кружочки для рефлексии
Литература
Селевко Г. К. Сделай себя сам. М: народное образование, 2006 г.