Классный час на тему "БУДЬТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ"
Классный час на тему "БУДЬТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ"
Эпиграф: « Стремитесь открыть хоть однажды
звезду человечности в каждом»
Цели:
1)углубить знания учащихся о таких понятиях как человечность, милосердие, доброта, порядочность, чуткость, доброжелательность и т. д.;
2)формирование нравственной культуры учащихся, чуткого отношения к окружающим;
3) развить умения учащихся контролировать свои поступки, научить применять нравственные понятия в жизни, развить навыки общения, аудирования, приобщить к искусству слова;
4) воспитание высокой нравственности, человечности.
Оформление: (на доске)
«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».
Платон.
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Л. Н. Толстой.
«Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».
Фалес.
«Без сострадания и милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.
Плакаты:
*Помнящий добро никогда не сотворит зла.
*Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже
сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьется.
*Милосердие-готовность помочь кому-нибудь или просто простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Оборудование:
проектор, экран, компьютер, презентация ( «Природа родных мест»), видеоролик+ караоке (песня «Ты да я, да мы с тобой»), музыка (В.А. Моцарт), рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар»
Место проведения: классный кабинет.
Участники: учащиеся 6 класса и гости.
Время проведения: 45 мин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "БУДЬТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ" »
Классный час
БУДЬТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ.
Эпиграф: « Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом»
Цели:
1)углубить знания учащихся о таких понятиях как человечность, милосердие, доброта, порядочность, чуткость, доброжелательность и т. д.;
2)формирование нравственной культуры учащихся, чуткого отношения к окружающим;
3) развить умения учащихся контролировать свои поступки, научить применять нравственные понятия в жизни, развить навыки общения, аудирования, приобщить к искусству слова;
4) воспитание высокой нравственности, человечности.
Оформление: (на доске)
«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».
Платон.
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Л. Н. Толстой.
«Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».
Фалес.
«Без сострадания и милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.
Плакаты:
*Помнящий добро никогда не сотворит зла. *Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьется. *Милосердие-готовность помочь кому-нибудь или просто простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Оборудование:
проектор, экран, компьютер, презентация ( «Природа родных мест»), видеоролик+ караоке (песня «Ты да я, да мы с тобой»), музыка (В.А. Моцарт), рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар»
Место проведения: классный кабинет.
Участники: учащиеся 6 класса и гости.
Время проведения: 45 мин.
Учитель:
“В человеке должно быть все прекрасно…” Кто не знает этих слов из письма Антона Павловича Чехова к брату, слов, в которых гуманизм Чехова, его вера в человека выразились столь ярко и полно. Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках, у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё одно – самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от пережитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служили, чему отдавали силы. Все силы человека должны быть направлены на то, чтобы с каждым часом становиться лучше, чем есть. Становиться лучше трудно: нужно каждый день преодолевать себя… Под силу ли?
Быть нужным людям – вот для чего человек должен развить себя, свой ум, углубить свои чувства. Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили. Вероятно, это первейшее и главнейшее требование к Человеку.
Ученик:
Будь щедрым! Время не забудет Хорошим словом помянуть Того, кто сердце отдал людям, Запомни это, щедрым будь!
Ученик:
Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Вспомним слова Л.Н. Толстого: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”.
Ученик:
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист несчастлив. И.С. Тургенев писал: “Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое бесплодное дерево”. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжёлые отчаяния, страдает
Ученик:
Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к “братьям нашим меньшим”, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.
Учитель:
Ныне возрождаются такие понятия, как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу. Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Ученик:
На планете Земля неспокойно. Да и было ль спокойно на ней? Прекращались раздоры и войны, Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете, Став над пропастью, в бездну глядим. Как Земли неразумные дети, Рубим сук, на котором сидим.
Не спасёт ни утроба отсека, Ни глубинное в недрах жильё. Человек, полюби человека, Только в этом спасенье твоё!
Ученик:
Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Ученик:
Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги тропою доброты И радость помоги найти кому-то.
Учитель:
« Видимо, сознание сделанного добра – высшая награда для человека. « Против всего можно устоять, но не против доброты» - утверждал французский мыслитель Ж.Ж. Руссо. А как вы должны отнестись к своим друзьям? Что вы цените в них прежде всего ( ребята высказываются).
Ученик: Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Ученик: Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Ученик: Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Ученик: Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Ученик: Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
Ученик: И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощённые однажды
Или не простившие меня.
Ученик: Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Ученик Люди, я прошу вас ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Учитель:
Марк Аврелий говорил: « Когда ты сделал кому-то добро и это принесло плоды, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело?»
Да, совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых даже начинают раскаиваться в совершенном деле.
У: А как вы, ребята, считаете, следует ли ожидать благодарность в ответ? (Ребята высказываются).
Ученик:
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех. Живи, не требуя награды За свой поступок ради всех. Еще печалью мир простужен, Исподтишка разит беда, Ты должен быть кому-то нужен – Всегда – как хлеб или вода. Быть добрым надо по привычке, Не по расчету. Пригодись Хотя бы маленькой синичке – Пусти ее из клетки ввысь.
Ученик:
Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить слова Экзюпери: “Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Ученик:
Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям. Благотворно влияет на многих людей похвала за добрые дела. Даже если у человека нет пока значительных успехов, полезно заметить хотя бы первые его попытки сделать что-то хорошее.
Ученик:
Нечасто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Старайтесь избегать ссор, непродуманных поступков, не дразните товарищей, не смейтесь над их неудачами. Но если же ссора всё – таки состоялась – миритесь.
Ученик:
Побил меня Гуляев Колька: Зачем снежком я запустил? Но я реветь не стал нисколько, Я молча слёзы проглотил. Пришёл домой, захлопнул двери. Ничком свалился на кровать, А я-то в нашу дружбу верил! Но больше дружбе не бывать! А собирались всем делиться, Как настоящие друзья! На теплоход один проситься: Матросом – ты, матросом – я! Хотели вместе мы по свету Поплавать вдоль и поперёк... Ах, Колька, Колька, что ж ты это? Такую дружбу не сберёг!
Ты не сберёг мечты хорошей, И вот всему конец теперь!.. Но чьи шаги у нас в прихожей? Кто приоткрыл тихонько дверь? Да, это Колька – так несмело Вошёл с поникшей головой: - Прости уж! Сердишься? За дело! Беда, горячий я такой! Я подхожу к нему мириться И говорю ему – Ну что ж! Я не сержусь: чего сердиться? Я так и знал, что ты придёшь!
Песня «Ты да я , да мы с тобой»( караоке + исполнение)
Ученик:
Из далекой – далекой древности, из VI века до н.э., греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: “Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями”. Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой житель Эллады, публицист и оратор Сократ. Он советует: “К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе”.
Ученица:
Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи ночи и дни были заполнены заботой о вас. Помните: родителям дороги любовь, участие, доброе слово детей. В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, уже старые, часто немощные. Цените их. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания войной, разлукой, голодом и выстояли в них.
Ученик:
Маме верую, как чуду, Никого роднее нет! Что ни будет, где ни буду Сохранить бы добрый свет! Не проходит путь мой прямо, Делаю порой не то… Поругает сына мама, Пожалеет, как никто. Матерью не пресвятою, Мамой жизнь осенена. Если что-нибудь я стою, Все от мамы – все она!
Ученица:
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ничему живому. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить. Пусть примером для вас станет отношение поэта С.А. Есенина к животным. Вспомните его стихотворные строки:
И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.
Стихи о рыжей дворняге Хозяин погладил рукою Лохматую рыжую спину: - Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою, Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник И скрылся под гулким навесом, Где пестрый людской муравейник Вливался в вагоны экспресса. Собака не взвыла ни разу. И лишь за знакомой спиною Следили два карие глаза С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа Сказал:- Что? Оставлен, бедняга? Эх, будь ты хорошей породы... А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался, Взревел паровоз что есть мочи, На месте, как бык, потоптался И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги, Курили, смеялись, дремали... Тут, видно, о рыжей дворняге Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то По шпалам, из сил выбиваясь, За красным мелькающим светом Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова, В кровь лапы о камни разбиты, Что выпрыгнуть сердце готово Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы Вдруг разом оставили тело, И, стукнувшись лбом о перила, Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги... Старик! Ты не знаешь природы: Ведь может быть тело дворняги, А сердце - чистейшей породы.
Учитель:
Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей. (Презентация «Природа родных мест»)
Ученик:
Гляжу не нагляжусь на русское раздолье,
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,
И детства боль, и в небе журавли…
Россия, Россия – нет слова красивей.
Любуюсь я тобой, дыханье затая.
Россия, Россия, Отчизна милая моя!
. Ученик:
Опять черёмуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою…
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ученик: Ты оглянись, ты окунись
В её рассветы и закаты,
В её лесные ароматы –
И до земли ей поклонись.
Ученик: Лишь только солнышко весной
Лучи рассыплет над полями –
Уже ручей звенит струной!
Уже гроза гремит громами!
Ученик: А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода!
Ты слышишь: дарит нам природа
Напевы лучшие свои.
Ученик: Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
Ученик: И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым,
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись!
Ученик: Травиночка – кровиночка земли.
Признаемся – мы это позабыли. И, вроде, землю – нет, не разлюбили. Ведь в детстве с каждым деревом дружили… А выросли – срубили и сожгли.
Ученик: И службу бесхозяйственно верша, Мы портим реки, пашем луговины, И рыба мрет, и падают лесины,- Но не болит холодная душа…
Ученик: Преобразуй, используй и твори! Да только помни, что твое начало В том, чтоб земля травинками дышала И, словно на руках, тебя качала На тех лугах, что каждый год цвели.
Ученик:
Нам суждено дышать всем воздухом одним. Давайте-ка мы все навек объединимся! Давайте наши души вместе сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Ученик: Доброта и любовь ко всему живому- категории вечные, они не меняются веками.
Учитель:
Ребята, я прочитаю вам рассказ К. Паустовского «Старый повар». Слушая этот рассказ, подумайте, какими чертами характера обладал великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт?
«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Всё убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами и, наконец, клавесин – единственное богатство жившей вместе с поваром его 18 – летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедовать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошёл очень молодой, худой маленький человек. Совсем по – мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите!- сказал он. – может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар шёпотом рассказал незнакомцу о том, как когда – то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил её не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» «То, что вы совершили не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».
«Я хочу, чтобы кто –нибудь позаботился о Марии!» - «Я сделаю это. А ещё чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и сад, когда он зацветёт весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, - сказал незнакомец и встал, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, - повторил он, - Слушайте и смотрите». И он заиграл.
Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел всё так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав… имя. Имя!»
Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.
(У: Учащиеся высказываются)
Учитель:
Мы живем среди людей. Отношение к ним должно быть добрым и внимательным.
Полезно также познакомиться со своими соседями. Отношения с ними должны быть добрыми, внимательными. Здоровайтесь со своими соседями, поздравляйте их с праздниками.
Ученик: В светлом доме этом,
Стоквартирном нашем,
Мы порой с соседом не знакомы даже.
- Здравствуйте, - скажите, - честь нам окажите,
Сторониться бросьте, приходите в гости!
Лучше не с пакетом, лучше не с букетом,
А зато с улыбкой, а зато с приветом.
Ученик: Не с коварным зельем, что вредит здоровью,
А зато с весельем, а зато с любовью.
Серебра и злата нет в чертоге нашем,
Чем душа богата, тем вас и уважим:
За чайком с печеньем ласковым почтеньем,
Тихою беседой, дружеством согретой.
Ученик: С родственным доверьем, с искренним участьем
Поровну поделим горести и счастье.
Дружат пусть под светлым мирным небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости.
В гости приглашайте, приходите в гости!
Учитель:
Мы часто говорим друг другу : «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья», - это не просто выражение вежливости, в этих словах- мы выражаем свою человеческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.
Комментирование учителем эмблемы-иллюстрации « Звезда человечности»
( Это ключевой момент урока, где учитель с толком, паузой, расстановкой, выразительно демонстрирует все, что нарисовано на эмблеме. Это напутствие учащимся на будущее).
Ученик:
Лучами земля опоясана, Цветами земля опоясана, Ходите дорогами ясными, Летайте высокими трассами. Орбитой любви и привета Пусть мчится вся наша Планета. Стремитесь открыть хоть однажды Звезду человечности в каждом!
Ученик:
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело – Тем живем на земле.
Песня «Дорога добра»Авторы: Энтин Ю. (слова), Минков М. (музыка)
Учитель: На этом наш классный час окончен. Спасибо всем за внимание!