Классный час "Моя Родина - Хакасия"
Цель: воспитание у обучающихся гордости за свою малую Родину, ответственности за её судьбу, расширение и углубление знаний об истории и культуре родного края.
Ресурсы: презентация «Моя малая Родина».
Ход урока.
Вступительное слово учителя: - Дорогие ребята! Наш первый урок в этом учебном году мы посвятим своей малой Родине. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Но ведь даже у больших рек есть исток – маленький ключик, из которого река берёт своё начало. Это и есть малая Родина. Так и у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился, где сделал свой первый шаг, впервые открыл для себя красоту окружающего мира.
Ученик: М. Пляцковский «Родина».
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон, звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина.
Учитель: - Так о чём же мы сегодня будем вести разговор? (о Родине)
- А что такое Родина? (ответы ребят)
- Давайте обратимся к словарю и выясним значение слова «Родина». Слайд 2
Ученик: В. Орлов «Родное»
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок…
Речка – небо голубое –
Это всё моё родное,
Это - Родина моя!
Всех люблю на свете я!
Учитель: - О какой родине говорит поэт? Конечно, о малой Родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства.
Слайд 3
Хакасия – край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей!
- Эти строки Михаила Кильчичакова передают чувства поэта к своей малой Родине. А как зовётся его малая Родина? (Хакасия.)
- Чем для нас является Хакасия? (Малой родиной.) Мы родились в Хакасии, поэтому она считается нашей малой родиной. Каждый человек любит свою родину, заботится о ней.
- Кто является коренными жителями Республики Хакасия? (Хакасы.) Слайд 4
ФИЗМИНУТКА
- Давайте немного отдохнем. Я включу мелодию для чатхана.
- Кто знает, что такое чатхан? (Хакасский национальный инструмент.) Слайд 5,6
- Расставьте ноги на ширину плеч, глаза закройте. Представьте себе, что вы – могучее дерево – кедр, с высокой раскидистой кроной, протянувшей высоко к солнцу свои ветви-руки, на которых шелестят листья-пальцы. Подул сильный ветер, кедр закачался. (Дети выполняют команды под музыку.)
Учитель: - Что вы знаете о нашей республике Хакасия? (Дети отвечают.) По площади территория Хакасии небольшая. Зато природа у нас самая разнообразная: есть и горы, и степи, и реки, и озера. Давайте посмотрим презентацию о нашей республике. (Слайды 7 - )
Итог урока: - О чём сегодня мы вели разговор?
- А что уже сегодня вы можете сделать для своей малой Родины? (Ответы детей по кругу.)
Ресурсы:
- Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1-2 кл / А.Н. Балгазина. – Абакан: Хакасская кн. изд – во, 1998.
- Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учащихся / В.Я. Бутанаев. - Абакан: Хакасская кн. изд – во, 2007.