Классный час посвящен героям нашего времени. Учащиеся на протяжении мероприятия пытаются дать характеристику герою нашего времени, используя примеры современных людей.На занятии используется презентация, видеоролик, сообщения учащихся и песня С.Михайлова "Герои России". Учащиеся рассуждают о поступках людей, дают им оценку В процессе беседы формируется у учащихся чувство гордости и уважение к народу, чувство милосердия и сострадания к ближнему
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«классный час "Герой нашего времени." »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия №19 г.Орла
Час общения на тему:
« Герой нашего времени?»
9 класс
разработала:
Жиляева Маргарита Николаевна
Орел 2013
Аннотация:
Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа "Герой нашего времени?". Мероприятие рекомендуется проводить во всех классах школы. Цель проведения классного часа состоит в том, чтобы дать учащимся представление о понятиях "герой", "подвиг", раскрыть образ героя на примерах из истории, фольклора и современной жизни.
В процессе беседы учитель формирует у учащихся чувство гордости и уважения к народу.
« Герой нашего времени?»
Цель: формирование понятия «герой», активной жизненной позиции обучающихся.
Задачи:
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, фольклора и современной жизни;
- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- продолжать воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу, чувство милосердия и сострадания к ближнему.
Оснащение: мультимедийная техника, презентация, видеоролики, сообщения учащихся, песня С.Михайлова «Герои России».
Подготовительная работа: опережающее задание учащимся: подготовить сообщения о гражданских поступках современных людей, которых можно назвать героями.
Ход мероприятия
1.Мотивация.
Дорогие ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, и сказать о чем пойдет речь сегодня.
(просмотр видеоролика, ответы учащихся.)
Совершенно верно, речь пойдет о героях, о героях нашего времени
(слайд 1)
Мы вместе с вами составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига.
2. Подготовка к восприятию темы
(слайд 2) 9 декабря 1769 года Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца для воинов, проявивших в бою доблесть, отвагу и смелость.
До 1917 года 9 декабря (26 ноября по старому стилю) в России (слайд 2, клик) отмечался праздник георгиевских кавалеров.
(слайд3) С 2007 года 9 декабря в России отмечается День Героев Отечества, когда чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца и кавалеров ордена Славы.
Как вы думаете, такие награды люди получают только в военное время?
(ответы учащихся)
Правильно, совершенно верно.
И в мирное время есть место подвигу.
Поэтому (слайд 4) учреждены награды за различные геройские поступки и действия граждан в мирное время:
За заслуги перед Отечеством;
За спасение погибавших;
За спасение людей;
За спасение утопающих.
-Во все времена люди вкладывали в понятия (слайд 5) «долг», «честь», «патриотизм», «подвиг» и «герой» все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена.
(Слайд 6) (картина Васнецова «Три богатыря»)
Перед вами картина Юрия Васнецова «Три богатыря». Почему Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича мы называем былинными героями?
(С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины.)
-Ребята, мы вместе с вами принимали участие в 1 этапе проекта ВГТРК «100 великих полководцев». Ваши предпочтения разделились и сейчас мы посмотрим на портреты героев России, выбранных вами. Это Александр Невский, Петр 1, Александр Васильевич Суворов, Алексей Петрович Ермолов, Денис Давыдов, Михаил Илларионович Кутузов, Иван Степанович Конев, Георгий Константинович Жуков. Сейчас проходит 2 этап голосования. За кого вы отдадите свой голос и почему?
3.Восприятие темы
- Так кого же вы бы назвали героем?
(ответы учащихся)
(Слайд 7)
- А теперь посмотрим, как данное понятие трактуется в словаре
Сергея Ивановича Ожегова и определимся, какое из перечисленных значений наиболее подходит к нашей теме?
Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
-А как вы понимаете слово «подвиг»?
( Мнения учащихся)
- Вот какое определение даётся в том же словаре (слайд 8)
Подвиг – самоотверженный героический поступок.
Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига. Давайте нарисуем с вами словесный портрет героя по следующему плану (слайд 8)
Портрет героя
- внешность;
- возраст;
- профессия;
- воспитание;
- место рождения;
- черты характера;
-Как вы считаете, каким должен быть герой? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои – это люди особой профессии?
( Мнения учащихся)
(слайд 9)
(Ответы учащихся)
Мы составили с вами портрет героя. А теперь подумайте и скажите, обязательно ли герой должен соответствовать этим параметрам.
Можете ли вы привести примеры совершения героических поступков в наше время?
Сообщения учащихся (примеры подвигов в наши дни).(слайд 10)
Учащийся: - Герои нашего времени. Они живут среди нас и мы порой даже не подозреваем о том, что это за люди. Они скромные, они не рассказывают о своих подвигах. Они даже не считают себя героями. Но далеко не все люди способны поступить так, как они. Гражданский подвиг может быть даже труднее, чем подвиг на войне. Часто это подвиг каждого дня, подвиг служения.
Леонид Михайлович РОШАЛЬ
Один из них доктор медицинских наук, профессор Леонид Михайлович Рошаль. Необычный человек! Всю свою жизнь он помогал и помогает детям!
Когда в Беслане случилась страшная трагедия, террористы выдвинули требование: привести к ним четырех человек, среди которых был бы… Рошаль. Даже такие люди, как террористы (хотя их сложно назвать людьми) знают и уважают Леонида Рошаля. Видимо, и они уверены в этом человеке.
Рошаль на свой страх и риск шел на переговоры к террористам, словно человек в клетку к тиграм, не зная, чем всё закончится. Возможно, тогда Леонид Михайлович думал про себя: «Если же не я, то кто?»
Бесспорно, Леонида Михайловича Рошаля можно назвать героем нашего времени.
Рите Алькаевой, 11-класснице из самой обычной московской школы, поставили страшный диагноз — остеосаркома, очень сложная форма рака. Врачи разводили руками, но вдруг стало известно, что спасение есть за границей, только вот собрать деньги, казалось, невозможно. Невозможно, пока в дело не вмешались одноклассники Риты. Они собрали для своей подруги 5 миллионов рублей. Школьники устроились на работу и проводили флешмобы, чтобы привлечь внимание к болезни девочки. Ребята даже придумали танец, в котором на языке тела рассказывается о Рите.
Летом 2010 года восьмилетний Кирилл плавал в пруду со своим дядей. Взрослый родственник катал ребенка на спине. Внезапно мужчине стало плохо. Услышав крики о помощи, 12-летний Игорь Подкопалов не раздумывая бросился в воду. Имея третий разряд по плаванию, Игорь спас малыша без труда, но не решился сразу броситься за мужчиной, так как место было глубокое. Но мужчина никак не выплывал, и мальчик поплыл за ним. Когда его удалось вытащить на берег, то пульс ещё прощупывался. Но до приезда скорой помощи мужчина не дожил. Игоря теперь зовут не иначе как спасателем или героем. Управление МЧС вручило герою грамоту. При этом все отмечают, что Игорь совсем не зазнался.
12 сентября 2012 года в Севастополе, 24-летний Павел Бондарев, увидев, как на него и двух восьмилетних детей на большой скорости несется машина, оттолкнул мальчика Артёма Костюкова, а девочку, Диану Василевскую, в момент столкновения с автомобилем прикрыл собой. В результате ДТП Павел трагически погиб. Дети выжили. Молодой человек всего месяц не дожил до своего дня рождения — 12 октября ему должно было исполниться 25 лет.
Этот случай произошел 3 января. Четверо сотрудников УВО УМВД России по Орловской области подполковник полиции Максим Благовещенский, майор полиции Владислав Добророднов, майор полиции Александр Мерцалов, старший сержант полиции Александр Мишин и их знакомый Борис Леонов тренировались в спорткомплексе перед соревнованиями по мини-футболу.
Примерно в 15 часов дня Владислав Добророднов в окно увидел мальчика, который провалился под лед недалеко от моста, соединяющего Советский и Заводской район города Орла. Незамедлительно все пятеро выбежали из спортивного зала для спасения ребенка, схватив всевозможные подручные средства - швабры и коврики. Медлить было нельзя – ребенок из последних сил держался на поверхности.
Максим Благовещенский, Александр Мерцалов и Борис Леонов ползком начали перемещаться по льду к утопающему. Александр Мишин перебежал через мост, чтобы попробовать с другой стороны помочь ребёнку.
Лед под мужчинами стал трескаться. Борис Леонов оказался первым около провалившегося и с помощью длинных палок и буксировочного троса пытался вытащить мальчика. В следующий момент лёд под Леоновым проломился, и он оказался в воде.
Мужчина все же вытолкнул мальчика на твердую поверхность. Там его подтянул к берегу с помощью палок Мишин. Затем находящийся в воде мужчина, ухватившись за палку, протянутую товарищем смог выбраться на берег.
К счастью все обошлось без последствий. Никита чувствует себя хорошо. Он, как и полицейские, занимается футболом и у него уже есть определенные достижения.
Многие говорят, что нет у нас своих героев. Мы с этим не согласны! Герои есть. И ваши рассказы – этому подтверждение.
А сейчас я хочу предложить еще один небольшой ролик о юноше. Подумайте, почему именно этот сюжет я выбрала для сегодняшнего разговора? (слайд 11).
Ответы учащихся.
В настоящее время часто употребляется слово «мачо». Как вы считаете, можем ли мы заменить этим словом понятие «герой»? (ответы учащихся). Давайте обратимся к мнению знаменитого российского певца и композитора Александра Розенбаума. Согласитесь ли вы с его мнением? (слайд 12)
(Ответы учащихся)
Заключение
Я полностью с вами согласна.
Эта тема как никогда актуальна.
Мы сегодня вспоминали героев всех времен – от былинных до героев сегодняшних дней.
Незаживающей раной остается тема подвига народа в Великой Отечественной войне. И современная молодежь помнит о тех, кому обязана счастьем жить под мирным небом и отражает это в своем творчестве.
(стихотворение читает учащаяся)
Слава павшим героям. (Сергей А.М.)
Я отдаю святую дань
Бесчисленным героям
Тем, кто увидел смерти грань
Не бросив поле боя
Изнемогающий от ран
Отдав свой долг Отчизне
Свершил Гастелло свой таран
Во имя нашей жизни
Под градом пуль закрыт проход
И молодой Матросов
Закрывший грудью пулемёт
Нашёл ответ вопросу
Маресьев, вышедший во фронт
В одно со снегом сросший
Геройски двигался вперёд
Полуживой, полузамерзший
Нам не забыть героев тех
Отчизну защищавших
Во имя нас живущих, всех
На веки жизнь отдавших.
03.06.2012г.
Наш разговор подходит к концу. Мне хотелось бы понять, насколько важной для вас была наша сегодняшняя беседа
(слайд 13)
1.Какие чувства и эмоции вы испытали сегодня?
2.Чему научил сегодня вас час общения?
3.Какие открытия вы сделали для себя?
4.О чём задумаетесь выйдя после часа общения?
Спасибо за откровенный разговор. Если эта тема затронула ваши сердца, оставьте те маленькие сердечки, которые лежат на партах, на листе ватмана.
Герои, вы в наших сердцах!
Герои настоящие и ложные.Фома Надёжный
Застенчив бывает настоящий герой,
Стыдится будто бы геройства:
Краснеет перед заслуженной молвой…
Лишь скромность этакого свойства.
Его могут не заметить люди,
Ведь нет геройского в нём виду:
Обвисли плечи, цыплячьи груди;
Молча сносит любую обиду.
Зато ложный герой – красавец каков:
Грудь колесом, плечи – выше носа;
Навсегда лишён он стыдливых оков,
А хамство прёт, как из насоса;
Мимо всех проходит с гордым видом,
Без стыда плюёт на настоящих героев;
У него бесстыдство вечным гидом;
Следом подхалимы целым роем.
18. 03. 2012г.
Высказывания подростков :
— Подвиг можно совершить и в мирной жизни. Есть много героев в истории науки. Это, например, полярники, подолгу находящиеся во льдах. Известны и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли их непредвиденное и на этот раз? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны...
– Я считаю подвигом, что ветераны войны, несмотря на свой преклонный возраст, превозмогая немощь и болезни, выходят на парад в честь Дня Победы. Это требует от них огромных сил. Сколько подвигов они совершили в годы войны! И сейчас, в мирное время, снова показывают нам, молодым, настоящую стойкость.
— Увы, сейчас молодежь больше ориентируется на кумиров, на звезд эстрады и кино, а про настоящих героев знает мало. Может, потому что о них почти не говорят по телевизору и радио, мало пишут в газетах? Многие мужественные поступки обычных людей остаются неизвестными. Нас, молодых, лишили возможности знать, кто сегодня настоящий герой. И всё же, если говорить об обычной жизни, есть люди героических профессий, для которых ежедневные подвиги — это работа. Это военные, спасатели, пожарные, врачи… И если мы, современные мальчишки и девчонки, выбираем эти профессии, учимся на них, значит, в наших сердцах тоже есть место подвигу…
— Неравнодушие сегодня — редкость. Мне героями кажутся люди, которые откликаются на чужую беду, жертвуют деньги для помощи больным людям, особенно детям. Я знаю, что многие из них и сами вовсе не богаты, а порой отдают последнее. Зачастую их имена неизвестны, но они — настоящие герои. Благодаря их пожертвованиям кто-то, быть может, уже отчаявшийся, получает шанс на жизнь
— И сегодня людей, которые живут по законам чести и совести, можно назвать героями. Такие люди, порой жертвуя своими интересами, всегда готовы прийти на помощь другим. И пусть об их скромном героизме никогда не напишут в газетах, но сотни людей, которым в течение жизни довелось с ними общаться, сохранят о них добрую память.
Список литературы
Ссылки на Интернет- источники.
Статья И.Барабаш “Герои нашего времени» на станице сайта журнала «Человек без границ»: http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_and_life/hero-time
Определение героя. На странице сайта Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B9