Классное родительское собрание Тема: «Трудности адаптации пятиклассников в школе»
Классное родительское собрание Тема: «Трудности адаптации пятиклассников в школе»
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классное родительское собрание Тема: «Трудности адаптации пятиклассников в школе» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида г.Чернушка Пермский край
Классное родительское собрание
Тема: «Трудности адаптации пятиклассников в школе»
2015-16 учебный год
Подготовила:
Ванькова Людмила Ивановна,
Классный руководитель
Родительское собрание " Трудности адаптация пятиклассников школе»
Цель (слайд 1, приложение 1): оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Задачи:
- ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы;
- выявить причины дезадаптации обучающихся с ОВЗ и наметить пути решения появившихся проблем.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя (слайд 2, приложение 1): Классный руководитель. Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь два месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним. (слайд 3, приложение 1)
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
(Слайд 4, приложение 1)
Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть) к требованиям каждого);
непривычное расписание (новый режим);
много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
новые дети в классе (или я сам в новом классе);
новый классный руководитель;
в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
проблемы со старшеклассниками
Обучающиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у школьников должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.
В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Если для обучающихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных (решением каждодневных задач). Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников коррекционной школы. В свою очередь, родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.
Успешность адаптации умственно отсталого пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.
1. Изменение условий обучения (слайд 5, приложение 1)
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс . Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.
Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок, и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
2. Изменение требований (слайд 6, приложение 1)
Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.
Чем можно помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.
Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий
3. Отсутствие контроля (слайд 7, приложение 1)
Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому- чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.
Чем можно помочь?
Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может обидеть вас, дорогие родители. «Как же так, - скажете вы, - ведь надо искать индивидуальный подход ко всем ученикам в классе!» Конечно, доля истины в этом есть, и учителя прилагают максимум усилий. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.
Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).
Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
4. Пробелы в знаниях (слайды 8-9, приложение 1)
За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
Чем можно помочь?
Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.
Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.
Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т. д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление доверять свои возможности и находить пути их совершенствования самостоятельно или с помощью взрослых. (слайды 10-11, приложение 1)
Выступление психолога школы Купцовой Е.Д. о результатах анкетирования детей.
Вопросы анкеты о жизни в школе
«Мой класс»
Школьная мотивация
№
Ф.И.О.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
Боталов Никита Александрович
5
Неск.
Волнов
СБО
Л.И.
Иногда, не всегда
нет
Физ-ра
ничего
да
плохое
Около доски
Низкая
2
Ведерников Максим Александрович
5
Неск.
волновался
Математика, чтение
А.Ф., Л.И.
Да, всегда
нет
бегать
кричат
Да, всегда
хорошее
Около учителя
Положительное отношение
3
Драницына Ксения Ивановна
5
неск
спокойное
Чтение
Л.И.
Иногда
Несколько раз
дежурство
Ничего
Не всегда
хорошее
В классе, держит подругу за руку
высокая
4
Зартдинов Дмитрий Хакимович
5
Неск.
спокойное
Математика, с/х, физ-ра, СБО
Л.И.
Иногда, не всегда
нет
дежурство
Переодевать обувь
да
хорошее
Уходит из класса
положительное
5
Наумова Тамара Андреевна
5
Неск.
волновался
Математика, изо, русский
Л.И., А.Ф.
Да, всегда
Нет
дежурство
бегать
да
хорошее
Около доски
Положительное отношение
6
Талипова Ксения Алексеевна
5
Неск.
спокойное
математика
Л.И.
нет
Несколько раз
перемена
урок
да
хорошее
У доски
хорошая
7
Турыгина Елена Владимировна
5
один
спокойное
Русский язык, СБО
А.Ф., Е.Д.
Иногда, не всегда
нет
перемена
ничего
Да
хорошее
В классе, держит за руку подругу
Положительное отношение
8
Харюшина Полина Викторовна
5
неск.
спокойное
математика
Т.В.Михеева
нет
Нет
Учиться
письмо
Да
грустное
У доски
низкая
9
Чукавина Марина Маратовна
5
Неск
спокойное
Изо, письмо, СБО, математика
В.Ф.
Иногда, не всегда
нет
дежурство
ничего
да
хорошее
В классе, с подругой рассматрвиает книгу
хорошая
10
Яковлева Екатерина Дмитриевна
5
неск
волновалась
чтение
Л.И., А.Ф.
Да, всегда
нет
Ходить по кабинетам
ничего
да
веселое
У доски
хорошая
11
Сарапулова Полина Александровна
5
неск
волновалась
Математика, изо, письмо
Л.И., А.Ф.
Да, всегда
нет
дежурство
бегать
да
веселое
У доски
хорошая
12
Сарапулова Софья Александровна
5
Неск.
волновалась
Математика
Л.И.
Иногда, не всегда
нет
перемена
чтение
всегда
нормальное
В классе, держит за руку подругу
хорошая
13
Горожанинов Никита Игоревич
5
Неск.
спокойное
Русский язык
Л.И.
Да, всегда
нет
ребята
ничего
да
хорошее
У доски
высокая
14.
Касаткин Евгений Михайлович
5
один
спокойное
Русский язык
Л.И.
Да, всегда
нет
дежурство
То, что всех обижают
да
хорошее
В классе у окна
низкая
15.
Снегирева Кристина
5
один
спокойное
Музыка, математика
Л.И.
Да, всегда
нет
перемена
ничего
да
отличное
У доски
Положительное отношение
По результатам методики выявления школьной мотивации можно сказать, что у большинстваопрошенных сформирована достаточная школьная мотивация и сделать следующие выводы:
2 (13%) обучающихся имеют низкий уровень школьной мотивации (Боталов Никита, Касаткин Евгений). Можно предположить, что эти ребята посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках могут заниматься посторонними делами, играми. Однако можно отметить, что эти 2 человека с низким уровнем школьной мотивации не пропускают школу, учатся хорошо. Скорее всего, такие данные получены вследствие трудностей прохождения адаптации. Например, Евгений Касаткин, сменил школу, т.е. произошла не только смена вида деятельности, но и школьного коллектива.
6 (40%) человек имеют положительную школьную мотивацию, однако школа привлекает таких детей больше внеучебной деятельность, в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогами. (Харюшина Полина, Наумова Тамара, Турыгина Елена, Снигирева Кристина, Зартдинов Дима, Ведерников Максим).
5 (33%) учеников имеют хорошую школьную мотивацию (Яковлева Катя, Сарапулова Соня, Сарапулова Полина, Чукавина Марина, Талипова Ксения), такой мотивацией обладают дети, которые пришли из начальной школы и успешно справлялись с учебной деятельностью.
2 (13%) человека имеют высокую школьную мотивацию (Драницына Ксения, Горожанинов Никита).
Проведенная проективная методика «Мой класс» открывает особенности адаптации некоторых учащихся, при кажущейся адаптации. Только 1 ученик (Зартдинов Дима) указал себя уходящим из класса. Остальные 14 человек указали свое место в классе, что может свидетельствовать о положительном отношении к школе и хорошем психологическом климате в классе
В конце собрания родителям раздаются памятки-буклеты и «Открытые письма родителям» (приложение 2,приложение 3).