Просмотр содержимого документа
«Я и моя профессия»
Классный час на тему:
«Я и моя профессия»
Цели урока:
1. Образовательные:
Дать учащимся представления о профессиях;
умения ориентироваться в современном мире профессий.
2. Воспитательные:
Формирование познавательного интереса, связанного с выбором профессий;
воспитание устойчивого положительного отношения к труду.
3. Коррекционно-развивающие:
Формирование зрительного восприятия;
развитие речи, памяти, внимания.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК (презентация, мультфильм о профессиях, песня «Иди дорогою добра»), выставка книг о профессиях.
Ход занятия.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Вступительное слово классного руководителя.
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою?
Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий» .
А кем хотите стать вы? Почему? (Ответы детей).
Если вы не определились с выбором или сомневаетесь, вам помогут книги, представленные на выставке (Учитель делает обзор литературы).
Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:
профессия должна быть нужна обществу (вывешивается круг "надо"), т. е. востребована на рынке труда;
у человека должны быть способности и знания (вывешивается "могу");
профессия должна приносить радость и доход (вывешивается "хочу").
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу.
Обратимся к цитате Л.Н. Толстого, приведенной на доске: "Любой труд, если он нужен людям, почетен и уважаем".
Недаром государство относится уважительно разного рода профессиям всех людей России. Примером такого уважения и внимания являются профессиональные праздники, например День полиции, День рыбака. А еще какие? (Ответы детей.)
В дни профессиональных праздников люди труда награждаются за добросовестный труд, их поздравляют министры, члены правительства, Президент РФ, для них организуются концерты, на которых людей чествуют. Во всем этом выражается уважение к людям труда, к людям определенных профессий.
Для правильного выбора профессии необходимо определить: «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?». Но этого недостаточно.
Вы все хорошо знаете слова В. Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус», но их не следует понимать буквально, т.к. далеко не каждый человек пригоден для любого вида деятельности. Это только на первый взгляд, кажется, что профессию выбирает человек. На деле профессия тоже выбирает человека, т.к. каждая профессия предъявляет особые требования к качествам личности работника и его состоянию здоровья.
Для правильного выбора профессии необходимо слияние 3-х факторов: "надо", "могу", "хочу";
Обращение внимания к надписи: «Хочу»
Хочу, что это? Это: интересы, мечты о профессии, склонности, ценностные ориентации.
Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию? (Ответы учеников).
Классный руководитель. Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава» (обсуждение).
Обращение к надписи «Могу»
Могу - это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье.
Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере. (Ответы учеников).
Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.
Обращение к надписи «Надо»
Надо – это потребность общества в данной профессии. Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? (Ответы учеников).
Учитель: Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.
Классификация по отделам труда
Рассказ учителя о классификации профессий по отделам труда начинается с предложения встать всем тем, кто умеет работать отверткой, молотком...; поднять руки тем, кто хорошо работает швейной иглой или вязальными спицами. Признаком классификации является средство труда, т.е. вещи, с помощью которых человек выполняет трудовые действия.
На доске размещаются надписи: «Ручной труд (Р)», «Механизированный (М)», « Автоматизированный (А)»;
«Бытовые условия (Б)», «На открытом воздухе (О)», «Необычные (Н)»
1. Ручной труд (Р)
Средства труда: ручные инструменты (отвертка, игла, молоток, ножницы, фен и др.) Профессии: столяр, парикмахер.
2. Механизированный (М)
Средства труда: машины с ручным управлением, станки.
Профессии: токарь, швея-мотористка.
3. Автоматизированный (А)
Средства труда: аппараты, пульты, компьютеры.
Профессии: сталевар.
Беседа с классом по следующим вопросам:
Есть ли среди ваших родственников те, кто работает на открытом воздухе, чем они занимаются?
Есть ли среди ваших родственников плотники, каменщики, штукатуры?
У кого мамы работают швеями?
У кого есть знакомые парикмахеры? Далее идет информация еще об одном основании для классификации профессий.
Детям предлагается разместить наименования профессий в соответствии с условиями труда.
1. Бытовые условия (Б) Пояснения учителя: Это условия: обычные, комнатные.
Классный руководитель: Сегодняшний классный час я хочу закончить стихотворением.
Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет – тропинка твоя Это тебе доказать предстоит. Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли Может, ты станешь железо ковать. Вырастешь клоуном – самым смешным – И улыбками мир расцветет. Клоуны тоже на свете нужны – Они отправляют наши души в полет. Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь. Человеком старайся пройти по тропе Поверь в свои силы, в победу поверь.