kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом.                 Цели урока:

1.образовательный аспект: в ходе урока рассмотреть понятия: СМИ, информация, власть, СМИ – четвертая власть; познакомить учащихся с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество.

2. развивающий аспект: способствовать формированию

а) коммуникативной компетентности –высказывать суждения; вступать в речевое взаимодействие на уровне диалога и полилога; давать краткие ответы на поставленные вопросы;

б) информационной компетентности –использовать информационные источники разного типа, преобразовывать информацию в соответствии с поставленной задачей;

в) учебно-исследовательской компетентности – проводить сравнения, выделять существенные признаки социальных явлений;

г) социальной компетентности – научиться видеть различные стороны одной и той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию.

3. воспитательный аспект: способствовать формированию толерантности при работе в группе, собственной гражданской позиции.

                                                    Структура урока

Этапы урока

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

Этапы урока    

Формы и методы         

время 

Ожидаемые результаты

1.Организационный

1мин.

2. Мотивация.

Постановка проблемы.

Игра «испорченный телефон».

Объяснение учителя.

5 мин.

У учащихся должно появиться желание обсуждать проблемы выносимые на урок.

3. Работа с терминами.

«Мозговой штурм»;

Работа в группах;

Исследовательский метод;

Поисковый метод;

Работа со словарем.

10 мин.

Учащиеся усвоят понятия: СМИ; информация; власть;

«СМИ – четвертая власть

4.Изучение основной проблемы: « Роль СМИ в жизни общества».

Работа в группах;

метод моделирования;

исследовательский метод;

аналитический метод;

элемент дебатов.

12мин.

Учащиеся покажут умения моделирования различных ситуаций; прогнозирования последствий того или иного решения;

анализировать; аргументировать; делать выводы.

5.Итоговая дискуссия.

Дискуссия.

10 мин.

Учащиеся покажут умения аргументировать свою точку зрения,

принимать аргументы других, делать выбор и отстаивать его.

6.Заключение.

Беседа.

Обсуждение

4-5мин.

Учащиеся должны суметь сформулировать выводы по обсуждаемым проблемам.

7. Рефлексия.

Составление синквейна.

2-3мин.

Учащиеся выскажут своё отношение к уроку.

8. Оценивание работы

Учащихся.

Анализ самими учащимися работы группы и отдельных её участников.

Учащиеся покажут, насколько объективно

Они  относятся к себе и товарищам.

Эпиграф к уроку:

 «Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе»

                                                                                                      Сэмюэл  Батлер.

                                                              Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Организационный момент.

Игра « испорченный телефон»

Каждая группа получает карточку с текстом:

1.«Свободная пресса – это существенная часть демократического общества. А общество это мы»

2.Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику, домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению.

(Последний уч-ся получив информацию поднимает руку)

Обсуждение результатов игры:

-Что произошло в ходе игры?

-С какими проблемами вы столкнулись при выполнении задания?

-Что произошло с информацией после того как вы её передали?

-Почему так получилось?

-Кто несет ответственность за это?

Учитель: результаты игры зависели от конкретных действий каждого из нас: кто- то не запомнил; кто-то поторопился; кто-то нечетко проговаривал слова, и каждый, выступив в качестве средства передачи информации несёт ответственность за её достоверность.

Итак, наш урок будет посвящен именно информации и её влиянию на человека. В информационном обществе доминирует тот, кто владеет большим объемом информации и успешно применяет её.

Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации.

Как разобраться в огромном потоке информации? Доверять или не доверять ей? Должна ли эта информация иметь какие  либо ограничения?

Предоставим слово закону.

1.Закон о средствах массовой информации  в Р.Ф. от 28.11.2007г.

Учащимся предлагается определить, что входит в понятие СМИ и сформулировать определение.

Сравнить своё определение с тем, что дается в словаре.

Какую  роль играют СМИ в жизни человека?

Поэт В.В. Маяковский на этот вопрос ответил так:

«Газета –

Это

Не чтенье от скуки;

Газетой

С республики

 Грязь скребете;

Газета-

Наши глаза и руки,

Помощь

Ежедневная

В ежедневной работе».

Представим, что может произойти с конкретным человеком, если в течение целого дня СМИ не будут давать никакой информации…

Выводы учителя:

 жизнь современного человека без СМИ невозможна. Они помогают всесторонне развиваться, предоставляют необходимую информацию, создают условия для работы и учебы.

Но человек не в состоянии воспринимать всю информацию. Ему приходится делать осознанный выбор.

Какой выбор делаем мы?

(лабораторная работа)

Работа над выражением «СМИ – четвертая власть».

Учитель:

 СМИ в целом полезны для общества. Но существует мнение, что они могут и наносить вред.

Составление синквейна.

Оценивание работы уч-ся на уроке.

Класс делиться на две рабочие группы.

По окончанию игры последние уч-ся докладывают информацию, которая сравнивается с оригиналом.

Каким образом международное и Российское законодательство регулирует вопросы информации и деятельность СМИ?

Работа с источником

В чем состоит ответственность СМИ?

Как относится свобода информации с защитой неприкосновенности частной жизни?

Составление кластера.

Работа со словарем обществоведческих терминов.

Работа в группах: составить небольшой рассказ –

  1. Что произойдет со школьником или студентом?
  2. Учителем или бизнесменом?

 

Отчет о работе групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Уч-ся получают материалы предварительного анкетирования уч-ся школы, которые отвечали на вопрос: «Каким телевизионным каналам и передачам ты отдаешь предпочтение?».

1 группа –выступает как аналитики;

2 группа как критики.

Отчет о работе групп.

Уч-ся предлагается продолжить фразу:

«СМИ называют четвертой властью потому, что они…»

Обсуждение результатов работы.

Работа в группах.

  1. Подбирают аргументы «за»
  2. Подбирают аргументы «против»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом" »

Тема урока «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Цели урока:

1.образовательный аспект: в ходе урока рассмотреть понятия: СМИ, информация, власть, СМИ – четвертая власть; познакомить учащихся с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество.

2. развивающий аспект: способствовать формированию

а) коммуникативной компетентности –высказывать суждения; вступать в речевое взаимодействие на уровне диалога и полилога; давать краткие ответы на поставленные вопросы;

б) информационной компетентности –использовать информационные источники разного типа, преобразовывать информацию в соответствии с поставленной задачей;

в) учебно-исследовательской компетентности – проводить сравнения, выделять существенные признаки социальных явлений;

г) социальной компетентности – научиться видеть различные стороны одной и той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию.

3. воспитательный аспект: способствовать формированию толерантности при работе в группе, собственной гражданской позиции.























Структура урока

Этапы урока

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

Этапы урока

Формы и методы

время

Ожидаемые результаты

1.Организационный


1мин.


2. Мотивация.

Постановка проблемы.

Игра «испорченный телефон».

Объяснение учителя.

5 мин.

У учащихся должно появиться желание обсуждать проблемы выносимые на урок.

3. Работа с терминами.

«Мозговой штурм»;

Работа в группах;

Исследовательский метод;

Поисковый метод;

Работа со словарем.

10 мин.

Учащиеся усвоят понятия: СМИ; информация; власть;

«СМИ – четвертая власть

4.Изучение основной проблемы: « Роль СМИ в жизни общества».

Работа в группах;

метод моделирования;

исследовательский метод;

аналитический метод;

элемент дебатов.


12мин.

Учащиеся покажут умения моделирования различных ситуаций; прогнозирования последствий того или иного решения;

анализировать; аргументировать; делать выводы.

5.Итоговая дискуссия.

Дискуссия.

10 мин.

Учащиеся покажут умения аргументировать свою точку зрения,

принимать аргументы других, делать выбор и отстаивать его.

6.Заключение.

Беседа.

Обсуждение

4-5мин.

Учащиеся должны суметь сформулировать выводы по обсуждаемым проблемам.

7. Рефлексия.

Составление синквейна.

2-3мин.

Учащиеся выскажут своё отношение к уроку.

8. Оценивание работы

Учащихся.

Анализ самими учащимися работы группы и отдельных её участников.


Учащиеся покажут, насколько объективно

Они относятся к себе и товарищам.











Эпиграф к уроку:

«Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе»

Сэмюэл Батлер.

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

1.

2.


























3.
























4.


































5.






























6.






7.

Организационный момент.

Игра « испорченный телефон»

Каждая группа получает карточку с текстом:

1.«Свободная пресса – это существенная часть демократического общества. А общество это мы»

2.Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику, домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению.

(Последний уч-ся получив информацию поднимает руку)


Обсуждение результатов игры:

-Что произошло в ходе игры?

-С какими проблемами вы столкнулись при выполнении задания?

-Что произошло с информацией после того как вы её передали?

-Почему так получилось?

-Кто несет ответственность за это?


Учитель: результаты игры зависели от конкретных действий каждого из нас: кто- то не запомнил; кто-то поторопился; кто-то нечетко проговаривал слова, и каждый, выступив в качестве средства передачи информации несёт ответственность за её достоверность.

Итак, наш урок будет посвящен именно информации и её влиянию на человека. В информационном обществе доминирует тот, кто владеет большим объемом информации и успешно применяет её.

Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации.

Как разобраться в огромном потоке информации? Доверять или не доверять ей? Должна ли эта информация иметь какие либо ограничения?


Предоставим слово закону.


1.Закон о средствах массовой информации в Р.Ф. от 28.11.2007г.





Учащимся предлагается определить, что входит в понятие СМИ и сформулировать определение.


Сравнить своё определение с тем, что дается в словаре.


Какую роль играют СМИ в жизни человека?


Поэт В.В. Маяковский на этот вопрос ответил так:

«Газета –

Это

Не чтенье от скуки;

Газетой

С республики

Грязь скребете;

Газета-

Наши глаза и руки,

Помощь

Ежедневная

В ежедневной работе».


Представим, что может произойти с конкретным человеком, если в течение целого дня СМИ не будут давать никакой информации…





Выводы учителя:

жизнь современного человека без СМИ невозможна. Они помогают всесторонне развиваться, предоставляют необходимую информацию, создают условия для работы и учебы.

Но человек не в состоянии воспринимать всю информацию. Ему приходится делать осознанный выбор.

Какой выбор делаем мы?

(лабораторная работа)










Работа над выражением «СМИ – четвертая власть».




Учитель:

СМИ в целом полезны для общества. Но существует мнение, что они могут и наносить вред.


Составление синквейна.



Оценивание работы уч-ся на уроке.




Класс делиться на две рабочие группы.











По окончанию игры последние уч-ся докладывают информацию, которая сравнивается с оригиналом.






































Каким образом международное и Российское законодательство регулирует вопросы информации и деятельность СМИ?


Работа с источником

В чем состоит ответственность СМИ?

Как относится свобода информации с защитой неприкосновенности частной жизни?

Составление кластера.





Работа со словарем обществоведческих терминов.



















Работа в группах: составить небольшой рассказ –

  1. Что произойдет со школьником или студентом?

  2. Учителем или бизнесменом?


Отчет о работе групп.













Работа в группах.

Уч-ся получают материалы предварительного анкетирования уч-ся школы, которые отвечали на вопрос: «Каким телевизионным каналам и передачам ты отдаешь предпочтение?».

1 группа –выступает как аналитики;

2 группа как критики.

Отчет о работе групп.



Уч-ся предлагается продолжить фразу:

«СМИ называют четвертой властью потому, что они…»

Обсуждение результатов работы.



Работа в группах.

  1. Подбирают аргументы «за»

  2. Подбирают аргументы «против»












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Ирина Алексеевна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237323


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства