Просмотр содержимого документа
«ЭОР "Знаешь ли ты себя? "»
Знаешь ли ты себя?
(час общения.)
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг.
Сюнь-цзы
Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Публий Сир
Цели:
- расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении;
- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;
Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»
Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».
Проблемная ситуация «Как себя оценить?»
Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.
Цели.
Принципы.
Идеалы.
VI. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).
Игра «Маска, я тебя знаю!»
Заключительное слово.
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»
- Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.
II.Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»
- Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми?
- Что можно узнать о себе?
Примерные ответы детей:
Свои физические возможности, состояние здоровья.
Свои таланты, способности (умственные, творческие).
Свой характер, темперамент, волю.
Свои вкусы, привычки.
Свои сильные и слабые стороны.
Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?
Примерные ответы детей:
Узнать призвание, выбрать профессию.
Избежать ошибок и разочарований.
Правильно вести себя с окружающими.
Не браться за невыполнимые дела.
Правильно определить цель в жизни.
- Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
III.Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»
- А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? Я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мыозвучим. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.
Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.
- Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)
Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)
Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)
IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»
- Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
Примерные ответы детей:
Судила о себе по мнению мамы и бабушки.
Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.
Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.
Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.
Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.
Ставила себе нереальные цели.
V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы
Цели
- Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)
- Зачем нужно ставить перед собой цел и? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)
- Сколько целей может быть у человека?
- Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)
Примерные ответы:
Богатство, слава, власть.
Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
Быть просто хорошим человеком, любить людей.
Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.
Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.
Принести пользу людям, жить для людей.
Найти свою любовь.
Жить для удовольствия, наслаждения.
Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.
Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.
- Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период, Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни?
Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.
Принципы
- Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей, Давайте их вспомним.
Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы?
- Зачем нужны принципы? Может л и человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов?
В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры?
Идеалы
- Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?
Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.
Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.
VI.Составление самохарактеристики
- После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.(Проекция)
Анкета «Самохарактеристика»
Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)
Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)
Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)
Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)
Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы читаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?
- Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.
(Желающие сдают анкеты.)
VII.Игра «Маска, я тебя знаю!»
- С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.
- Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя?
- Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года. Я тоже постараюсь быть объективной.
VIII.Заключительное слово
- Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.
IX.Подведение итогов (рефлексия)
- Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?