Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы работы по формированию ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности»
Эффективные формы работы по формированию ЗОЖ и
безопасности жизнедеятельности.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательныхстандартов (ФГОС) нового поколения охрана и укрепление здоровья обучающихся является неотъемлемойсоставной частью образовательного процесса. Одной из ценностных составляющих, способствующих развитию личности, является формирование мотивации к ведениюздорового образа жизни. Стандарт нового поколения ориентирован не только на усвоениеобучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его умений и привычек,направленных на здоровый и безопасный образ жизни.
Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.
В процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни важным является соблюдение следующих педагогических условий:
- вовлечение обучающихся в деятельность по пропаганде здорового и безопасного образа жизни среди других школьников;
- использование игровых и деятельностных форм освоения правил здорового и безопасного образа жизни;
- проведение просветительской работы для всех субъектов образовательной деятельности (педагоги, ученики, родители);
- участие в оздоровительных мероприятиях и конкурсах разного уровня.
Культура здорового и безопасного образа жизни обучающегося – это часть общей культуры личности, характеризующаяся определенным уровнем знаний в области здоровья и безопасности, мотивацией, потребностью быть здоровым, ценностным отношением к здоровью своему и окружающих людей, к здоровому образу жизни, наличием умений и навыков здорового и безопасного образа жизни.
В современной школе для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется просветительская деятельность среди учащихся (оформление стендов, тематические классные часы и т.д.), оздоровительные мероприятия (физкультминутки, спортивные мероприятия, дни здоровья), диагностическая работа (исследования здоровья детей с помощью анкетирования, тестов и других диагностических методик), работа с родителями (просветительская работа).
Формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни предполагает формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни, ценностного отношения к своему здоровью, знаний о пагубном влиянии вредных привычек, опыта здоровой жизни и личного здоровьесбережения.
Следовательно, в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, будут актуальными следующие задачи:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Работа по формированию здорового и безопасного образа жизни организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). При этом можно выделить следующие формы организации: тематические классные часы, экскурсии, дни здоровья, «круглые столы», конференции, диспуты, соревнования, исследовательские работы, проекты, выпуск стенгазет, агитбригады.
Такая работа должна носить целенаправленный, систематический, комплексный характер, Мероприятия по формированию здорового образа жизни должны являться неотъемлемой составляющей плана воспитательной работы классного руководителя.
Основной формой организации воспитательной работы с учащимися является классный час: он просвещает, ориентирует, направляет и формирует навыки ребят. Но в целом, конечно, работа ведется незримо и ежедневно, как у всех, потому что воспитательный процесс невозможно уложить во временные рамки (воспитание может проходить и как реакция на ситуацию, совет, профилактические беседы и др.).
Мотивируют ребят и проведенные классные часы по темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Компьютер - благо или зло?», «Человек есть то, что он ест», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением». «О вреде сквернословия».
В результате бесед ребята должны прийти к выводу, что жизнь прекрасна, а мир многообразен и интересен. Нельзя жизнь бездумно растрачивать на вредные привычки.
В классном уголке размещается периодически меняющаяся информация по безопасности жизнедеятельности (инстуктажи по ТБ, о поведении на водоемах, о здоровом питании и пр.)
Формы воспитательной работы
по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни:
-– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);
– туристические походы;
- коллективно-творческие дела;
– просмотр видеофильмов;
– встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни, врачами –педиатрами, другими специалистами.
- тематические выставки книг, электронных ресурсов;
- дискуссии, дебаты;
- конкурсы, викторины по правилам здорового образа жизни;
- мероприятия, направленные на популяризацию физической культуры и спорта;
- консультации;
Тематика классных часов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Начальная школа
1. Основы безопасного поведения в школе.
2. Режим дня.
3. Как уберечься от гриппа.
4. Подвижные игры во время перемен.
5. Овощи и фрукты – полезные продукты.
Основная школа
1. Курение. За или против.
2. Жевательная резинка. Вред или польза - сделай свой выбор.
3. Утомление и переутомление.
4. Мир без наркотиков - территория жизни!
5. Причины агрессивного поведения.
6. Красота и здоровье.
7. Спорт в жизни человека.
Старшая школа
1. Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека.
2. Внимание, СПИД!
3. Диеты, лечебное питание.
4. Чувство взрослости. Что такое?
5. Привычки и здоровье.
6. Как сохранить здоровье при подготовке к экзаменам.
Формирование здорового образа жизни у учащихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих здорового образа жизни у школьников.