Доклад "Классный час как основная форма воспитательной работы с классом"
Доклад "Классный час как основная форма воспитательной работы с классом"
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Классный час может проводиться в форме
классного собрания
воспитательного часа (час классного руководителя)
экскурсии
тематической лекции
беседы (этическая, нравственная)
диспута
встречи с интересными людьми
викторины по различным областям знаний
дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
КВНа
интерактивной игры
игры - путешествия
театральной премьеры
психологической игры и тренинга
читательской конференции.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняетфункции:
просветительскую
ориентирующую
направляющую
формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию ( при обсуждении широко известного события ).
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа
Определение темы и задач классного часа
Определение времени и места проведения классного часа
Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
Анализ его результативности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Классный час как основная форма воспитательной работы с классом" »
ОГКООУ « САНАТОРНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ »
КЛАССНЫЙ ЧАС
КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С КЛАССОМ
Автор: учитель Уварова Л.В.
2013
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Классный час может проводиться в форме
классного собрания
воспитательного часа (час классного руководителя)
экскурсии
тематической лекции
беседы (этическая, нравственная)
диспута
встречи с интересными людьми
викторины по различным областям знаний
дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
КВНа
интерактивной игры
игры - путешествия
театральной премьеры
психологической игры и тренинга
читательской конференции.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняетфункции:
просветительскую
ориентирующую
направляющую
формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию ( при обсуждении широко известного события ).
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа
Определение темы и задач классного часа
Определение времени и места проведения классного часа
Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
Анализ его результативности.
Советы по организации классного часа.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Организация и проведение классного собрания
Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).
Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.
Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.
Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание:
распределяет поручения;
избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
слушает доклады учеников о выполнении поручений
В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.
В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.
Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.
Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)
Главным назначением нравственного классного часа является:
нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников
развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Вариант тематики нравственных классных часов
5-й класс
1. «Кто я? Какой я?» — игра.
2. «Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.
3. «Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.
4. «Архив 5 » — праздничное представление, посвященное итогам совместного общения за год.
6-й класс
1. Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов учащихся.
2. Я — дома, я — в школе, я - среди друзей — интерактивная игра.
3. Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.
Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.
7-й класс
1. «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.
2. «Скажи, кто твой друг и...» - интерактивная игра.
«Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности — беседа.
4.А если не получилось?.. Что дальше? - диспут.
8-й класс
1. Умею ли я любить? - аукцион мнений.
2. Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.
3. Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? — дискуссия.
4.Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.
5. Чувство взрослости. Что это такое? - этическая беседа.
9-й класс
1 «Я имею право на...» - разговор на заданную тему.
Прекрасное и безобразное в нашей жизни - дискуссия
5.Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.
Организация и проведение психологических игр и тренингов
Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.
«Комплимент»
Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.
«Сравнение»
Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «нового русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.
«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».
«Знакомство»
Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.
«Всеобщее внимание»
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.
«За что нам нравятся люди»
Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь.
«Рассмешить партнера»
Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора.
Организация и проведение тематического классного часа
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Примерная тематика классных часов
5-й класс
Мир моих интересов
Памятные даты моей семьи
Обычаи и традиции народов мира
Кем быть и каким быть?
6-и класс
Мир моих способностей
Памятные даты моей страны
Обычаи и традиции моей страны
Профессии милосердия и добра
7-й класс
Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития
Люди, на которых хотелось бы быть похожим
Компьютер в жизни человека
Азбука вежливости.
5. Как бороться с плохими привычками
8-й класс
Портрет друга, которого я хотел бы иметь
Герб моей семьи. Каким он может быть?
О вкусах не спорят?
Профессионал. Кто он?
5. Я имею право, я обязан...
9-й класс
Простые истории человеческой дружбы
Улицы, от названия которых становится теплей
Мои профессиональные приоритеты
Как научиться говорить «нет»
5. Все работы хороши, выбирай на вкус.
Организация и проведение информационного классного часа
Главное назначение информационного часа - формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.
Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.
Правила подготовки информационного часа:
Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной
Информационный час должен быть мобильным
Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе
Информация в обзоре должна быть беспристрастной
Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)
Основные формы работы во время информационного часа:
газетные сообщения;
пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;
работа с политической картой мира и глобусом;
комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
просмотр и обсуждение телематериалов.
Формы проведения информационных часов:
викторина (обзорная и тематическая);
информационный ринг;
конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
пресс — конференция;
встречи с интересными людьми;
праздники газеты и журнала;
вечера вопросов и ответов;
дискуссии;
путешествие во времени (история создания газет и журналов)
рекламная акция.
Примерная тематика информационных часов в школе
5-й класс
По странам и континентам.
Главные события страны и мира за неделю.
Газеты и журналы моей семьи.
Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.
Это интересно, это полезно; это необходимо.
Как читать газету.
6-й класс
История первой газеты и первого журнала.
Профессия - журналист.
Это интересно знать
Время, события, люди.
Горячие точки планеты Земля.
У карты мира.
Профессия - репортер.
7-й класс
Ведущие газеты страны и мира
Крупным шрифтом о главном
Главные темы первой полосы
Газетная лексика
Быть газетчиком опасно?!
8-й класс
Газетная сатира.
Журналисты в истории моей страны.
Планета за одну неделю.
Мир глазами журналистов ведущих газет.
Что мы знаем о создании газетного номера.
Как работать со статьей и журнальной публикацией.
9-й класс
Любимые журналисты о своей профессии.
Достоверная информация в достоверных фактах.
С трибуны главного редактора.
Достоверность и лживость газетных фактов.
Главные события прошедшей недели.
Политический олимп: имена и характеры.
Организация и проведение читательской конференции
Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем.
Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно – исследовательские или научно - практические конференции.
Основная цель читательских конференций — развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.
Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.
Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов.
Планирование читательской конференции.
Побеседовать с учителями-предметниками, преподающими в классе родной язык и иностранный язык. Беседа с ними поможет классному руководителю определить литературные произведения и авторов, с творчеством которых можно связать тему будущей читательской конференции.
Провести анкетирование учащихся, которое позволит определить литературные пристрастия учащихся:
Методика подготовки к читательской конференции:
Определение темы читательской конференции.
Согласование сроков проведения читательской конференции с будущими участниками конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем)
Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.
Определение проблем, связанных с содержанием художественного произведения или творчеством писателя.
Просмотр спектаклей, выставок, фильмов, музеев, имеющих отношение к теме конференции.
Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции.
Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией.
Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся.
Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции.
Обсуждение результатов конференции и участия всех учащихся в ее проведении.
Возможные темы читательских конференций
Смешное и грустное в произведениях Э. Успенского, С.Я. Маршака, А. Барто.
Какие они, сегодняшние молодые?
Великие музы великих людей.
Детские сказки в моей взрослой жизни.
Поэтом нужно родиться или им можно стать? (С. Черный, В. Высоцкий, Ю. Визбор).
Деньги в жизни человека и их влияние на его судьбу
Книги детства моих родителей и моего детства.
Формы проведения читательских конференций.
турнир литературных героев,
театр миниатюр,
литературный ринг,
литературная гостиная писателя,
праздник встречи с любимой книгой,
литературная встреча.
Организация и проведение викторины
Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.
Правила проведения викторин:
Тема викторины должна быть актуальной.
Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
Поиск ответов на вопросы не должен быть очень трудным.
Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.
В викторинах всегда должны быть победители.
Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.
Викторины могут быть тематическими или обзорными.
Популярные темы викторин:
История государств и народов.
Дальние уголки земного шара.
Необыкновенные истории обыкновенных вещей.
Праздники, которые всегда с нами.
Природные катаклизмы.
Сказочные герои и их авторы.
Государства и их правители.
Музыкальные инструменты. О чем они могут рассказать.
Растительный и животный мир земного шара.
Великие полководцы и знаменитые солдаты.
Фильмы и их герои.
Знаменитые фразы знаменитых людей.
Великие первооткрыватели, их открытия.
Медицина и здоровье.
Обычаи и традиции народов мира.
Птицы, рыбы, звери...
Предметы, без которых нельзя жить.
Экзотические растения и цветы.
Знаки зодиака и гороскопы.
Автомобили, их создатели и владельцы.
Реки, озера, моря и океаны.
Физика вокруг нас.
Химия нашей жизни.
История войн и побед.
Картины и художники.
Подготовка досугового внеклассного мероприятия
Подготовительная работа перед посещением театра:
Изучение истории театров, их роли и влияния на судьбы людей.
Встречи с театральными деятелями, актерами.
Беседа «Театральное произведение и его автор».
Интерактивная игра «Театральный этикет».
Классный час «Актеры и роли».
«Театральная афиша» — игра — путешествие.
Анализ посещения театральной премьеры в классе.
Тематика экскурсий
Памятные места города, мимо которых мы проходим каждый день.
Если бы камни могли говорить...
Улицы, от названия которых становится теплей.
История храмов моего города.
Памятники старины и современности.
Люди, творившие историю.
Экономические гиганты моей страны.
Тайны природы и ее открытия.
Научные учреждения и их роль в жизни страны.
Музей приглашает в гости.
Сокровища театральных музеев.
Профессии наших родителей.
Мир растений моей земли.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, могут служить следующие формы работы со школьниками:
-интеллектуальные марафоны;
-дни интеллектуального творчества;
-защита интеллектуальных проектов;
-экскурсии в ВУЗы, НИИ и исследовательские лаборатории;
-встречи с учеными, изобретателями;
-интеллектуальные ринги и викторины;
-заседание клубов интеллектуалов;
-интеллектуальные олимпийские игры;
-школа интеллектуального развития.
Тематика часов по развитию интеллектуальных умений учащихся
5класс
В.И.Даль и его толковый словарь.
Я и мои способности.
Мир энциклопедий.
6класс
Мои сильные и слабые стороны.
Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть.
Мои «почему?» и ответы на них.
7класс
Глубинные тайны человеческого познания.
Внимание и внимательность. Слова одного корня?
Как научиться управлять собой.
8 класс
Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?
Тренировка памяти — залог будущего успеха.
Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
9класс
Человек и творчество.
Разговор с самим собой по душам.
День творческого представления в школе.
Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:
просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,
тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и прославляющих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
нравственные классные часы; интерактивные игры;
пресс-конференции, брифинги по данной теме.
Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек:
Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
Мероприятия такого рода должны быть очень искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.
Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.
Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.
Традиционные мероприятия в коллективе класса
«Праздник рождения класса» (Каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого).
Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир»
Традиция встреч с родителями под названием «Глаза в глаза».
Праздник благодарения - праздник прославления мужчины и женщины, человеческих качеств;
Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, кто болеет, у кого в жизни наступили трудные дни;
Традиция помогать больным и пожилым, немощным людям. Концерты, сбор подарков, поздравления — это неполный перечень того, что могут сделать учащиеся;
Традиция помощи первому учителю в работе с малышами: подготовка сценариев, организация праздников, игровых программ;
Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего Отечества, своей страны;
Традиция встречи летних каникул, праздник совместного веселья и планов на будущее.
Итак, час классного руководителя (классный час) — этоосновная форма воспитательнойработы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.