Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших причин. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе я стремлюсь сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дискуссия на тему "Толерантность"»
Дискуссия на тему: «Толерантность».
Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих;
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путем.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета.
Организационный момент.
Введение в тему.
Сегодня мы начнем наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья». Слушайте внимательно.
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и начал что-то писать, писал долго-видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь;
Прощение;
Терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, как водится, почесал за ухом и спросил: - И все? – Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Какие три слова стали законом в этой семье, где царили мир и согласие?
(любовь, терпение, прощение);
Как вы думаете, о чем будем беседовать на занятии?
(дружба, доброта, терпение, любовь, уважение);
Все то, о чем вы сейчас говорили и предполагали, можно объединить одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?
3.Знакомство с новым понятием.
Толерантность – (лат. Tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское понятие – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. Дать определение толерантности довольно-таки трудно, из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся. У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
На карточках написано: 1. Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнений. (Испанский)
2. Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
3. Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Что значит, быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос. У вас на столах лежат карточки желтого цвета, на них записаны высказывание, подумать и соотнести к соответствующей заповеди.
4.Упражнения на закрепление понятия «толерантность».
a) Соотнесение высказывания с заповедью:
- «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего);
- «Гнев – страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиной убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчести». (не убей);
- « Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило);
- « Ничто притворное не может быть продолжительным» (не лги);
- « Любовь к родителям – основа всех добродетелей». (почитай отца своего и мать свою);
- « Воровство, порождает лень и жадность. (не кради)
И так, быть толерантным, значит:
- Уважать другого;
- Любить ближнего своего;
- Не злиться;
- Быть добрым, терпимым;
- Сострадать.
«Толерантность я изобразила в виде солнышка. Почему?
Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
б)Физкультминутка:
Определение качеств толерантной личности;
Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:
-терпимость
-бессердечность
-конфликт
-сострадание
-прощение
-вспыльчивость
-желание что-либо делать вместе
-милосердие
-злорадство
-ложь
-сотрудничество
-уважение прав других
-раздражение
-принятие другого таким, какой он есть
-зависть
И так, толерантная личность обладает следующими качествами…
в)Решение проблемных ситуаций:
Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Нет, ссоримся.
Все ли можем выслушать спокойно друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты с вашими друзьями, братьями, сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
- Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
Как поступите в этой ситуации?
Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
Как можно избежать драки?
Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
А я хочу предложить вам памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка:
-Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
-Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
-Имей терпение выслушать собеседника.
-Спокойно объясни свою точку зрения.
-Подумай, из-за чего возник спор.
Другая ситуация.
Вы играете в игру, а один из участников не соблюдает правила.
Как вы поступите в этой ситуации?
5.Обобщающая беседа.
Бывало ли такое, что кто-то говорил о вас плохо?
Что вы чувствовали в тот момент?
А вы когда-нибудь говорили о ком либо плохо?
Как вы думаете, что чувствовал человек в тот момент?
Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
Какое наставление вам помогает жить в мире?
Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».
6.Итог «В добрый путь».
Ребята, у вас на столах приготовлены карточки в виде человеческого следа. Выберете два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»
Мои пожелания.
*Ребята, поступайте с другими также, как хотите, что бы поступали с вами.