kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Золотая Хохлома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: Познакомить учащихся с Золотой Хохломой.

Научить составлять узор, наносить главные и дополнительные элементы орнамента на различные поверхности.

Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.

  Задачи: образовательные: закрепить знания о Золотой Хохломой и ее орнаменте.

-  воспитательные: Воспитывать уважительное и бережное  отношение к культуре и истории своей Родины.

развивающие: Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве.

 Оборудование:

1 Оригинальные образцы  хохломской посуды, выполненные мастерами промысла.

2. Краски, кисти, палитра, листы бумаги, емкости для воды, салфетки.

3.  Мультимедийная презентаци
 

  План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово педагога (представление нового материала)
  3. Краткий обзор о Золотой Хохломой и ее истории (презентация и выступление детей)
  4. Практическая работа
  5. Итог урока
  6. Анализ выполненных детьми работ (выставка)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Золотая Хохлома"»

 Цель: Познакомить учащихся с Золотой Хохломой.

Научить составлять узор, наносить главные и дополнительные элементы орнамента на различные поверхности.

Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.

  Задачи: образовательные: закрепить знания о Золотой Хохломой и ее орнаменте.

-  воспитательные: Воспитывать уважительное и бережное  отношение к культуре и истории своей Родины.

развивающие: Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве.

 Оборудование:

1 Оригинальные образцы  хохломской посуды, выполненные мастерами промысла.

2. Краски, кисти, палитра, листы бумаги, емкости для воды, салфетки.

3. Мультимедийная презентаци


  План занятия:

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово педагога (представление нового материала)

  3. Краткий обзор о Золотой Хохломой и ее истории (презентация и выступление детей)

  4. Практическая работа

  5. Итог урока

  6. Анализ выполненных детьми работ (выставка)

Ход занятия:

1.Организационный момент

Ребята, сегодня мы совершим путешествие в далекое прошлое. Но чтобы узнать, куда именно отгадайте загадку.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это?…





2.Вступительное слово педагога.

Да, тема нашего занятия: «Золотая Хохлома»

3. Краткий обзор о Золотой Хохломе и ее истории

(дети в русских костюмах исполняют частушки)

Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам Золотой Хохломы, узнаем её особенности, научимся рисовать её орнаменты. Итак, отправляемся.

(Девочки в русских костюмах рассказывают историю)

1. Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

2.

Как же появилось, это дивное диво Золотая хохлома? Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал, про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и исчез. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками. Хохломская роспись считалась символом огня. Такова легенда.





1.

Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, роспись выглядит праздничной благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками.

2

На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением.




Рисунок хохломы (дети читают, и демонстрируется презентация)

  • В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом.

  • Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.

Хохломской орнамент

  • Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды.

  • Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок.

  • Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность.

  • Хохломские мастера делают не только отдельные предметы посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой любуются не только дети в своих спальнях и детских садах, но и взрослые люди поражаются умельцам хохломской росписи.

Процесс производства

  • Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными.

  • Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик.

Характерной чертой хохломских изделий является традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись из вьющихся растений и ягод. Хохломская роспись встречается практически на всех предметах домашнего и кухонного

обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими пользовалась русская крестьянская семья и которые находились всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства.

В наше время хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя.

     (сценка разговор между 2 девочками в русских костюмах))

    1. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды!(держит в руках чашу)

    2. Да еще золотистой расписной ложкой. (подает ложку)

  1. Не боится Хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

  2. Этим промыслом занимались целыми семьями. И в работе дети всегда были хорошими помощниками взрослым. Взрослые с любовью говорили о них:

(ВМЕСТЕ) «Маленький, да удаленький», «Маленькое дело – лучше большого безделья».

4. Практическая работа (Рисование Хохломского узора)

Вот, ребята вы и познакомились с историей хохломской росписи, надеюсь, вам понравилось это маленькое путешествие. Сейчас вы попробуете нарисовать элементы Хохломского орнамента в отдельности:

 Перед вами на доске висят поэтапные рисунки выполнения этого орнамента. Попробуйте нарисовать эти элементы Хохломы. Вы должны украсить ваш рисунок этими элементами. И так приступайте к работе. Учимся рисовать элементы травяного орнамента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка». В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками

Педагог ходит по классу смотрит, как рисуют дети, помогает им, отвечает на вопросы.

5. Итог урока.

1. С каким промыслом познакомились?

- С Хохломской  росписью.

Верно с Хохломской росписью.

2.Какие элементы росписи являются главными?

- В Хохломской  росписи главными элементами являются цветы: ( травка, ветви с ягодами, листья).

     3. На каких изделиях выполняется роспись?

 Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

6. Анализ выполненных детьми работ (выставка)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Золотая Хохлома"

Автор: Новичихина Светлана Владимировна

Дата: 07.04.2018

Номер свидетельства: 465393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Золотая Хохлома""
    ["seo_title"] => string(83) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaizobrazitielnoghoiskusstvav5klassiezolotaiakhokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "267160"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450300329"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Золотая хохлома "
    ["seo_title"] => string(18) "zolotaia-khokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "101218"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402410796"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) ""Золотая Хохлома""
    ["seo_title"] => string(20) "zolotaia_khokhloma_2"
    ["file_id"] => string(6) "467202"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1524392462"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Народные промыслы. Золотая хохлома. "
    ["seo_title"] => string(37) "narodnyie-promysly-zolotaia-khokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "111298"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407331938"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект и презентация интегрированного урока по информатике и изобразительному искусству по теме "Золотая хохлома" "
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekt-i-priezientatsiia-intieghrirovannogho-uroka-po-informatikie-i-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-zolotaia-khokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "167990"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423156420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства