Знакомство с нетрадиционными техниками рисования в начальной школе
С чего начинается творчество, как начать обучение ему маленьких детей - вот глобальные общие вопросы, на которые каждый пытается найти свой индивидуальный ответ. Без индивидуального ответа на эти общие вопросы не может состояться методики обучения. Личный интерес и инициатива, а также безусловная любовь к детям (своеобразный профессионально опосредованный инстинкт материнства, предполагающий любовь к своему труду) - это та первооснова, на которой формируется и содержание обучения, и его структура, и методы.
Любая яркая методика очень личностна, персонифицирована и может быть заимствована лишь частично. Здесь очень важно "примерить" ее к себе и только потом использовать. Вот почему очень интересные и умные методические системы часто ломались при попытке повтора либо были вовсе невоспроизводимы. Это проблема педагога и педагогического коллектива в целом. Это, если хотите, своеобразная проблема педагогической одаренности - открытости таланта научения.
Перефразируя известную цитату Витрувия, можно было бы сказать, что у малолеток сердца как окна распахнуты для творчества. Нужно только определенным образом направить их смотрение на мир. Потому
маленькие дети очень пластичны и свободны в своих порывах, и проявлениях. Всем известен необъяснимый феномен притяжения очень маленьких детей компьютером. По-видимому, это кроется в наличие природной мотивации к творчеству, и возможностью ее рано реализовать. Именно компьютер предоставляет ребенку возможность доступно моделировать жизнь, изображать ее очень простыми средствами, помогать преодолеть детскую языковую и рисовальную немощь.
У старшеклассников дарования спрятаны достаточно глубоко, часто угнетены, подчас деформированы воспитанием в семье, школой, социальными условиями и прочими обстоятельствами формирования и роста, а потому выявить их, а уж тем более развить - многотрудная наука. И, тем не менее, многочисленными являются исследования обучения искусствам и разнообразные методические наработки в области творческой деятельности старших школьников, нежели младших. Возможно, это связано с тем, что легче опираться на сформированные стереотипы мыслительной и предметной деятельности, на опосредованный жизнью усредненный уровень "творческости", он более зрим, осязаем, более обозримы также результаты обучения. Его даже можно обозначить различными тестами. А что мы имеем с младшими школьниками: более выраженная познавательная активность - вот собственно и все. И все, и ничего одновременно.
Провокация на творчество и обязательное поощрение инициативы - это не одноразовые инъекции, а постоянное и длительное воздействие, которое, в конечном счете, приведет к формированию устойчивой привычки видеть мир иначе и воспроизводить его нестандартно. Своеобразное инакомыслие - для детей это необходимое пространство их жизни и проявлений. Его не нужно даже создавать, всего лишь - охранять и культивировать всеми возможными средствами. И если уж удалась
счастливая возможность вернуться в детское пространство взрослому серьезному человеку, то стандартно действовать он не сможет. Вот тот заколдованный круг, в котором необходимо оказаться, который удивительным образом закрутится в пружину педагогического и человеческого творчества на всю жизнь.
Уже всем очевидно отсутствие широких, проторенных и прямых дорог научения тем или иным видам творчеств. В арсенале педагога имеются лишь небольшие, но достаточно разнообразные и многочисленные тропинки, по которым он может направить активность своего педагогического воздействия на ребенка.