kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования в начальной школе

С чего начинается творчество, как начать обучение ему маленьких детей - вот глобальные общие вопросы, на которые каждый пытается найти свой индивидуальный ответ. Без индивидуального ответа на эти общие вопросы не может состояться методики обучения. Личный интерес и инициатива, а также безусловная любовь к детям (своеобразный профессионально опосредованный инстинкт материнства, предполагающий любовь к своему труду) - это та первооснова, на которой формируется и содержание обучения, и его структура, и методы.

Любая яркая методика очень личностна, персонифицирована и может быть заимствована лишь частично. Здесь очень важно "примерить" ее к себе и только потом использовать. Вот почему очень интересные и умные методические системы часто ломались при попытке повтора либо были вовсе невоспроизводимы. Это проблема педагога и педагогического коллектива в целом. Это, если хотите, своеобразная проблема педагогической одаренности - открытости таланта научения.

Перефразируя известную цитату Витрувия, можно было бы сказать, что у малолеток сердца как окна распахнуты для творчества. Нужно только определенным образом направить их смотрение на мир. Потому

маленькие дети очень пластичны и свободны в своих порывах, и проявлениях. Всем известен необъяснимый феномен притяжения очень маленьких детей компьютером. По-видимому, это кроется в наличие природной мотивации к творчеству, и возможностью ее рано реализовать. Именно компьютер предоставляет ребенку возможность доступно моделировать жизнь, изображать ее очень простыми средствами, помогать преодолеть детскую языковую и рисовальную немощь.

У старшеклассников дарования спрятаны достаточно глубоко, часто угнетены, подчас деформированы воспитанием в семье, школой, социальными условиями и прочими обстоятельствами формирования и роста, а потому выявить их, а уж тем более развить - многотрудная наука. И, тем не менее, многочисленными являются исследования обучения искусствам и разнообразные методические наработки в области творческой деятельности старших школьников, нежели младших. Возможно, это связано с тем, что легче опираться на сформированные стереотипы мыслительной и предметной деятельности, на опосредованный жизнью усредненный уровень "творческости", он  более зрим, осязаем, более обозримы также результаты обучения. Его даже можно обозначить различными тестами. А что мы имеем с младшими школьниками: более выраженная познавательная активность - вот собственно и все. И все, и ничего одновременно.

Провокация на творчество и обязательное поощрение инициативы - это не одноразовые инъекции, а постоянное и длительное воздействие, которое, в конечном счете, приведет к формированию устойчивой привычки видеть мир иначе и воспроизводить его нестандартно. Своеобразное инакомыслие - для детей это необходимое пространство их жизни и проявлений. Его не нужно даже создавать, всего лишь - охранять и культивировать всеми возможными средствами. И если уж   удалась

счастливая возможность вернуться в детское пространство взрослому серьезному человеку, то стандартно действовать он не сможет. Вот тот заколдованный круг, в котором необходимо оказаться, который удивительным образом закрутится в пружину педагогического и человеческого творчества на всю жизнь.

Уже всем очевидно отсутствие широких, проторенных и прямых дорог научения тем или иным видам творчеств. В арсенале педагога имеются лишь небольшие, но достаточно разнообразные и многочисленные тропинки, по которым он может направить активность своего педагогического воздействия на ребенка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования в начальной школе»

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования в начальной школе

С чего начинается творчество, как начать обучение ему маленьких детей - вот глобальные общие вопросы, на которые каждый пытается найти свой индивидуальный ответ. Без индивидуального ответа на эти общие вопросы не может состояться методики обучения. Личный интерес и инициатива, а также безусловная любовь к детям (своеобразный профессионально опосредованный инстинкт материнства, предполагающий любовь к своему труду) - это та первооснова, на которой формируется и содержание обучения, и его структура, и методы.

Любая яркая методика очень личностна, персонифицирована и может быть заимствована лишь частично. Здесь очень важно "примерить" ее к себе и только потом использовать. Вот почему очень интересные и умные методические системы часто ломались при попытке повтора либо были вовсе невоспроизводимы. Это проблема педагога и педагогического коллектива в целом. Это, если хотите, своеобразная проблема педагогической одаренности - открытости таланта научения.

Перефразируя известную цитату Витрувия, можно было бы сказать, что у малолеток сердца как окна распахнуты для творчества. Нужно только определенным образом направить их смотрение на мир. Потому

маленькие дети очень пластичны и свободны в своих порывах, и проявлениях. Всем известен необъяснимый феномен притяжения очень маленьких детей компьютером. По-видимому, это кроется в наличие природной мотивации к творчеству, и возможностью ее рано реализовать. Именно компьютер предоставляет ребенку возможность доступно моделировать жизнь, изображать ее очень простыми средствами, помогать преодолеть детскую языковую и рисовальную немощь.

У старшеклассников дарования спрятаны достаточно глубоко, часто угнетены, подчас деформированы воспитанием в семье, школой, социальными условиями и прочими обстоятельствами формирования и роста, а потому выявить их, а уж тем более развить - многотрудная наука. И, тем не менее, многочисленными являются исследования обучения искусствам и разнообразные методические наработки в области творческой деятельности старших школьников, нежели младших.. Возможно, это связано с тем, что легче опираться на сформированные стереотипы мыслительной и предметной деятельности, на опосредованный жизнью усредненный уровень "творческости", он более зрим, осязаем, более обозримы также результаты обучения. Его даже можно обозначить различными тестами. А что мы имеем с младшими школьниками: более выраженная познавательная активность - вот собственно и все. И все, и ничего одновременно.

Провокация на творчество и обязательное поощрение инициативы - это не одноразовые инъекции, а постоянное и длительное воздействие, которое, в конечном счете, приведет к формированию устойчивой привычки видеть мир иначе и воспроизводить его нестандартно. Своеобразное инакомыслие - для детей это необходимое пространство их жизни и проявлений. Его не нужно даже создавать, всего лишь - охранять и культивировать всеми возможными средствами. И если уж удалась

счастливая возможность вернуться в детское пространство взрослому серьезному человеку, то стандартно действовать он не сможет. Вот тот заколдованный круг, в котором необходимо оказаться, который удивительным образом закрутится в пружину педагогического и человеческого творчества на всю жизнь.

Уже всем очевидно отсутствие широких, проторенных и прямых дорог научения тем или иным видам творчеств. В арсенале педагога имеются лишь небольшие, но достаточно разнообразные и многочисленные тропинки, по которым он может направить активность своего педагогического воздействия на ребенка.

Один из них направлен на формирование нестандартного ракурса восприятия на тот или иной композиционный сюжет и развитие графических приемов пересказа увиденного. Ученикам 1-го класса предлагается в свое удовольствие нарисовать то, что называется простейшим словом "каракули". Нарисовать от всей души и с удовольствием - так ставиться задача, освобождающая ребенка от страха нарисовать плохо. Рисование ведется черной ручкой и цветными материалами: фломастерами, карандашами, гелиевыми ручками. Затем предлагается найти и обрисовать контур знакомого предмета. Это могут быть животные, птицы и другие, интересные ребенку предметы. Подобная игра в каракули оказалась для детей очень заманчивой.

Ребенок водит ручкой и карандашом по всей поверхности листа, крупными размашистыми движениями, не отрывая их от листа. Причем, линия должна завершиться в той же точке, откуда она началась, затем к игре активно подключается образная мыследеятельность, когда он пытается в своем произведении увидеть образ животного или птицы.

Затем в паутине своих линий он пытается этот образ обозначить графически, иногда ему приходиться какие-то детали дорисовывать -глаза, лапу, хвост. Когда дети начинают вводить цвет в свои рисунки, и уже становятся видимыми очертания, оперение птицы, шерсть животного, обычное рисование превращается для ребенка в графическое волшебство и удовольствие, и интерес к такому роду занятий усиливается. Этот интерес позволяет повторять работу, что дает возможность познакомиться с разнообразными графическими приемами рисования всевозможных фактур и текстур. (Приложение 1)

Подобного типа упражнения можно проводить не только в 1-м, но и в последующих классах. Они могут видоизменяться в зависимости от постановки задачи. В 2 классах ребенок работает с материалами, хорошо известными ему, - фломастером, карандашами, ручками, красками, что дает возможность быстрее увидеть результаты труда. К 5 классу возраст позволяет включать в работу такие графические средства, как тушь, перо и приобретать осмысленные навыки работы с ними. Примером этому может служить упражнение с пятном. Оно позволяет за сравнительно короткое время (таковым является урок) создать яркие и запоминающиеся образы. На основе пятна можно научить таким приемам и техникам как монотипия - создание всевозможных отпечатки путем складывания вместе двух листов бумаги. В данном случае речь пойдет о пятне как о форме, которая может вызвать ассоциации с другими сходными формами, формами-образами, порождаемыми нашим воображением на основе запечатленных в памяти предметов. Случайное пятно, полученное на основе туши и воды, можно превратить в занимательный рисунок животного, человека или механизма. (Приложение 2)

Приложение 1

Приложение 2



Выражаю огромную благодарность за помощь в подготовке этой статьи преподавателю ПГАСУ Веслополовой Г.Н.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования в начальной школе

Автор: Барбе Анастасия Сергеевна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271751

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Разработка кружка "Юный оформитель" "
    ["seo_title"] => string(35) "razrabotka-kruzhka-iunyi-oformitiel"
    ["file_id"] => string(6) "139262"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692360"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Программа по теме " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность""
    ["seo_title"] => string(122) "proghramma-po-tiemie-razvitiie-mielkoi-motoriki-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-izobrazitiel-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "256713"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448202323"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства