Актуальность: В период подготовки и празднования знаменательного события в жизни нашего народа и всего человечества гражданско-патриотическое воспитание молодежи приобретает особую актуальность. Педагогически значимой при подготовке к празднованию 70-ой годовщины является опора на воспитательный потенциал искусства. Героические примеры отечественной истории должны стать прочной основой гражданско-патриотического воспитания учащихся. Знание истории своей страны предполагает формирование у подрастающего поколения высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Цели: Образовательные: формировать умения: • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели и задачи; • осознанно и произвольно строить речевое высказывание; • находить и исправлять допущенные ошибки в передаче пропорций построения головы человека. Воспитательные: • воспитывать патриотические качества – любовь к Родине, уважение ее исторического прошлого, чувство благодарности к поколению, пережившему войну; • формировать эстетические чувства прекрасного на основе знакомства с портретным жанром; • воспитывать личностные качества (активности, наблюдательности, самостоятельности), обеспечивающие успешность творческой деятельности. Развивающие: • развивать умения обобщать и синтезировать знания, переносить их в новые ситуации; • тренировать память, развивать способности концентрировать внимание; • развивать ассоциативное мышление и воображение. Форма урока: урок – игра, экскурсия, презентация своих работ
Ход урока 1. Организационный момент (взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, осанка) – 1 минута; 2. Актуализация знаний (определение темы и цели урока) – 7 минут; 3. Закрепление знаний по теме «Жанр портрета» – 10 минут; 4. Физкультминутка – 2 минуты; 5. Применение знаний и навыков– 15 минут; 6. Оценка результатов урока – 7 минут. 7. Домашнее задание – 3 минуты. Оборудование: мультимедийная презентация, оборудование для просмотра презентации и прослушивания музыкального ряда. Парты расставлены так, чтобы дети сидели в трех группах.
План урока
Организационный момент Проверка готовности к уроку. Подготовка к уроку, демонстрация готовности. 2. Актуализация знаний. Цель для учителя: актуализировать ранее полученные знания в области портретного жанра, истории Великой Отечественной войны. Цель для учащихся: определение темы и формулировка целей урока Слайд 1.На слайде репродукции различных видов портретного жанра, объединенные темой войны. Фоном звучит музыка Давида Тухманова к песне «День Победы».
Учитель задаёт вопросы: «Посмотрите на доску, что вы видите? Да, всё это - портреты. Что объединяет эти портреты?»; «Какая музыка звучит?»; «Сможете ли вы сформулировать тему урока?».
Учащиеся отвечают на вопросы: «Это портреты. Их объединяет тема Великой Отечественной войны»; "Звучит музыка песни «День Победы», «Тема урока – Жанр портрета. Лица войны». Учитель: "Как вы думаете, почему сегодня выбрана именно эта тема?" Дети отвечают, что скоро День победы, юбилейная дата – 70 лет. Учитель сообщает, что урок будет проходить в форме игры -экскурсии в художественный музей исторического портретного искусства. Слайд 2. Цели урока.
Учитель: "Чтобы быть хорошими искусствоведами, нужно обладать определёнными знаниями и умениями в области портретного жанра. Как вы думаете, каковы будут цели нашего урока? Что нам нужно сделать сегодня на уроке?"
Учащиеся определяют цели урока. по щелчку на слайде появляются цели: • Вспомнить и закрепить знания пройденной темы «Жанр портрета» • Продемонстрировать выработанные умения и навыки • Оценить свои работы • Воспитывать в себе чувство любви к Родине и гордости за Победу в Великой Отечественной войне. Слайд 3. Зал боевой славы. Учитель: "Много пришлось пережить советскому народу в годы Великой Отечественной войны, как на фронте, так и в тылу. Но наш народ сумел отстоять свою землю. Мы отправляемся в 1-й зал нашего музея. Это зал Боевой славы". Слайд 4. Репродукции известных учащимся картин. Фоном звучит музыка «Прощание славянки». В.И.Агапкин Это произведения знаменитых художников. На слайде фото портретов, выполненных в различных видов искусства (живопись, графика, плакат, карикатура, книжная иллюстрация, скульптура), о которых дети готовили сообщения дома. Учитель: "Здесь представлены портреты, выполненные в разных видах изобразительного искусства. Назовите эти виды. Дайте определение живописи, графике, скульптуре, карикатуре". Учащиеся называют: живопись, графика, плакат, карикатура, скульптура, книжная иллюстрация. Дают определения. Графика – это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Учитель: "А вы узнали мелодию, которая сейчас звучала? Почему звучит именно она?" Дети отвечают. "Под эту торжественную мелодию русские женщины провожали на войну своих отцов, мужей, сыновей и братьев". 3. Закрепление знаний по теме «Жанр портрета» в ходе выступлений учащихся Цель для учителя: создание игровой ситуации для проверки знаний, полученных на предыдущих уроках и в ходе самостоятельной исследовательской работы. Цель для учащихся: демонстрация знаний, полученных на предыдущих уроках и в ходе самостоятельной исследовательской работы. Слайды 5 - 10. Демонстрация произведений, о которых дети собирали материал. Заранее подготовленные ученики рассказывают о произведении, его сюжете, герое, авторе, колорите, материале, характеризуют портретный жанр. Слайд 5. Репродукция картины Павла Корина "Портрет маршала Г.К.Жукова" (портрет в живописи). Слайд 6. Репродукция работы А.Яр-Кравченко "Герой Советского союза Р.С.Гашева. 1945." (портрет в графике). Слайд 7. Репродукция В.Корецкого "Боец, спаси меня от рабства!" (портрет в плакате). Слайд 8. Кукрыниксы "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" (портрет в карикатуре). Слайд 9. Фото памятника генералу Дмитрию Карбышеву в г.Усть-Шахтинске (портрет в скульптуре). Слайд 10. Фото обложки книги В.Катаева "Сын полка" с иллюстрациями И.Х.Гринштейна. 4. Физкультминутка. Слайд 11. Физминутка.
Учитель зачитывает стихотворение, показывает движения. «Видит художник, смотрящий на нас Сбоку – наш профиль, прямо – анфас (повороты головы). Анфас – всё понятно: два уха, два глаза, Можно увидеть все прелести разом. Голову вверх мы поднимем сейчас, Изменится ракурс портрета у нас. Виден большим подбородок и рот, Рисуется сложно такой поворот (наклоны головы назад). Но вот подбородок к груди мы прижмём, И ракурс портрета опять изменён. Лицо в сокращенье, художник, учти, Нам подбородок не виден почти (наклоны головы вперёд). Весело мы головою вращаем, А, значит, свой ракурс всё время меняем, Но поворот, как бы ни был он сложен, Нарисовать мы его с вами сможем (круговые движения головы). 5. Применение знаний и навыков
Цель для учителя: создание игровой ситуации для проверки знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Цель для учащихся: демонстрация знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Слайд 12.Зал наших работ. Фоном звучит музыка песни «На безымянной высоте». Учитель: "Много страданий выпало на долю нашего народа. Память об этом должна сохраниться. Мы переходим в зал наших работ. Здесь будут представлены работы художников, которые находятся в этом классе.
Практическая работа: Ребята, прошу вас сделать набросок по памяти, представлению на тему «Лица войны»
Организуется экспресс – выставка детских работ. Учащиеся называют свои работы, рассказывают о героях произведений, их чувствах, переживаниях. Слайд 13 Репродукция картины «В землянке». Учитель: "Ребята, как вы думаете, во время войны люди слушали музыку, пели песни?" Ответы детей. "Скажу словами литературного героя А.Твардовского «Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» А вы знаете песни военных лет?" Дети вспоминают разученные на музыке песни военных лет. Идет перекличка. "Возможно, кто-то желает исполнить песню?" Желающие исполняют знакомую песню. "Выйдите сюда все те, чьи работы могли бы стать иллюстрацией к этой песне." Те, кто считает, что его работа соответствует теме песни, выходят к доске. "Какие чувства вы испытывали, создавая художественный образ? Помогает ли музыка вам понять людей того времени?" Описывают свои впечатления от увиденных работ одноклассников, свои чувства от прослушанной песни. 6. Оценка результатов урока Цель для учителя: формировать самооценку учащихся результативности своей работы. Для учащихся: дать самооценку знаниям, умениям и навыкам в области портретного жанра. Слайд 14. Пустой. Учитель: "Подведём итоги нашей экскурсии и предоставим слово экспертам, то есть вам самим. Определите в паре результат вашей работы на уроке и подготовку к нему. Обсудите работу в паре, выберите выступающего, выскажите свою точку зрения, дайте оценку своей работе". Выставление оценок. Учащиеся подводят итоги в группах, выделяют лучшие работы, обосновывая свой выбор. Слайд 15. Цели урока. Учитель: "И последний вопрос сегодняшнего урока: «Достигнуты ли нами поставленные в начале урока цели?» Учащиеся отвечают, что материал предыдущих уроков усвоен хорошо, доказательством чему являются выступления и ответы, представленные творческие работы. 7. Домашнее задание Слайд 16. Домашнее задание. Учитель: "Откройте дневники, запишите домашнее задание. Задание на дом - по выбору: 1. Найти репродукции различных видов портретного жанра. Уходя с урока, оцените свое внутреннее состояние на уроке, нарисуйте смайлик на доске.
Методические рекомендации для учителей
Урок проводится в кабинете изобразительного искусства. Для создания атмосферы, соответствующей целям урока звучат песни о войне. Для проведения экспресс-выставки необходимо подготовить магнитную доску. Следует особое внимание уделить анализу художественных произведений с целью актуализации знаний о жанре портрета, видах искусства.
В оформлении доски можно использовать символ Победы.
Обобщение знаний по теме портрет и виды искусства можно провести в формате тестирования.
Тест
1. Портрет — это:
а) изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности;
б) изображение одного человека или группы людей;
в) образ определённого реального человека;
г) все варианты верны.
2. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?
10. а) 3, б) посредине головы; в) высоту носа; г) ширине одного глаза; д) ширина губ; е) уши; ж) нижняя губа.
11. в
12. а
13. а, в
14. в
15. а, в
16. в
Методические рекомендации на период ближайшего последействия
Для организации последействия домашнее задание носит поисковый характер. Учащиеся должны обратиться к различным источникам для поиска репродукций произведений о войне.
Выводы, рекомендации по практическим результатам проведённого мероприятия
Урок проводиться в 3 триместре, после изучения пропорций человеческого лица. Набросок учащиеся уже делали, на данном уроке они применяют полученные навыки, добавляя атрибут военного периода. Обобщение знаний по теме портрет и виды искусства проходят оживленно, учащиеся владеют терминологией и знают определения.
Список литературы
Акварельный портрет: Елена Милюгина — Санкт-Петербург, Белый город, Воскресный , 2013 г.- 110 с.
Андроникова М. Об искусстве портрета. — 1975.
Андроникова М. Портрет и портретное сходство // Художник. — 1974. — № 10.
А. Лактионов. Техника портрета http://artpage.ru/advice/tehnika_portreta.