Тема урока: «Виды орнамента» Цель урока: Ознакомление с понятием « Виды орнамента».
Задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с понятием «орнамент», видами орнамента. Рассказать об особенностях казахского национального орнамента, о связи композиции орнамента с формой, передаче выразительности и богатства цветового узора.
Развивающие: формирование у учащихся эстетического, художественного вкуса при выполнении рисунка с помощью ножниц. При выполнении аппликации способствовать развитию у учащихся пространственного мышления, фантазии, творческих способностей.
Воспитывающая: воспитывать уважение к художественному наследию казахского народа.
Оборудование: а) для учителей: выставка изделий декоративно - прикладного искусства Казахстана, снимки и фотографии; демонстрационный материал с видами орнамента;
б) для учащихся: альбом, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисть, посуда для воды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока: «Виды орнамента» Цель урока:Ознакомление с понятием « Виды орнамента».
Задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с понятием «орнамент», видами орнамента. Рассказать об особенностях казахского национального орнамента, о связи композиции орнамента с формой, передаче выразительности и богатства цветового узора.
Развивающие: формирование у учащихся эстетического, художественного вкуса при выполнении рисунка с помощью ножниц. При выполнении аппликации способствовать развитию у учащихся пространственного мышления, фантазии, творческих способностей.
Воспитывающая: воспитывать уважение к художественному наследию казахского народа.
Оборудование: а) для учителей: выставка изделий декоративно - прикладного искусства Казахстана, снимки и фотографии; демонстрационный материал с видами орнамента;
б) для учащихся: альбом, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисть, посуда для воды.
План урока:
Организационная часть.
Сообщение темы, цели и задачи урока.
Объяснение нового материала.
Практическая работа учащихся.
Закрепление нового материала.
Заключительный этап урока.
Подведение итогов урока.
Задание на дом.
Ход урока:
I.Организационный момент. Слайд
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами ближе познакомимся еще с одним видом изобразительного искусства – орнаментом. Тема нашего урока: «Виды орнамента».
Изучением орнамента занимались многие ученые: австралийские (В.Куррер, Ф.Т.Куглер), русские (С.В.Иванов, Ф.К.Волков, С.А.Давыдов), казахские (А.Маргулан, Т.Басенов, М.Муканов и др.). В своих трудах они описали виды орнамента, его классификацию, историю возникновения на основе собранного ими богатого этнографического материала. Указанные исследователи с особым интересом изучали орнаментальное искусство восточных народов, символическое значение узоров, изображающих полумесяцы, рога, листья, геометрические фигуры, возникновение их названий на основе определенных представлений.
Ребята, а кто может сказать, для чего вещи украшались орнаментом?
Орнамент служил не только украшением, но и оберегом.
Учитель: По происхождению казахский орнамент делится на две группы:
К первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом.
Вторая – это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т. е интернациональные орнаменты.
Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий - более 200.
По содержанию орнамент можно делить по следующим группам:
Слайд.
Космогонический (связанный с изображением солнца, луны и звезд).
К нему относятся такие виды орнамента, как «ай» (луна), «тан»(рассвет), «жулдыз»(звезда).
Орнаменты, связанные с названиями животных, частей их тел и т.д.
В основу этого вида орнамента взята форма «кошкар муйиз» (бараний рог), «иткуйрик» (собачий хвост), «ботакоз» (верблюжий глаз).
Орнаменты, связанные с названиями мелких животных и насекомых:
Геометрический орнамент, состоящий из геометрических тел:
Куб, треугольник, шестиугольник, круг, ромб.
Сегодня мы научимся вырезать эти орнаменты. А для этого вам необходимы: цветная бумага, ножницы, простой карандаш, клей для бумаги, формат А-3, альбом, краски, кисти, карандаш, ластик, и немного фантазий.
Какие правила техника безопасности мы знаем?
Подавай ножницы соседу кольцами вперед.
Не клади на парту ножницы в раскрытом виде.
Не играй с ножницами.
Ножницы храни в чехле в специальном месте.
Практическая работа:
Вот ребята вы уже сидите по группам.
Задание для
1 группы – вырезать космогонический орнамент.
2 группы – вырезать орнамент с названием животных, частей тела.
3 группы – вырезать орнамент с названиями мелких животных и насекомых.
4 группы – вырезать орнамент с названиями птиц.
5 группы – вырезать растительный орнамент.
6 группы – вырезать орнамент, связанный с орудиями труда и быта.
7 группы – вырезать геометрические орнаменты.
Прежде чем приступить к работе, обсудите кто что будет вырезать.
Вы научились вырезать элементы орнамента на бумаге.
А где можно увидеть орнаменты? (на одежде, посуде, на музыкальных инструментах и т. д).
А теперь мы перенесем эти орнаменты на предметы, относящиеся к национальной культуре.
Каждой группе я раздам нарисованный рисунок. Задание - украсить орнаментом.
1 группа – украсить саукелеорнаментом.
2 группа – украсить текемет орнаментом.
3 группа – украсить домбру орнаментом.
4 группа – украсить юрту орнаментом.
5 группа – украсить аяққап орнаментом.
6 группа – украсить тумар - амулет орнаментом.
7 группа – украсить казахскую национальную одежду орнаментом.
Цвет в орнаменте.
Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение - они должны чередоваться в определенном порядке. Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба, белый – символ радости, счастья, желтый – знание, мудрость, красный – символ юности, красоты и весны, черный – символ земли. В орнаментальных композициях используют 1, 2, 3, 4 цвета. Выбор цвета фона и рисунка определяет композиция.
Правила при выполнении орнамента.
1. Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия. 2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы. 3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично. 4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.
Инструктаж:
А) выбор композиций
Б) выбор цвета для изготовления работы.
Каждая группа представит свою работу.
Подведение итогов: Выставка работ.
Ребята, вы молодцы. Хорошо поработали всем за урок 5
Домашнее задания: Каждый придумайте свой орнамент.