kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды орнамента.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5 «Г»

Тема урока: «Виды орнамента»
Цель урока: Ознакомление с понятием « Виды орнамента».

Задачи:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с понятием «орнамент», видами орнамента. Рассказать об особенностях казахского национального орнамента, о связи композиции орнамента с формой, передаче выразительности и богатства цветового узора.
  2. Развивающие: формирование у учащихся эстетического, художественного вкуса при выполнении рисунка с помощью ножниц. При выполнении аппликации способствовать развитию у учащихся пространственного мышления, фантазии, творческих способностей.
  3. Воспитывающая: воспитывать уважение к художественному наследию казахского народа. 

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.        

Вид урока: урок – практикум

Межпредметная связь: музыка, казахская литература, геометрия.

Метод урока: объяснительно – иллюстративный.

Оборудование: а) для учителей: выставка изделий декоративно - прикладного искусства Казахстана, снимки и фотографии; демонстрационный материал с видами орнамента;                         

                            б) для учащихся: альбом, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисть, посуда для воды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды орнамента.»

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5 «Г»

Тема урока: «Виды орнамента»
Цель урока: Ознакомление с понятием « Виды орнамента».

Задачи:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с понятием «орнамент», видами орнамента. Рассказать об особенностях казахского национального орнамента, о связи композиции орнамента с формой, передаче выразительности и богатства цветового узора.

  2. Развивающие: формирование у учащихся эстетического, художественного вкуса при выполнении рисунка с помощью ножниц. При выполнении аппликации способствовать развитию у учащихся пространственного мышления, фантазии, творческих способностей.

  3. Воспитывающая: воспитывать уважение к художественному наследию казахского народа. 

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Вид урока: урок – практикум

Межпредметная связь: музыка, казахская литература, геометрия.

Метод урока: объяснительно – иллюстративный.

Оборудование: а) для учителей: выставка изделий декоративно - прикладного искусства Казахстана, снимки и фотографии; демонстрационный материал с видами орнамента;

б) для учащихся: альбом, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисть, посуда для воды.

План урока:

  1. Организационная часть.

  2. Сообщение темы, цели и задачи урока.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Практическая работа учащихся.

  5. Закрепление нового материала.

  6. Заключительный этап урока.

  7. Подведение итогов урока.

  8. Задание на дом.

Ход урока:

I.Организационный момент. Слайд

Учитель: Здравствуйте, ребята!  Сегодня, мы с вами ближе познакомимся еще с одним видом изобразительного искусства – орнаментом. Тема нашего урока: «Виды орнамента».

  Изучением орнамента занимались многие ученые: австралийские (В.Куррер, Ф.Т.Куглер), русские (С.В.Иванов, Ф.К.Волков, С.А.Давыдов), казахские (А.Маргулан, Т.Басенов, М.Муканов и др.). В своих трудах они описали виды орнамента, его классификацию, историю возникновения на основе собранного ими богатого этнографического материала. Указанные исследователи с особым интересом изучали орнаментальное искусство восточных народов, символическое значение узоров, изображающих полумесяцы, рога, листья, геометрические фигуры, возникновение их названий на основе определенных представлений.

  • Ребята, а кто может сказать, для чего вещи украшались орнаментом?

  •  Орнамент служил не только украшением, но и оберегом.

Учитель: По происхождению казахский орнамент делится на две группы:

  1. К первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом.

  2. Вторая – это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т. е интернациональные орнаменты. 

Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий - более 200.




















       


По содержанию орнамент можно делить по следующим группам:

Слайд.

  1. Космогонический (связанный с изображением солнца, луны и звезд).

К нему относятся такие виды орнамента, как «ай» (луна), «тан»(рассвет), «жулдыз»(звезда).

  1.  Орнаменты, связанные с названиями животных, частей их тел и т.д.

В основу этого вида орнамента взята форма «кошкар муйиз» (бараний рог), «иткуйрик» (собачий хвост), «ботакоз» (верблюжий глаз).

  1. Орнаменты, связанные с названиями мелких животных и насекомых:

«алакурт» (пестрый паук), «жилан» (змея), «жиланбас» (змеиная голова), «кобелек» (бабочка).

  1. Орнамент, связанный с названиями птиц:

«кусканат» (птичьи крылья), «кустумсык» (птичий клюв), «казмойын» (гусиная шея).


  1. Растительный орнамент:

«кызгалдак» (тюльпан), «гул» (цветок), «жапырак» (лист).

  1. Орнамент, связанный с орудиями труда и быта:

 «балта» (топор), «тарак» (гребень), «балтак» (костыль).

  1. Геометрический орнамент, состоящий из геометрических тел:

 Куб, треугольник, шестиугольник, круг, ромб.

Сегодня мы научимся вырезать эти орнаменты. А для этого вам необходимы: цветная бумага, ножницы, простой карандаш, клей для бумаги, формат А-3, альбом, краски, кисти, карандаш, ластик, и немного фантазий.

Какие правила техника безопасности мы знаем?

  1. Подавай ножницы соседу кольцами вперед.

  2. Не клади на парту ножницы в раскрытом виде.

  3. Не играй с ножницами.

  4. Ножницы храни в чехле в специальном месте.

Практическая работа:

Вот ребята вы уже сидите по группам.

Задание для


1 группы – вырезать космогонический орнамент.

2 группы – вырезать орнамент с названием животных, частей тела.

3 группы – вырезать орнамент с названиями мелких животных и насекомых.

4 группы – вырезать орнамент с названиями птиц.

5 группы – вырезать растительный орнамент.         

6 группы – вырезать орнамент, связанный с орудиями труда и быта.

7 группы – вырезать геометрические орнаменты.

Прежде чем приступить к работе, обсудите кто что будет вырезать.

Вы научились вырезать элементы орнамента на бумаге.

А где можно увидеть орнаменты? (на одежде, посуде, на музыкальных инструментах и т. д).

А теперь мы перенесем эти орнаменты на предметы, относящиеся к национальной культуре.

Какие предметы относится к национальной культуре?

  • (Саукеле, текемет, домбра, юрта,аяққап, тумар, национальная одежда)

Каждой группе я раздам нарисованный рисунок. Задание - украсить орнаментом.

1 группа – украсить саукеле орнаментом.

2 группа – украсить текемет орнаментом.

3 группа – украсить домбру орнаментом.

4 группа – украсить юрту орнаментом.

5 группа – украсить аяққап орнаментом.         

6 группа – украсить тумар - амулет орнаментом.

7 группа – украсить казахскую национальную одежду орнаментом.

Цвет в орнаменте.

Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение - они должны чередоваться в определенном порядке. 
Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба, белый – символ радости, счастья, желтый – знание, мудрость, красный – символ юности, красоты и весны, черный – символ земли. 
В орнаментальных композициях используют 1, 2, 3, 4 цвета. 
Выбор цвета фона и рисунка определяет композиция.

Правила при выполнении орнамента.

1. Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия. 
2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы. 
3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично. 
4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.

Инструктаж:

А) выбор композиций

Б) выбор цвета для изготовления работы.

Каждая группа представит свою работу.

 Подведение итогов: Выставка работ.

Ребята, вы молодцы. Хорошо поработали всем за урок 5

Домашнее задания: Каждый придумайте свой орнамент.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Виды орнамента.

Автор: Койгелдиева Фатима Искаковна

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 318925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Прообразы и мотивы казахского орнамента, виды орнаментов."
    ["seo_title"] => string(59) "proobrazy-i-motivy-kazakhskogho-ornamienta-vidy-ornamientov"
    ["file_id"] => string(6) "315548"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459918177"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Краткосрочный план "Краткая история и виды орнамента. Казахские национальные орнаменты""
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnyi_plan_kratkaia_istoriia_i_vidy_ornamenta_kazakhskie_natsionalnye_o"
    ["file_id"] => string(6) "529688"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1575215157"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:«Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве »5 класс" "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-proiskhozhdieniie-i-vidy-ornamienta-osnovnyie-ornamiental-nyie-motivy-v-mirovom-iskusstvie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111784"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407931223"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Презентация на тему : Виды орнамента "
    ["seo_title"] => string(40) "priezientatsiia-na-tiemu-vidy-ornamienta"
    ["file_id"] => string(6) "239958"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444910615"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Виды орнамента "
    ["seo_title"] => string(17) "vidy-ornamienta-1"
    ["file_id"] => string(6) "239865"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444892128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства