1) формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстраций;
2) формируем умение выявлять сущность высказывания на слух;
3) формируем умение на основе анализа текста делать выводы;
4) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение работать по плану.
Личностные УУД:
1) формирование образного мышления;
2) развитие фантазии;
3) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран.
Кисти, коллекция бабочек, гуашь.
Методическое обеспечение: репродукции картин художников, изображающих бабочек, презентация «Бабочки в искусстве и в природе»
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте, загадку. И вы сразу догадаетесь, о чем сегодня мы поведем речь, и кого будем изображать:
Спал цветок… И вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.
- О ком говорится в загадке? – Правильно, это бабочка. – Сегодня мы с вами поговорим о том, как много разных бабочек существует в нашей природе, увидим, какие у всех разные и красивые крылья и сами попробуем нарисовать бабочку с красивыми узорами на крыльях. В конце урока у нас получатся красивые панно, которым нужно будет придумать название.
3. Беседа по теме урока.
- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена.
- В природе существует огромное количество бабочек. Но все они не похожи друг на друга.
- Эта красивая бабочка – Павлиний глаз. Чаще всего ее можно встретить в Японии, а также в странах Европы. Этих красавиц осталось очень мало, они даже занесены в Красную книгу. - Обратите внимание на форму крыльев и рисунок на них. Как можно это назвать? – Правильно, узор. Из чего состоит узор на крыльях? – Совершенно верно, из кругов, похожих на глаз. – Давайте рассмотрим узоры на крыльях других бабочек. Опишите их.
– Это бабочка – Махаон. С изящной формой крыльев. Сколько цветов присутствует в ее окраске! Давайте подсчитаем. Из чего слагается узор ее крыльев? – Совершенно верно, кроме кругом мы видим и волнистые линии и пятна.
- Раньше всех вылетает яркая бабочка – лимонница. Она живет дольше всех – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яички и умирает. Кто знает, что будет дальше? (Из яичек появятся гусеницы, которые превратятся затем в куколок, а из куколки вновь вылетит красивая бабочка) – Ребята, вы знаете, как появляются на свет бабочки? Давайте посмотрим.
– Давайте рассмотрим ближе, как устроена бабочка.
– Художники часто изображали бабочек в своих работах, они тоже любовались красотой их крыльев.
- Какие нарядные платья у бабочек – узоры разноцветных пятнышек, волнистые каёмки, веселые брызги прожилок. Бабочки всегда красивы, как будто собрались на бал. Узор, какой бабочки вам понравился больше всего? Почему? А кто же рисует эти узоры? (Природа) – Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)
- Обратите внимание: два одинаковых больших крылышка впереди и два одинаковых поменьше сзади. Если провести вдоль туловища бабочки границу, то бабочка будет разделена на две одинаковые части. (Учитель показывает вырезанную из бумаги бабочку, проводит границу вдоль туловища.)
- Теперь, если наложить одну половинку на другую, крылья одной в точности совпадут с крыльями другой половины. Так действует закон симметрии. Линия, которая делит предметы пополам, называется осью симметрии. Сам предмет будет называться симметричным. Выберите из предложенных предметов симметричные.
- Вспомните, какой способ изображения мы использовали для изображения деревьев с отражением? (Монотипия)
- Как можно использовать данный приём для изображения бабочек? (Нарисовать половинку бабочки и отпечатать вторую). Посмотрите, как это делаю я. (Учитель показывает этапы изображения бабочки)
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Учитель показывает, как взлетает его нарисованная бабочка и кружится в танце, приглашает учащихся потанцевать вместе с бабочкой)
4. Физкультминутка
Звучит музыка.
Упражнение «Бабочки»:
Опустить голову вниз, руки прямо, спинка прямая,
Руки через стороны вверх – вниз.
Плавно двигаем руки вверх, смотрим на пальцы, опускаем руки вниз.