Класс делится на группы.1 этап: Работа с учебниками. Задание по карточкам. (Приложение№1) 1-гр. Стр.36-39. « Домашняя утварь». 2-гр. Стр.40-42 «Прялка», 3-гр. Стр. 50-57«Женский костюм», 4- гр.стр.50-57 «Головной убор и мужской костюм», 5 –гр. «Русская народная вышивка. Выступление групп с сообщениями у доски. В ходе выступления на слайдах показаны предметы, о которых в данное время идёт речь. Сл.4,5 ТРАКТОВКА НЕКОТОРЫХ СЛАВЯНСКИХ СИМВОЛОВ, СЛАВЯНСКИХ ОБЕРЕГОВ В РУССКОЙ ВЫШИВКЕ Барвинок в славянской символике олицетворяет неувядающую жизнь | | Виноград - славянский символ богатства, изобилия и плодородия, которое должно сопровождать мужчину и его семью на протяжении жизни. Согласно славянской символике виноград вышивали со стороны жениха. Виноградная лоза также является славянским символом плодовитости | | | |
| Берегиня с птицами - частый элемент русской вышивки, один из главных славянских оберегов | Макошь с конями (вверху слева) и с оленями -славянский оберег Хозяйки дома. На двух нижних рисунках Макошь представлена в виде Дерева жизни | | | | Вазон- славянский оберег - Берегиня в виде цветка, который символизирует Дерево жизни | Берегиня (Макошь) с конями - характерный символ русской вышивки -славянский оберег | | | Вода - волнистая линия (иногда в виде латинской буквы S). В русской вышивке символизирует начало жизни, умение адаптироваться к обстоятельствам. Вертикальный знак - славянский символ самосовершенствования, лестница в небо, путь к тайным знаниям Солнце - часто повторяющийся славянский символ, изображается в виде цветка с восемью лепестками, или круглых розеток, а также квадрата, ромба, крестиков или свастики (вращающееся светило) | | | | | Дерево рода – часто встречающийся славянский символ русской вышивки, растет из горшка, нижние узлы (ромбы) - родительские, вверху - дочерний или сыновний. Первые ветки (над горшком) – бабушки и дедушки. Справа – родители матери, слева – родители отца. Верхние ветки – это бабушки, а нижние – дедушки. Если ветки опущены, это значит, что родители или бабушка и дедушка умерли. Если возле родительского узла, с правой стороны (т.е. со стороны матери) расположены треугольники, это означает сестер, если сестры старшие, то треугольники находятся с нижней стороны ромба. Квадраты символизирую братьев. Если треугольник расположен сверху ромба, это означает, что есть сестра, но младшая. Если ветки над узлом подняты вверх, это означает, что родители живы. Если на верхушке дерева изображена петелька – это означает, что это дерево рода невесты. Если петельки сверху нет – дерево рода жениха | | | | | Древо жизни (в вазоне) — райское дерево, является славянским символом связи земли с небом, изображается в виде наряженной цветами и лентами ветки, часто связано с изображением парных птиц, которые обычно символизируют жениха и невесту | Дуб (и калина) –славянский символ бога солнца Перуна, знак мужской силы и энергии | Калина – славянский символ бессмертия рода, долголетия семьи | | | | Ласточка – славянский символ успеха и изобилия, приносит на своих крыльях радость, весну, счастье, так как из Ирия (рай по славянской мифологии), куда улетали птицы осенью, она приносит любовь молодежи, приплод скоту | Звезды — славянский символ небесного огня, разума и просвещения | | | | | Лилия - славянский символ чистоты и непорочности, женская красота и энергия. Изображается не только цветок, но и бутон с листьями, как олицетворение зарождающейся новой жизни, семьи и семейного развития | Лебедь – согласно славянской символике - знак верности и чистоты, красоты и изящества | | | Мак – в славянской символике олицетворяет продолжение рода. В древности на Руси свадебный рушник чаще всего вышивали маками, так как мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла | | Листья хмеля - в русской вышивке – знак молодости и любови | Павлин/жар-птица – в русской вышивке олицетворяет семейное счастье | | | Петух — один из самых распространенных образов в русской вышивке на рушниках, символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало. Петух является символом воскресения из мертвых, возрождения жизни. На погребальных рушниках изображался в качестве славянского оберега от действия злых сил. Его изображение присутствует и на свадебных рушниках | | | Роза - вышивают для невесты, славянский символ красоты и любви | | Соколы, голуби – славянские символы влюбленных молодоженов, часто вышивались с повернутыми друг к другу головками или с веточкой калины в клюве, что олицетворяет образование новой семьи | | | | Васильки и колосья на хлебосольном рушнике | Ромб - славянский символ Богини Земли, солнца, охранный знак, приносит счастье, олицетворяет плодородие | | Соловьи | Кукушка | | Надпись "Спаси и сохрани", листья и гроздья винограда | Соловей и кукушка – вышивались на рушнике невесты, в русской вышивке - символ рождения новой семьи и продолжения рода | Венок, корона Берегини вышиваются на свадебном рушнике | Рушник на икону | | | | | Сл. 6-7 Прялка Прялка- предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на нелегкую жизнь сохранить в себе доброту, терпение, свободолюбие. В избушке, распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,- Писал А. С. Пушкин. Без прялки невозможно представить быт русского человека. Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. . На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками Прялку. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны. Сл.8-9 Русский костюм Сарафан: Сарафан - основной элемент русского женского традиционного костюма. В крестьянской среде известен с XIV века. В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками - прищепом под узкий корсаж на бретелях.Сарафан искони считается русским женским костюмом. Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду. Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и т. д., привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки. Кокошник:Название "кокошник" происходит от древнеславянского "кокош", обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника - гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых - драгоценными камнями. Кокошник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник - в том числе незамужними. Сороку назвали так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. Наверное, именно сорока стала прототипом сегодняшней банданы. Кокошники считались большой семейной ценностью. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили Рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. Праздничную одежду хранили в сундуках.
В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов. Рубаха. В отличие от мужской косоворотки, женская рубаха могла доходить до подола сарафана и называлась "стан". Женские рубахи несли различный смысл и назывались будничными, праздничными, покосными, ворожбенными, свадебными и похоронными. Женские рубахи шили из домотканины: льна, холста, шерсти, пеньки, конопли. Глубокий смысл закладывался в элементы украшения женской рубахи. Различные символы, кони, птицы, древо Жизни, растительные узоры соответствовали различным языческим божествам. Рубахи красного цвета были оберегами от злых духов и несчастий. Посуда. По своему назначению посуда разделялась на две категории: для напитков (ковши, братины, ендовы, чаши, стаканы) и для горячей пищи (блюда, миски, ставцы). Выдолбить или вырезать из целого куска дерева при помощи топора, ножа и тесла ковш, ендову или чашу было делом непростым и весьма трудоемким. И деревянная посуда всегда ценилась.Особенно из корневища или капа, наиболее водостойкая и прочная. |