Просмотр содержимого документа
«Урок "Рыбки в аквариуме среди водорослей"»
Тема: «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
Цель: дать представление о том, что в аквариуме живут аквариумные рыбки;
- обратить внимание на многоцветность окружающего нас мира;
- показать учащимся разнообразие рыб при их общем строении.
Задачи:
-изобразить уголок подводного царства;
- закрепить навыки рисования всей кистью, её концом;
-воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, его особенностям, осознанию своей значимости в решении экологических проблем и желание заботиться о рыбках.
Оборудование для учителя:
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением рыб, водорослей, схемы последовательности рисования рыб.
Оборудование для обучающихся: акварель, кисточки, клеёнки, шаблоны аквариума для каждого обучающего.
Литературный ряд: художественное слово(стихи, загадки, сказка «Про Сазанчика»).
Музыкальный ряд: фоновая спокойная мелодия, запись стихов, сказки.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовностик уроку.
Сообщение темы.
А вы, дети, готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший, дружный класс,
Всё получится у вас!
Девиз нашего урока: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги».
Звучит музыка из кинофильма «Человек-Амфибия».
Как хорошо стать рыбкой золотою,
Чтоб плавать в море синем- синем!
Чтоб любовались все твоей красотою,
Твоих прекрасных очертаний линий!
В глубоком море иль могучем океане
Так много тайных неизведанных чудес,
И небо высоко стоит над нами,
И нам неведом человеческий прогресс.
Мы сами- волшебство, мы – просто сказка!
Нас много: разных и загадочных существ.
Мы- буйство цвета ярких красок,
Мы- мир фантазий и чудес!
- О каком мире сказано в стихотворении? (подводном).
-Ребята, а что вы знаете об обитателях подводного мира?
- Очень интересные, потрясающие картины подводного мира вы сейчас описываете. Да, подводный мир очень удивительный, и сегодня на уроке мы остановимся на многочисленных его обитателях. Отгадаете загадку. О ком она?
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, но не говорю.
(рыба).
Знакомство с подводным миром.
- А кто ещё знает загадку о рыбках? (загадывает ребёнок/учитель).
В воде – жива,
На суше - мертва.
(рыба).
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(рыба).
- О каких монетках говорится в загадке?(о чешуе).
- Да рыбки покрыты чешуёй (показ).
- Чешуя обычно темнее на спинке и светлее на животе рыбы. Дело в том, что когда рыбка плавает у поверхности воды, её светлое брюшко сливается с солнечными бликами и рыбка становится незаметной для хищника. А в глубине воды темно и хищник не заметит тёмную спинку. Яркая и пёстрая окраска чешуи тоже помогает рыбам прятаться на фоне камней и песка или в зарослях подводных растений. Но есть рыбы с очень яркой окраской, которой они отпугивают от себя хищников или предупреждают, что они ядовитые.
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы-
Все умелые пловцы. Что это?
(аквариум). (показ).
- Что такое аквариум?
- Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Они устраивали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян. В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школах, детских садах, офисах. Аквариум можно сравнивать с маленьким искусственным водоёмом, домашним озером, на дне которого насыпан грунт и маленькие камешки, растут водоросли, которые выделяют кислород. Им дышат рыбы. Чтобы водоросли слишком не разрастались, в аквариум селят маленьких животных- улиток, которые поедают водоросли.
- А как мы называем рыбок, которые живут в аквариуме?
- Словарная работа (написать, прочитать вслух). Эти рыбки имеют небольшие размеры, красивую необычную форму и яркую расцветку.
-Кто знаком с аквариумными рыбками?
-Какие виды аквариумных рыбок вам знакомы?
-Рыбки в аквариумах живут в разных слоях воды: на дне, например,- сомик, в поверхностном слое - гуппи и меченосцы, в среднем слое – стайные рыбки: - гурами и неоны, которым нужно много свободного от водорослей пространства. (Презентация аквариумных рыбок).
-Красив, разнообразен и загадочен подводный мир. У каждой рыбки – свой цвет и форма.
- Какие сходства имеют все рыбки? (Имеют туловище, голову, хвост, плавники.
- Мы сегодня нарисуем аквариум и заселим в него различных рыб.
- Вспомните и назовите части тела рыбы.
- Есть ли у рыбы шея, может ли она поворачивать голову? ( У рыбы шеи нет).
- Чем рыбы дышат? – (жабрами). Где они расположены?
- У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде, то воздух они «выбирают» из воды жабрами.
- А зачем рыбам плавники?- (плавники помогают рыбам плавать, как вёсла у лодки. А хвост помогает держать направление, как руль у машины).
- Какую форму может иметь тело рыбки? (овальную, треугольную, длинную, круглую, напоминающую листья).
- Форма тела у рыб обтекаемая- удобна для плавания. Разнообразную форму имеют и рыбные плавники, хвост. (Показ).
- Где же, маленькие рыбки,
Ваши маленькие лапки?
Муль- муль- муль,
Зачем рыбёшке,
Прятать маленькие ножки?
Буль-буль-буль, ни ног, ни рук
Нам не нужно, милый друг,
Лучше - хвост и плавники,
Чем две ноги и две руки.
- Посмотрите, как правильно рисовать рыбку – (показ схемы). Показываю пример на мольберте (пошаговая инструкция, как нарисовать рыбку).
- Мы приступаем к работе- будем заселять свой аквариум рыбками. Но прежде, давайте проведём путешествие и пожелаем любви всему живому и неживому на земле.
Релаксация (звучит спокойная мелодия).
- Закройте глаза, глубоко вдохните. Представьте себе подводный мир. Вы погружаетесь, ваше дыхание ровное и спокойное. Вода тёплая и прозрачная Вы ощущаете её через свой костюм. Светит теплое солнышко, Вам легко и свободно. Вы плывете, ваши ноги и руки движутся волнообразно. Мимо проплывает стайка скалярий. Вы слышите едва уловимый плеск воды. Вам легко и свободно.
- Я люблю тебя, море;
- Я люблю вас всех, обитатели подводного царства;
- Я дарю тепло души всему живому на Земле.
- А теперь вдохните глубоко. Выдохните. Вдох – выдох. Мы возвращаемся из морского путешествия. Открываем глаза.
- Прежде чем приступить к рисованию рыбок, давайте вспомним правила.
- Как правильно пользоваться кисточкой? (рисовать всей кистью-широким сплошным мазком) и концом кисти. Держать кисточку тремя пальцами).
Самостоятельная работа.
-Приступайте к работе. Помните, что рыбки плавают по всему аквариуму (внизу, в центре, вверху).
-Также помните про все части тела рыбок: плавники, хвост, глаза, жабры).
Звучит фоновая спокойная мелодия. Дети выполняют работу.
Физкультминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Завершение работы.
- Наши рыбки уже готовы. Что ещё можно поместить в аквариум?
(Разноцветный песок, состоящий из множества разноцветных песчинок. На нём могут лежать камушки, ползать улитки, расти водоросли).
- Водоросли могут быть похожи на прекрасные букеты. Показ на мольберте).
Слайд презентации - приём рисования нескольких видов водорослей).
- Водоросли могут быть не только зелёными, но и жёлтыми, синими, красными).
Дети рисуют водоросли.
-Помните, что:
а) тонкие линии стебельков выполняют концом кисти;
б) листья этих растений делаются сплошным широким мазком.
(На доске таблица - как правильно рисовать водоросли).
Дети продолжают рисовать под спокойную мелодию.
-Молодцы! Закончили свою работу. Пока краска подсыхает, давайте вспомним ещё раз:
-Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания).
- А чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой туловища, плавников, хвоста).(Дети поднимают карточки, зачитывают).
- Для чего в аквариум высаживают водоросли? ( Для того, чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбы могли прятаться, отдыхать среди листьев, питаться зелёным кормом. Чтобы растения насыщали воду кислородом).
- Как нужно ухаживать за аквариумными рыбками? (Просмотр видеосюжета «Правила ухода за аквариумными рыбками»).
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить рыб в естественных условиях обитания? (Не засорять реку, не бросать мусор, не мыть в реке машины, не ловить маленьких мальков и головастиков, если увидим живую рыбку на берегу, поможем ей добраться до воды в свой дом.
Давайте послушаем сказку про Сазанчика и про то, что с ним случилось. (В записи).
Итог урока.
= А теперь давайте посмотрим ваши работы, что же у нас получилось?(Дети вешают работы на доску, создавая подводный мир).
Жить в подводном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!
Человек - природе друг!
Общение с природой помогает жить человеку, вносит гармонию в его жизнь. Её красота нам помогает быть счастливыми, ведь мир вокруг нас цветной, а краски природы всегда удивляют и радуют нас, как радуют ваши, ребята, работы, выполненные вами.
Молодцы, порадовали нас. Рыбкам очень комфортно в ваших аквариумах.
Урок закончен. Всем спасибо. Не забудьте убрать своё рабочее место.