Просмотр содержимого документа
«Урок искусства в 9 классе»
Конспект занятия по искусству.
Тема:«Архитектура исторического города». 9 класс
Учитель: Самохина О. Ю. МОУ СОШ № 2 г. Шуя
Тип урока: Изучение нового материала. Деловая игра.
Цель урока: - ознакомить обучающихся с характерными особенностями градостроительства разных эпох и времен.
Задачи урока:
- Умение аргументировать свое мнение;
- Познакомить обучающихся с градостроительством на примере разных эпох;
- Развитие творческих способностей детей;
-Воспитание эстетического вкуса, уважения к мировой истории и традициям.
Понятия и термины: архитектура, градостроительство, план-схема.
процессе познавательной деятельности, принимать
ответственность за собственные действия.
личност
личност
Оборудование: презентация.Для детей – учебник, тетрадь.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
- Здравствуйте, ребята!
II. Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания. Вам нужно было подготовить сообщение на тему «Важно ли сохранять традиции или дать место новаторству в облике своего города». Мы проведем его в виде деловой игры. Сейчас вы разделитесь на две команды. Первая команда будет отстаивать традиции в своем городе, а вторая команда будет за новаторство в своем городе. Ваша задача состоит в том, что вы будете защищать и аргументировать свою позицию. Начинает защиту своего мнения команда за новаторство, выдвигают свою идею, почему они хотят сделать город современным. А вторая команда, выслушав, должна доказать, почему они хотят сохранить традиционный облик города и т.д. (звучат ответы команд)
Вывод: Нужно идти в ногу со временем. Не только создавать новое в облике города, но и сохранять его национальное искусство.
III. Изучение нового материала
Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то больше всего подходит музыка. Многие известные люди сравнивали архитектуру с музыкой, например Ф. Шеллинг сравнил архитектуру с «Застывшей музыкой», а И. В. Гете сравнил с «отзвучавшей мелодией».
- Как вы понимаете выражение Ф. Шеллинга «Архитектура – это застывшая музыка»? (Архитектура, также как и музыка, подчиняется своим ритмам и законам, есть своеобразные «аккорды» в музыке и в архитектуре тоже... Архитектура, так же как и музыка, может затронуть до глубины души. Но все же основной смысл - это одинаковое воздействие, которые два этих искусства оказывают на человека).
- Ребята, давайте с вами дадим определение понятию «архитектура»? (Архитектура – искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду. Искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.)
Планировка и строительство городов - это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Нам интересно узнать , как раньше жили люди, как выглядели их поселения, какими были дома? Ребята, какой же теме будет посвящен наш урок? Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурой исторического города.
- Какой город мы можем назвать историческим? Это город, селение, в котором находится большое количество объектов культурного наследия. Это могут быть древние археологические стоянки, скульптурные памятники, архитектурные ансамбли и элементы старинной застройки.
Какие материалы использовались для строительства сооружений?
- Обратите внимание на слайд и попробуйте соотнести эти изображения зданий и городов с эпохами. (1-Средневековая Русь, 2- Эпоха Возрождения, 3- Античность).
Многие города с древности строили по специальным планам и схемам. В Античности, на примере древне-греческого Акрополя, на укрепленном холме построен храмовый комплекс. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц. Все улицы сходились своими лучами к акрополю. Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами, делая его мощной, надежной крепостью. Сейчас мы с вами познакомимся с градостроительством Средневековой Руси. (Читают в учебнике стр. 140).
Новгородский детинец. Современная аэрофотосъемка
Город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город возводился с учетом условий природного ландшафта. Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с XIV в. кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения собор и дворец.
Давайте в тетради заполним таблицу. Вам нужно будет указать, как назывался в старину центр русского город и указать особенности его планировки
Пользуясь материалом учебника (стр. 138-141), заполните таблицу об особенностях архитектуры Средневекового, Западноевропейского и Восточного города.
Проверка заполнения таблицы
VI. Рефлексия. Сейчас для закрепления материала мы устно ответим на вопросы теста
Что такое Градостроительство?
Медресе это…
Минареты это…
На каких ландшафтных местах возводились города на Руси?
V.Домашнее задание: Ребята, вы получаете распечатку плана нашего города, составленного в 1788 году. Рассмотрите его внимательно дома и запишите особенности его архитектурной планировки.
Карта плана Владимирского наместничества города Шуи 1788 года