Тема: Процесс работы над тематической картиной «Бал XIX века»
  Оборудование: ПК, мультимедиа, презентация, доклады уч-ся, художественные материалы, DVD Х./Ф. «Война и мир» 
  Ход урока:
  I. Организационный момент.
  Проверка готовности уч-ся.
  II. Повторение.
  -  Беседа по вопросам 
 Слайд № 1. «Бал XIX века»
  Мы продолжим изучать тему «Процесс работы над тематической картиной» на примере «Бала XIX века».
  С чего вообще начинает художник создавать будущую картину? Перечислите этапы. (Эскизы-поиски композиций, рисунки, зарисовки, наброски и этюды – сбор натурного материала, сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей).
  Что мы с вами успели сделать из перечисленного? (Создать эскизы интерьера бального зала).
  Слайд № 2. «Интерьер»
  Назовите характерные отличительные особенности бальных залов XIX века. (Вытянутые окна, множество свечей, колонны, лепнина, портьеры… роскошь).
  VI. Изучение нового материала.
  Какие же танцы использовались в то время?
  Полонез. Самый древний танец – полонез. Без этого танца не обходился ни один придворный бал. Открывая бал, все гости должны были принять участие в парадном шествии. Под горделивое, величавое звучание музыки – длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце фразы.
  Слайд № 3. «Полонез»
  В чём заключался смысл этого танца? (Демонстрация своей внешности).
  А сейчас мы узнаем историю самого популярного танца в течение нескольких веков.
   Вальс. Ведущее место среди танцев этого времени принадлежит вальсу. До сих пор исследователи немецкой школы утверждают, что вальс произошёл от австрийского народного танца. Среди старых песен Германии и Австрии найдется не много таких, которые пелись в ритме вальса, под них танцевали дреер, лендлер и ленчор. В лендлере кавалер, выбрав партнёршу, выводил её на круг, вращал вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами. Однако французские хореографы доказывают связь вальса с живым и весёлым провансальским танцем вольта. Лендлер и вольта исполнялись, как и вальс, в размере ¾. Вначале в вольте преобладали прыжки и весьма энергичные подъёмы ног. Позднее появились элементы вращения, и даже в старинных описаниях вольты уже есть указания, что «пары вертелись как одно целое». Вольта стала называться «вольт», что в переводе означает «быстрый поворот». К середине XVI века вольтой был увлечён весь Париж. Вольт благополучно пережил трёх Генрихов, но по настоянию известного всем кардинала Ришелье, усмотревшего в нем подрыв устоев религии и общества, был категорически запрещён Людовиком XIII. Продолжая жить в народе, танец перешёл границу и, смешавшись с лендлером, начал быстро распространяться в странах Европы, получив новое название – вальс. Освободился от прыжков, стал шире, динамичнее и возвратился во Францию, приобретя большую популярность.
   В изданных до 1800 года книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит «вальсовая зараза» и вальс сравнивался с холерой и проказой. Завсегдатаи салонов посчитали его неприличным. Кавалер при всех держал даму за талию! Это не допустимо. Ещё в начале XIX века его преследовали: в Вине разрешалось его танцевать только 10 минут. В зале ставили песочные часы и, как только падала последняя песчинка, оркестр замолкал, даже не закончив фразу.
  Слайд № 4 «Вальс»
  V. Практическая работа.
  1. Сообщение задания.
  На уроках литературы в 10 классе вы будите изучать роман Толстого «Война и мир». Сейчас я включу отрывок из одноимённого Х./Ф. (Сцена первого бала Наташи Ростовой). Во время просмотра этого фильма вы должны– уловить движение танцующих пар.
  -  Показ трудового приёма. 
 
  -  Просмотр отрывка Х./Ф.   
 VI. Продолжение изучения нового материала
  Менуэт. В менуэте кавалер берёт даму за руку. Танцующие двигаются медленными шагами, кавалер изящным движением снимает шляпу, кланяется, дама церемонно приседает в глубоком реверансе. Они танцуют, по сути дела, раздельно, лишь иногда позволяя коснуться друг друга кончиками пальцев. Движения медлительны, па изысканны. Трудно давалась особая манера исполнения менуэта: все переходы должны совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из другого.
  Слайд № 5. «Менуэт»
  Контрданс. Большой популярностью пользовался контрданс, в котором принимало участие большое количество танцующих. Они становились в линию друг против друга и под музыку придумывали всё новые и новые фигуры. Особой любовью пользовалась фарандола. Взявшись за руки, танцующие следовали за ведущим, который «выписывал» причудливые фигуры: «ручейки», «змейки», «улитки», «мосты».
  -  Рассказ учителя. 
 Слайд № 6 «Мазурка»
  Большой любовью пользовалась на балах мазурка. Это парный танец, где нет заранее придуманных фигур. Её импровизировали партнёры под весёлую, задорную музыку.
  VII. Практическая работа.
  -  Сообщение задания. 
 Сейчас вам нужно будет перенести набросок танцующей пары. Затем его следует проработать, обратив внимание на пропорции. 
  -  Показ трудового приёма. 
 
  -  Выполнение задания. 
 Завершающим этапом будет дополнение фигур костюмами и причёсками.
  VIII. Продолжение изучения нового материала
  Рассказ учителя.
  На бал люди приходили одетыми парадно.
  Слайд № 7 «Мужской костюм»
  Поверх белоснежной рубашки со стоячим накрахмаленным воротником, на шею повязывали галстук в виде платка или шарфа, который завязывали бантом или узлом, а концы заправляли под короткий жилет. Щёголи надевали несколько жилетов одновременно, порой сразу 5. Поверх надевали фрак. Дополняли наряд панталоны, белые перчатки. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще.
  Военные приходили на бал в мундирах, лосинах и сапогах. На этих длинных, туго обтягивающих штанах из лосиной кожи не должно было быть ни единой складочки. Чтобы достичь этого, лосины слегка смачивали и посыпали внутри мыльным порошком.
  Вместе с модой на одежду менялась мода и на причёски. Волосы стригли и завивали в тугие локоны, лицо брили, но на щеках от виска оставляли бакенбарды.
  Слайд № 8 «Женский костюм»
  Всё, что было модным во Франции, позже появлялось в России. Наряды создавались на 1-2 бала. В начале XIX века дамы носили полупрозрачное платье с завышенной талией, которое плотно обтягивало гибкий стан и не скрывало строение ног, с узким коротким рукавом.
  Позже в моду вернулись корсеты, колоколообразные юбки, пышные короткие рукава. Эти платья богато украшались качественным кружевом. 
  Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.
  Дамские туфельки, сшитые из материала, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг ноги.
  Слайд № 9 Причёски»
  Менялась мода и на причёски. Главное, чтобы волосы были подняты вверх и открывали шею.
  IX. Практическая работа.
  Завершение рисунка.
  
  X. Итог урока.
  -  Просмотр. 
-  Беседа по вопросам. 
 А) Чем являлись балы в XIX веке для людей разного поколения?
  Б) Перечислите танцы и их характерные черты
  В) Какой танец является самым популярным в течение нескольких веков?
  Г) Перечислите предметы мужской верхней одежды.
  Е) Назовите основные детали женского бального костюма.
  3. Анализ урока, выставление оценок, Д./З.