Урок в пятом классе посвящен старинному народному промыслу. Речь идет об искусстве Гжели. Ребята узнают историю развития промысла, познакомятся с основными приемами росписи, сами научатся расписывать посуду.
I этап. Мотивация.
Учитель:
Загадаю я загадку.
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и тему занятия назовёт.
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми
Учитель: Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в народный промысел России. Как вы думаете, что такое народный промысел? (ответы детей)
(Наро?дные худо?жественные про?мыслы — одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий).
Я хочу, чтобы вы взяли с собой в путешествие хорошее настроение, творческий настрой и немного фантазии. Сегодня мы продолжим путешествие в Сказочную Гжель: послушаем ваши сообщения о Гжели, повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской.
II этап. Актуализация, проблема.
Учитель: Ребята, какие знания о данной народной росписи у вас уже имеются? 1)Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель) 2)Вид тонкой керамики (фарфор).
3)Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе. (кумган)
4) Орнамент, который преобладает в росписи гжельской посуды (растительный, геометрический)
5) Какие цвета используются в гжельской росписи?(голубой, синий, белый)
6) Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник)
7)Как называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).
Так какая же тема сегодняшнего нашего занятия? (ответ)
III этап. Постановка учебной задачи. Открытие детьми нового знания.
Ребята подготовили мини-проекты об этой чудесной росписи. Сейчас мы с вами их и послушаем.
Сообщение 1 ( Об истории росписи)
Сообщение 2(О технике росписи)
(Показ видеофильма №1)
IVэтап. Первичное закрепление.
Учитель: Прежде чем мы начнём рисовать, нам необходимо будет выполнить одно задание - подчеркните в цепочке слов те слова, которые называют предметы, необходимые на сегодняшнем занятии (на партах у каждого карточки-задания) и положите перед собой.
- Сегодня на уроке всё эти материалы будут вам необходимы.
- Гжельские мастера всегда соблюдали порядок на рабочем месте, чтобы их изделия были красивыми и аккуратными.
- Мне бы хотелось, чтобы и вы стремились быть похожими, выполняя вашу работу, на настоящих гжельских мастеров.- Настало время поработать в творческой мастерской гжельских мастеров.
Vэтап. Самостоятельная работа обучающихся.
Приступаем к работе.
(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям свободу творчества, оказывает индивидуальную помощь).
Учитель: У каждого из вас – своя форма посуды.
Из каких элементов будет состоять ваш узор? Где он будет расположен?
Учащиеся: В центре изделия.
Учитель: Узор может состоять из одного цветка?
Учащиеся: Нет, нужно нарисовать еще стебельки, листья. Можно добавить завитки, бордюры (проговорить и рисовать
В конце урока устраивается выставка. Ребята прикрепляют свои работы на доску вокруг рисунка с изображением самовара. Оценивают достоинства и недостатки каждой работы.
Обсуждение работ.
1. Чья работа больше понравилась?
2. Чем она вам понравилась?
3. Чтобы вы добавили, исправили в этой работе?
- Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Теперь все могут посмотреть на наш замечательный чайный сервиз!
А сейчас мы проверим, что нового, интересного вы узнали о гжельской керамике?
Работа с тестом.
I. Родина Гжели –
1. подмосковный регион
2. вологодский регион
3. Архангельск
II. Первые гжельские изделия -
1. из мела
2. из глины
3. из гипса
III. Слово «Гжель» - родственник слова
1. «Жечь»
2. «Желание»
3. «Железо»
IV. Роспись Гжели выполняется
1. синей акварельной краской
2. чернилами
3. кобальтом
V. Современное объединение
1. «Гжель»
2. «Керамика»
3. «Жечь»
VI. Современные гжельские изделия - из
1. гипса и шликера
2. глины
3. мела
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока " Синь России" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №103
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Конспект открытого занятия
внеурочной деятельности в 5 классе
на районном семинаре
"Синь России"
Учитель изобразительного искусства
Юдина Г.В.
29 ноября 2012 г.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
Тема занятия: Синь России
Цель:
Образовательная: Формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
Развивающая: Развитие у учащихся творческого подхода при выполнении росписи.
Воспитывающая: Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, умения работать коллективно в группах.
Материалы:
Краски, белая бумага ( заготовки – тарелочки, чашки, кувшины и т.д.), кисти, вода;
таблица «Основные элементы Гжельской росписи»;
изображения гжельских изделий;
детские работы прошлого урока;
открытки «Гжельский фарфор»;
изделия из Гжели.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон, аудио и видеозаписи.
Музыкальный ряд: записи инструментальных мелодий.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Вид урока: индивидуально-коллективная работа.
Подготовительная работа:
В начале каждой четверти класс делится на 3-4 поисковые группы, выбираются руководители групп, которые ведут записи в отдельной тетради: где составляют список группы и фиксируют, кто какой материал нашёл в течение I,II,III недель.
Поисковые группы в начале II четверти получили следующие задания:
группа № 1 – подготовить сообщение о Гжели (оформить сообщение, указать источник информации и автора);
группа № 2 – найти стихи, загадки, поговорки об изделиях из Гжели;
группа № 3 – найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением изделий.
На 1,2 уроках II четверти в начале руководители групп делают короткий отчёт о проделанной поисковой работе: кто, какую работу проделал, какой материал удалось найти и где.
За неделю до урока члены группы решают, кто о чём будет сообщать на уроке по данной теме. Учитывая, что рассказать надо интересно и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки гжельской керамики и изделия Гжели.
Ход урока
I этап. Мотивация. (слайд №1)
Учитель:
Загадаю я загадку.
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и тему занятия назовёт.
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в народный промысел России. Как вы думаете, что такое народный промысел? (ответы детей)
(Наро́дные худо́жественные про́мыслы — одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий).
Я хочу, чтобы вы взяли с собой в путешествие хорошее настроение, творческий настрой и немного фантазии. Сегодня мы продолжим путешествие в Сказочную Гжель: послушаем ваши сообщения о Гжели, повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской.
II этап. Актуализация, проблема.
Учитель: Ребята, какие знания о данной народной росписи у вас уже имеются? 1)Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель) 2)Вид тонкой керамики (фарфор).
3)Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе. (кумган)
4) Орнамент, который преобладает в росписи гжельской посуды (растительный, геометрический)
5) Какие цвета используются в гжельской росписи?(голубой, синий, белый)
6) Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник)
7)Как называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).
Так какая же тема сегодняшнего нашего занятия? (ответ)
III этап. Постановка учебной задачи. Открытие детьми нового знания.
Ребята подготовили мини-проекты об этой чудесной росписи. Сейчас мы с вами их и послушаем.
Сообщение 1 (слайд № 2 )
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.
Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом – это знаменитая Гжель – народный керамический промысел. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка воплощена мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках.
Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц.
(слайд №3) Все изделия Гжели отличаются замысловатой формой и прекрасными лепными украшениями. Особой пластической формой поражают квасники и кумганы. Они имеют цилиндрическое тулово, изящный носик и горлышко. Дырочка в центре тулова квасника предназначена для льда, чтобы квас всегда был холодным.
История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, черепицы. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.
Сообщение 2
Учитель: Об основных приемах росписи посуды нам расскажет ______________.
После ее (его) выступления вам необходимо будет перечислить основные приемы этой росписи. Будьте внимательны!
1) Линии и точки. (слайд №4)
Выполняя прямые параллельные линии, точки и кружочки, можно составить самый простой геометрический орнамент.
2) Следующий прием росписи- гжельские бордюры. (слайд №5)
Чаще всего бордюрами оформляют ручки, носики посуды, горлышко, низ изделия, чтобы сделать его красивым и выразительным.
3) Мазок капелька.(слайд №6)
Самым распространенным является растительный орнамент. Обучение этому орнаменту начинается с капельки. Этот элемент напоминает дождевую каплю, иногда похожую на лепесток цветка ромашки, слегка наклоненного в разные стороны. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется.
4) Мазок с тенью (слайд № 7 )
Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок на одну сторону” или " мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета.
(Показ видеофильма №1)
Учитель: Ребята, у вас на столе лежат образцы видов росписи. Под какой буквой находится роспись бордюры и т.д.
IV этап. Первичное закрепление.
Учитель: Прежде чем мы начнём рисовать, нам необходимо будет выполнить одно задание - подчеркните в цепочке слов те слова, которые называют предметы, необходимые на сегодняшнем занятии (на партах у каждого карточки-задания) и положите перед собой.
В конце урока устраивается выставка. Ребята прикрепляют свои работы на доску вокруг рисунка с изображением самовара. Оценивают достоинства и недостатки каждой работы.
Обсуждение работ.
1. Чья работа больше понравилась?
2. Чем она вам понравилась?
3. Чтобы вы добавили, исправили в этой работе?
- Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Теперь все могут посмотреть на наш замечательный чайный сервиз!
А сейчас мы проверим, что нового , интересного вы узнали о гжельской керамике?