Цель: формирование духовной культуры личности, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
Овладение незнакомой техникой граттаж; расширение возможностей технических навыков, способом изображения;
Творческое отображение окружающего мира;
Развитие зрительной памяти, пространственного изображения, навыков композиции, аналитического мышления.
Овладение техникой штриха
Оборудование: Слайды, бумага загрунтованная желтком и тушью, гвоздки со шляпкой, изображения деревьев.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Вводная беседа.
Первый слайд.
- Сегодня наш урок я хочу начать со стихотворения И. С. Тургенева
- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока ?
Второй слайд
В лесу
- О том как прекрасна и разнообразна наша природа, можно узнать из стихотворений , рассказов и произведений художников. Поэт, музыкант и художник воспевают природу каждый по своему.
Третий слайд
-Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы:
С помощью, каких выразительных средств художник изображает красоту земли?
Что делает черно- белые картины «живыми» и выразительными?
С помощью какого выразительного средства график изображает родную природу? ( линия, пятно, штрих)
Четвертый слайд
- Что такое линия? Какие линии бывают? (волнистые, тонкие, толстые, кривые и т.д.)
( выполняем упражнения на подготовленных листочках, гвоздиками, соблюдая технику безопасности)
- Что такое штрих?
- Что такое пятно?
( при выполнении упражнений идет показ на доске)
- А вот что говорят о черном и белом цветах говорят русские поговорки и пословицы:
Пятый слайд
-Чем отличается цветные краски от черной и белой?
Шестой слайд
И так, что же такое графика?
Седьмой слайд
- А как вы думаете, какое время года можно назвать временем черно – белой графики? ( зиму)
- Почему?
( Деревья почти черные на фоне белого цвета)
- Какие деревья бывают по характеру?
Елка ( пушистая, густая)
Березка (Стройная, высокая, гибкая)
Дуб (мощный, корявый, толстый, корявый)
-Как изобразить дремучий, непроходимый лес? (деревья загораживают друг друга, прячутся, повалены, переплетаются)
- С чего мы начинаем выполнение рисунка? (с линии горизонта)
- Какова задача урока? (Выполнить рисунок на тему « В лесу»)
И выполнять мы будем в новой технике «Граттаж» Так как рисунок процарапывается, необходимо соблюдать технику безопасности.
Восьмой слайд
3. Самостоятельная работа детей.
Индивидуальная работа с учениками.
Требования к рисункам
Равновесие, соразмерность
Сюжетно- композиционный центр выделен
Оправданное заполнение листа
Умение работать штрихом, линией, пятном
Владение материалом, изобразительной техникой
Завершенность, можно дать название рисунку
4. Подведение итогов урока.
Экспресс- выставка. Выбор лучших рисунков, оценка работ