Филимоновская роспись похожа на скоропись. Быстрые, неровные линии и штрихи разной толщины и интенсивности цвета сохраняют живое движение руки и как бы вводят в сам процесс творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология росписи филимоновской игрушки»
Технология росписи филимоновской игрушки.
Филимоновская игрушка — это произведение декоративно-прикладного искусства, самое древнее из подобных ремесел в России. Как считают некоторые исследователи, каждая игрушка несет в себе глубокий сакральный смысл. Три круга (или эллипса), составляющие основу каждого изделия, символизируют Время, Пространство и Материю.
Так же и узор наносится не просто из соображений эстетики. Каждый символ что-то означает: круг-солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни.
Предание рассказывает, что в глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать, людей от всякого зла защищать. А яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.
(для более острого восприятия, учитель свистит в филимоновскую игрушку).
Повелись свистульки на русской земле с незапамятных языческих времен, существовали они у нас повсюду, а сохранились больше всего на Севере, потому что жизнь здесь текла спокойнее. Местных жителей мало касались вражеские нашествия, а нравы, поверья, обычаи передавались из поколения в поколения. Когда-то свистом наши предки пытались отогнать «нечистую силу».
В Тульской области существует поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав "Пусть порча перейдет на того, кто ее послал" человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку.
Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные свистульки, плясали и веселились.
Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки. Игрушки-свистульки часто изображают то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки.
Игрушка – обязательный спутник детства. Игрушки-свистульки служили забавой ребятишкам. Эти маленькие фигурки окрашены в самые яркие цвета – желтый, малиновый, зеленый.
Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь. Эти качества, так ярко выступающие в русской народной игрушке, требуют внимательного ее изучения, возрождения народной игрушки, широкого ее использования в педагогической практике.
Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый и желтый цвета — игрушки получаются яркими и веселыми. Мотивы орнаментов крайне просты и выделяются среди других узоров, напоминая о давних связях с природой. Это круги - «солнца» и ветки елочек, ставшие своего рода изобразительным постоянным эпитетом.
Филимоновская роспись похожа на скоропись. Быстрые, неровные линии и штрихи разной толщины и интенсивности цвета сохраняют живое движение руки и как бы вводят в сам процесс творчества. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Левой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только мизинцем можно притронуться к изделию.
Первый этап росписи
Игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет - жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой (белка №3.)
Основные элементы - линии, кружки, полосы.
Второй этап
Используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый»)
Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок №1). Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по жёлтому контуру. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.
Третий этап
Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно - называется зелёнка. Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок №1). Роспись ведётся между красными линиями.
Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко».
Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.
Практическая работа.
Для работы нужны две беличьи тоненькие кисточки и одна толстенькая. Яркие, блестящие краски трех цветов. Мы будем последовательно накладывать на игрушку желтый, малиновый и зеленый цвет.
Возьмем в левую руку игрушку и желтой краской толстой кисточкой, проведем вокруг туловищу два или три вертикальных кольца. Между колечками должны оставаться белые полосы.
Затем, начиная с копыт, по ножкам лошадки проведем круговые горизонтальные колечки до самой мордочки.
Возле туловища, наши горизонтальные и вертикальные полоски должны встретиться.
Желтые полоски, проведенные толстой кисточкой, получились у нас толстыми. Желтую кисть мы отложим в сторонку, так как кроме полосок на лошадках ни чего и не рисуют.
«Краснить» и «зеленить» игрушку будем тонкими кисточками, что потребует от нас терпения.
Малиновой краской проводим тонкие линии по краям желтой полосы.
Затем расписываем мордочку и ушки.
Красную кисть откладывае в сторонку.
«Зеленим» совсем немного – в середине желтой полосы.
Малиновый и зеленый, наложенный на желтый, превратится в красный и салатовый. Не стоит огорчаться, если иногда линия будет идти по белому фону, это только украсит нашу игрушку. В этом маленькая хитрость филимоновских мастеров – используя три краски - получаем пять цветов.
Мы смотрим на глиняные игрушки, и нас все больше трогает их рукотворность, то живое старание самих детей. Для наследников и продолжателей мастерства ценно и то, что донесли авторские работы, и то новое, что пришло с появлением художественной школы и структуры промысла.