Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Здравствуйте! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Кисти, краски и листы? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Меня зовут, Софья Андреевна и замечательный урок изобразительного искусства сегодня проведу у вас я. | Приветствуют учителя. Самостоятельно проверяют готовность к уроку. | Л.: Развитие познавательного интереса. Формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов. |
Этап актуализации пробного действия | Звучит музыка: Е. Птичкина “ Сказки гуляют по свету”. Учитель: Ребята, вас встретила прекрасная музыка. В ней вы услышали замечательные слова о сказках. И музыка и слова этой песенки полны радости и веселья. Разные звуковые краски, смешиваясь и переливаясь, удивительно хорошо создают настроение праздника. Наш сегодняшний урок посвящен сказкам А. С. Пушкина. Но сначала мы проверим, как хорошо вы знаете эти сказки. | | К.: Развитие умения обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя. |
Этап выявления места и причины затруднения | Отгадайте, из каких сказок прозвучат эти строчки Глядь, опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед ней разбитое корыто. (Золотая рыбка) Князь у синя моря ходит С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. (Сказка о царе Салтане) Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно… (Сказка о попе) Вот мудрец перед Додоном Стал и вынул из мешка Золотого… (Золотой петушок) Под окном за прялку села Ждать хозяев, а глядела Все на яблоко. Оно Соку свежего полно. Так свежо и так душисто. (Сказка о мертвой царевне) – Молодцы, вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина и это неудивительно, его книги любит и знает весь мир, потому, что каждое пушкинское слово – это целая картина. Сказки Пушкина читаются легко, просто, с увлечением. Сказки играют большую роль в жизни любого человека. Ведь это первое литературное произведение, с которым сталкивается человек в своей жизни. У многих первыми и любимыми книжками были именно сказки. Вопрос: Ребята, я права? Вопрос: Но как, же вы знакомились со сказками, ведь вы еще не умели читать? Учитель: Конечно, картинки, ведь они необычные. Картинка в книге называется “иллюстрация”. Вопрос: Ребята, давайте попробуем сформулировать, что такое “иллюстрация”, почему не использовать обычное слово “картинка”? Учитель: Правильно. Вопрос: А кто же занимается созданием иллюстраций? Учитель: Правильно. Одним из таких художников был Иван Яковлевич Билибин. Художник тоже любил произведения А. С. Пушкина и нарисовал к этим сказкам, изображая волшебных героев, невероятные события, которые происходят в чудесном сказочном мире. Какие бы события не изображал художник – грустные, радостные, фантастические – рисунки его всегда очень красивы. Рисовал Билибин акварелью. Четкую, упругую линию художник проводит тонкой кисточкой. Линия то причудливо завивается, то распрямляется, выписывая сказочно- нарядный узор. Учитель показывает иллюстрации художника Билибина к сказке “О золотом петушке” . | Золотая рыбка Сказка о царе солтане Сказка о попе Золотой петушок Сказка о мертвой царевне Ответ: Да. Ответ: Рассматривали картинки, и, если было интересно, то просили маму прочитать. Ответ: “Иллюстрация – это картинка в книге, которая передает то, о чем в книге написано. Ответ: Художник-иллюстратор. | П.: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы. |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Учитель: Стихи Пушкина легкие, веселые, в них чувствуется улыбка поэта. Царь у него толстый, неуклюжий. Послушайте музыку стихов Пушкина, будто море шумит грозно, тревожно. Посмотрите на иллюстрацию. Дальше учащиеся читают: В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет…
Учитель: Посмотрите на картину. И здесь море шумит, и здесь тревога. Передал это художник темно-зелеными, темно-синими красками, неровными очертаниями бушующих волн, брызгами взлетающей к звездам пены. А вот совсем другая картина – радостная и тревожная. Берег покрыт пестрым ковром полевых цветов. Царевич с матерью смотрят на прекрасный город, внезапно возникший перед очами. Как Пушкин описывает эти события? Учащиеся читают: И, дивясь, перед собой Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, А за белыми стенами Блещут маковки церквей, И святых монастырей… | В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет… Учащиеся читают: И, дивясь, перед собой Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, А за белыми стенами Блещут маковки церквей, И святых монастырей… | П.: Стремление к расширению своей познавательной сферы, воспроизведение логических мыслительных операций для решения познавательной задачи. |
Этап реализации построенного проекта | Учитель: Заканчивая путешествие в сказочные владения Билибина, мне хочется, ребята, сказать, что художник подарил нам красочный, узорчатый мир искусства, он сохранил поэтичность, доброту и мудрость сказок А. С. Пушкина. Есть еще один замечательный иллюстратор Евге́ний Ива́нович Чару́шин, который к каждому своему рассказу изображал сам. Синичкин календарь; Олененок; Звери наших лесов; Тигренок | | |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Осуществляет контроль и индивидуальную помощь учащимся. | Берут альбомные листы, располагают в вертикальном или горизонтальном положении. Создают иллюстрацию к своей любимой сказке или обложку. | Л.: Создание новых образов, проявление творческого воображения и фантазии, соблюдение организованности. П.: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы. |
Этап рефлексии учебной деятельности | А сейчас я предлагаю поднять первому ряду показать свои работы. Второй ряд покажите работы сначала первому ряду а потом третьему. Третий ряд поднимите свои работы. - Ребята, кисти Михаила Александровича Врубеля очень понравились ваши работы, он безумно рад! Каждая работа по-своему красива. - Художники – люди, творческие, они постоянно создают что-то новое, сегодня на уроке изобразительного искусства мы все плодотворно поработали, но к сожалению, нам пора прощаться. До свидания! До новых встреч! | Выставка работ. - До свидания! | Р.: Формирование способности оценивать результаты собственной творческой деятельности. |