kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Изготовление глиняного изразца»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство обучающихся с новым видом изобразительного декоративно-прикладного искусства, историей русских изразцов и возрождением  этого искусства через создание изразца по эскизу.

Задачи:

- Учебная: способствовать их применению на уроке, познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства – изразцом; дать представления об использовании изразцов в декоре печей; познакомить с особенностями композиции изразца и выполнить на бумаге эскиз по мотивам народных изразцов; использовать знания и навыки полученные ранее (узор в квадрате);

- Развивающая: развитие воображения и творчества в эскизах, умение выражать свое личное понимания значения декоративного искусства в жизни людей;

- Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, бережное отношения к культурному наследию; расширять привычное представления учащихся о печи; способствовать развитию умений вести работу по лепки рельефного изразца последовательно; способствовать развитию патриотических чувств и гордости к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Изготовление глиняного изразца»»

оссийская Федерация

город Сланцы
Ленинградская область

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Сланцевская детская художественная школа»




Конспект занятия для 3-го класса ДХШ

по программе «Живопись» по учебному предмету

В.01 Скульптура (срок обучения 1-5 класс).


Тема: «Изготовление глиняного изразца»











Составила: преподаватель

Николаева Анастасия Николаевна






г. Сланцы

2014 год



Цель: знакомство обучающихся с новым видом изобразительного декоративно-прикладного искусства, историей русских изразцов и возрождением этого искусства через создание изразца по эскизу.

Задачи:

- Учебная: способствовать их применению на уроке, познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства – изразцом; дать представления об использовании изразцов в декоре печей; познакомить с особенностями композиции изразца и выполнить на бумаге эскиз по мотивам народных изразцов; использовать знания и навыки полученные ранее (узор в квадрате);

- Развивающая: развитие воображения и творчества в эскизах, умение выражать свое личное понимания значения декоративного искусства в жизни людей;

- Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, бережное отношения к культурному наследию; расширять привычное представления учащихся о печи; способствовать развитию умений вести работу по лепки рельефного изразца последовательно; способствовать развитию патриотических чувств и гордости к Родине.

Методы обучения:  по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.

Формы организации обучения:  групповая, индивидуальная.

Форма урока: традиционная, интегрированный.

Тип урока:

  • Урок комбинированный

  • Урок-практикум

Принципы обучения:

  • Научность

  • Наглядность

  • Последовательность

  • Доступность

  • Активность

  • Самостоятельность

  • Создание необходимых санитарно-гигиенических условий

Уровень усвоения знаний:

  • Через восприятие информации

  • Усвоение способов применения знаний по образцам

  • Творческое применение знаний

Материалы и оборудование:

Для преподавателя: проектор, презентация «Русские изразцы» и «Поэтапное выполнение изразца по эскизу», фотографии изразцов, фотографии каминов и печей с изразцами; демонстрационный материал (выполненные скульптурные работы из фонда школы), диск с русскими народными песнями и романсами (для фона).

Для учащихся: альбомный лист формата А4, карандаш, резинка, баночка с водой, глина, деревянные стеки, петлеобразные стеки, деревянные бруски, шпатели, скалка, холст.

План урока:

  1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку.

  2. Актуализация знаний

  3. Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть).

  4. Усвоение новых знаний и способов действий (выполнение первоначального изображения изразца - эскиза, алгоритм выполнения изразца по эскизу, постановка художественной задачи).

  5. Первичное закрепление (практическое выполнение задачи).

  6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (подведение итогов, «Изразцы детских работ»).

  7. Домашнее задание

  8. Подведение итогов занятия

Источник информации:

Список используемой литературы:

  1. Геннадий Федоров «Послушная глина», АСТ- ПРЕСС Москва 1999г.

  1. С. Ю. Ращупкина «Лепка из глины для детей», Рипол классик, Москва 2010.

  1. М. Семенова «Мы славяне», Азбука, 2010 г.

  1. Л. С. Журавлева «Талашкино», Москва, Изобразительное искусство», 1989.

  1. О. И. Арзуманова, А. Г. Кузнецова, Т.Н. Макарова, В.А. Невский «Музей заповедник Абрамцево», Москва, Изобразительное искусство», 1988.

  2. Интернет : www.hrono.ru/…um/russia/subjects/towns/smolensk.htm


Модель урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организаци-онный момент

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию;

- Организация внимания детей.

- Приветствие преподавателя;

- Подготовка к занятию.

Актуализация знаний

- Выявление степени усвоения детьми заданного учебного материала (проверка домашнего задания «Принести фотографии, открытки с изображением изразцов, применяемых в интерьере»);

- Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения.

- Обучающиеся показывают фотографии, открытки с изображение изразцов, применяемых в интерьере преподавателю и дают им краткую характеристику.

Мотивация

- Тема учебного занятия

- Сегодня мы с вами поговорим о рельефах.

Рельеф - это вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором изображение создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона (демонстрация презентации «Рельеф - вид изобразительного искусства» (рис.2)).

Виды рельефа:

  1. Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

  2. Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены, пейзажи.

  3. Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.

  4. Койланоглиф (или en ccreux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.

Прекрасной иллюстрацией того что такое рельеф, может служить интересный вид прикладного искусства - изразцы. Прототипом русского изразца была старинная белокаменная резьба. Создавались изразцы талантливыми народными художниками, которые черпали сюжеты из легенд, преданий, окружающей природы. Изразец – это обожженная глиняная плитка (Рис.1), сзади которой имеются специальная коробка – румпа, для крепления.(Рис.3) Украшением самых первых изразцов был рельеф. (Рис.2) Существуют изразцы с изображением диковинных животных, сказочных птиц, львов, коней с наездниками, встречаются целые композиции жанровых сцен (демонстрация презентации «История русских изразцов»).

Старинный орнамент изразцов имеет свою символику. (Рис.4)

Искусство изразца, как всякое народное искусство, имеет свою историю. Изразец — исконно русское слово и произошло оно от слова «образец», т. е. «образить» — придать красивый вид.
Для изготовления изразцов мастера готовили деревянные формы. Сюжеты для рельефов брали из старинных церковных книг или использовали рисунки тканей.

Изразцы изготавливают из пластичных глин вручную или в деревянных формах. Сформованные изразцы высушивают, а затем обжигают в печах при температуре 900-1150°С. Форма, и назначение изразцов бывают разными: стенные, или прямые; применяемые для облицовки стен печи; угловые – для облицовки углов и фасонные – для облицовки выступающих частей печи.

Прототипы изразца – гончарная плитка и горшок, примененный в кладке, относятся к глубокой древности. Облицовочные кирпичи и плитки (изразцы) применялись в древнем Египте, Месопотамии и Иране и получили широкое развитие у мусульманских народов.

- Керамические декоративные плитки, или изразцы, издревле использовались на Руси для отделки храмов и дворцов, а также для облицовки печей.

Изразцы без поливы из-за красного цвета обожженной глины назывались красными. Украшением каждого красного изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форме. Красота изразцового убранства во многом зависела от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов.

Рельефы были единственным украшением самых первых изразцов. На них изображались сцены охоты и битв, герои народных сказок, басен, реальные и фантастические животные.

Однако красные изразцы оказались не практичными. Из-за пористости материала они пропускали угар в помещение, быстро грязнились и становились черными. Чтобы избежать этих недостатков, в XVII в изразцы стали покрывать защитным слоем – глазурью.

Наиболее широко были распространены муравленые плитки, покрытые зеленой глазурью (рис.5). Одетая поливными изразцами, печь не только была украшением жилища, но и лучше обогревала его (рис.7).

С 1653 г. было организовано производство рельефных многоцветны изразцов. настоятелем Иверского монастыря. Это новые, еще не виданные многоцветные изразцы, называемые ценинными отвечали вкусам того времени. Они хорошо сочетались с пышным наружным декором церквей.

В начале XVIII в. в Москве и в соседних с нею городах наружный изразцовый декор зданий выходит из употребления. Петровская эпоха требует новшеств. Излюбленные единороги, сирины, воины-лучники уходят в прошлое. Появляются сюжеты, которых не было ранее. В них отразились введенные Петром I новые моды на одежды и прически). В 1732 году Афанасием Гребенщиковым был открыт первый в России керамический завод, на котором изготавливались печные изразцы и гладкие плитки для облицовки парадных комнат новых петербургских дворцов. (Рис.9).

В XVIIIв цвет эмалей уменьшается и сюжеты изразцов упрощаются, появляется синяя роспись по белому фону (рис.6), а сложные рисунки заменяются изображением отдельных ваз, веток и цветов .

XIX в не внес ничего нового в историю изразцового искусства. Вновь появляются многоцветные сюжетные изразцы с пояснительными подписями.

(Пояснительный материал сопровождается показом слайдов.)

Если раньше для формовки изразцов применялись деревянные формы. То теперь керамисты стали отливать их с помощью форм из гипса по вылепленным из глины моделям. При осторожном обращении с формой в ней можно отформовать до 200 изразцов. Одетая поливными изразцами, печь напоминала чудесный ковер со своим четко выраженным ритмом красок, линий, силуэтов и намного лучше обогревала дом, так как изразцовая плитка увеличивает теплоотдачу, она удерживает тепло в течении суток после протопки.

В XIX веке во дворцах и особняках окончательно воцарились величественные печи из гладких белых изразцов с рисунком. (Рис.8)

Учебный изразец имеет форму квадрата.

Просмотр рисунков детей по теме “Узор в квадрате”.

Где может располагаться узор в квадрате?

Назовите соотношение размеров?

Примечание: рисунок может быть сюжетным.

В конце прошлого века над созданием изразцового убранства печей увлеченно работал художник Врубель. В усадьбе Абрамцево под Москвой по его эскизам были построены замечательные печи – истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Врубель также выполнил керамические панно «Принцесса Грёза» (на здании гостиницы «Метрополь»), «Микула Селянинович и Вольга».

Изразцовым искусством занимался и С.Малютин. По его эскизам построены печи в усадьбе Талашкино Смоленской области. Для обжига изделий детского творчества используются муфельные печи.

Давайте представим, что созданные вами изразцы украсят уникальную печь.

Исходя из названия темы, цель нашего задания: выполнить изразец по эскизу.

(используемый материал – глина; познакомиться с новым способом лепки в технике барельеф; научиться пользоваться различными приемами лепки; научиться соблюдать последовательность в лепке: от общего к частному»

- Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения.

На выполнение практического задания вам будет отведено 2 урока - 90минут (20-25 минут - эскиз и 60-55 минут – выполнение изразца по эскизу.

- Практическая значимость проведения данной темы (мотивация)

Создание работы в технике изразца является одной из видов работы в скульптуре. В этой технике можно выполнить любой жанр изобразительного искусства. Эта техника вырабатывает умение видеть и анализировать сложную форму предмета, так как она всегда связана с плоскостью и частично выступает над ней. Их широко используют для художественного оформления стен зданий, печей и каминов.

- Сегодня мы попробуем выполнить изразец по собственному эскизу.

-Обучающиеся внимательно слушают теоретическую часть данной темы. Просматривают демонстрацию презентации подобранные по этой теме, отвечают на вопросы преподавателя.

Усвоение новых знаний и способов действий

- Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах (выполнение эскиза, техники выполнения изразца, материал для работы).

Перед началом работы над эскизом преподаватель напоминает задачи: а) определите размер вашего будущего рельефа, б) выполнить на листе бумаги эскиз к изразцу в карандаше с изображением мифологического животного.

Перед началом работы преподаватель рассказывает о технологии изготовления изразца по эскизу:

- Перед началом работы глину стоит подготовить для работы (очистить от инородных частичек). Чтобы глина не подсыхала ее стоит убрать в пакетик.

Технология изготовления изразца

по эскизу (рис.9-14):

Преподаватель демонстрирует приёмы работы на своём макете.

1. Раскатывается пласт, толщиной примерно 1 см и вырезается квадрат 16 х 16 см.

2.Затем снова раскатывается пласт, но уже меньшей толщины – 0,5 см и из него вырезаются полосы для рамки изразца. Для прочного сцепления рамки и основы, место склеивания смачивается водой.

3. После приклеивания рамки стекой наносится контур рисунка на глину.

Далее контуры рисунка заполняются крупными деталями, а затем мелкими – налепами (это глиняный жгут, мелкие глиняные шарики, пластинки глины и пр.)

4. В конце делается тиснение штампами, которое не только украшает изразец орнаментом, но и служит дополнительным креплением для отдельных деталей.

5. У печных изразцов на тыльной стороне крепиться румпа. У всех плиток румпа должна иметь одинаковые размеры, иначе кладка изразцов получится неровной и некрасивой. Из пласта глины вырезаются бруски и крепятся жидким шликером к тыльной поверхности плитки. Непременным элементом румпы являются небольшие отверстия, в которые вставляется проволока или стержни для крепления изразца к печной кладке. Но если изразцы предназначены для крепления на уже готовую печь или камин, в этом случае румпа может даже помешать. Тогда изразцы можно посадить на цемент или использовать шурупы и дюбеля.

6. Выполнив изразцы в глине, необходимо дать им просохнуть, разместив на решетке в помещении с комнатной температурой без сквозняков в течение 5-7 дней. Во избежание растрескивания, края изделий накрываются газетными полосами.

Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта обучающегося.

- Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала и анализируют демонстративный материал (выполненные изразцы по эскизам - работы учащихся из методического фонда школы).


Первичное закрепление

- Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос).

- Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала.

- Организация деятельности обучающихся, для выполнения заданий используя систему знаний.

Практическая часть урока выполняется под музыку (интегрированный урок).

- Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

- Ребята приступают к выполнению задания (выполнение эскиза и изразца по эскизу).

- Во время работы учащихся преподаватель помогает затрудняющимся детям советом, напоминанием, показом.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

- Подведение итогов проводится в форме коллективного обсуждения результатов труда.

- Корректировка анализа и похвала.

- Обучающиеся выставляют свои работы на поднос для самоанализа. В ходе просмотра работ учащиеся делают творческую защиту своей работы перед классом, рассказывая что, как и почему изобразили на своем изразце.

Выявление «+» и «-» в работах своих одноклассников.

Домашнее задание

- Информация о домашнем задании.

выполните эскиз изразца в цвете

- Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание.

Подведение итогов занятия

- Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе)

- Учащиеся убирают свои работы со столов, прибираю свое рабочее место.


Репродукции, иллюстрации, фотографии


Рис. 1 Изразец Николы Мокрого Рис.2 Рельеф Древний Египет

(постр.1672г) Ярославль «Анубис и фараон»



Рис.3 Румпа Рис.4 Символика орнамента




Рис. 5

Муравленый изразец

Рис. 6

Печной изразец XVIII века




Рис.7 Изразцовая печь Рис.8 Изразец конца XIX века




Этапы выполнения работы



Рис.9 Рис.10


Рис.11 Рис.12


Рис.13 Рис.14



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Тема: «Изготовление глиняного изразца»

Автор: Николаева Анастасия Николаевна

Дата: 27.06.2018

Номер свидетельства: 474428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "«Декоративное панно – сказки Индии» в технике «работа с глиной» (рельеф) "
    ["seo_title"] => string(72) "diekorativnoie-panno-skazki-indii-v-tiekhnikie-rabota-s-ghlinoi-riel-ief"
    ["file_id"] => string(6) "184514"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426062772"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему «Заочная экскурсия на остров Робинзона» "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zaochnaia-ekskursiia-na-ostrov-robinzona"
    ["file_id"] => string(6) "119424"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413402868"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства