- Тема учебного занятия - Сегодня мы с вами поговорим о рельефах. Рельеф - это вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором изображение создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона (демонстрация презентации «Рельеф - вид изобразительного искусства» (рис.2)). Виды рельефа: Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма. Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены, пейзажи. Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий. Койланоглиф (или en ccreux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Прекрасной иллюстрацией того что такое рельеф, может служить интересный вид прикладного искусства - изразцы. Прототипом русского изразца была старинная белокаменная резьба. Создавались изразцы талантливыми народными художниками, которые черпали сюжеты из легенд, преданий, окружающей природы. Изразец – это обожженная глиняная плитка (Рис.1), сзади которой имеются специальная коробка – румпа, для крепления.(Рис.3) Украшением самых первых изразцов был рельеф. (Рис.2) Существуют изразцы с изображением диковинных животных, сказочных птиц, львов, коней с наездниками, встречаются целые композиции жанровых сцен (демонстрация презентации «История русских изразцов»). Старинный орнамент изразцов имеет свою символику. (Рис.4) Искусство изразца, как всякое народное искусство, имеет свою историю. Изразец — исконно русское слово и произошло оно от слова «образец», т. е. «образить» — придать красивый вид. Для изготовления изразцов мастера готовили деревянные формы. Сюжеты для рельефов брали из старинных церковных книг или использовали рисунки тканей. Изразцы изготавливают из пластичных глин вручную или в деревянных формах. Сформованные изразцы высушивают, а затем обжигают в печах при температуре 900-1150°С. Форма, и назначение изразцов бывают разными: стенные, или прямые; применяемые для облицовки стен печи; угловые – для облицовки углов и фасонные – для облицовки выступающих частей печи. Прототипы изразца – гончарная плитка и горшок, примененный в кладке, относятся к глубокой древности. Облицовочные кирпичи и плитки (изразцы) применялись в древнем Египте, Месопотамии и Иране и получили широкое развитие у мусульманских народов. - Керамические декоративные плитки, или изразцы, издревле использовались на Руси для отделки храмов и дворцов, а также для облицовки печей. Изразцы без поливы из-за красного цвета обожженной глины назывались красными. Украшением каждого красного изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форме. Красота изразцового убранства во многом зависела от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Рельефы были единственным украшением самых первых изразцов. На них изображались сцены охоты и битв, герои народных сказок, басен, реальные и фантастические животные. Однако красные изразцы оказались не практичными. Из-за пористости материала они пропускали угар в помещение, быстро грязнились и становились черными. Чтобы избежать этих недостатков, в XVII в изразцы стали покрывать защитным слоем – глазурью. Наиболее широко были распространены муравленые плитки, покрытые зеленой глазурью (рис.5). Одетая поливными изразцами, печь не только была украшением жилища, но и лучше обогревала его (рис.7). С 1653 г. было организовано производство рельефных многоцветны изразцов. настоятелем Иверского монастыря. Это новые, еще не виданные многоцветные изразцы, называемые ценинными отвечали вкусам того времени. Они хорошо сочетались с пышным наружным декором церквей. В начале XVIII в. в Москве и в соседних с нею городах наружный изразцовый декор зданий выходит из употребления. Петровская эпоха требует новшеств. Излюбленные единороги, сирины, воины-лучники уходят в прошлое. Появляются сюжеты, которых не было ранее. В них отразились введенные Петром I новые моды на одежды и прически). В 1732 году Афанасием Гребенщиковым был открыт первый в России керамический завод, на котором изготавливались печные изразцы и гладкие плитки для облицовки парадных комнат новых петербургских дворцов. (Рис.9). В XVIIIв цвет эмалей уменьшается и сюжеты изразцов упрощаются, появляется синяя роспись по белому фону (рис.6), а сложные рисунки заменяются изображением отдельных ваз, веток и цветов . XIX в не внес ничего нового в историю изразцового искусства. Вновь появляются многоцветные сюжетные изразцы с пояснительными подписями. (Пояснительный материал сопровождается показом слайдов.) Если раньше для формовки изразцов применялись деревянные формы. То теперь керамисты стали отливать их с помощью форм из гипса по вылепленным из глины моделям. При осторожном обращении с формой в ней можно отформовать до 200 изразцов. Одетая поливными изразцами, печь напоминала чудесный ковер со своим четко выраженным ритмом красок, линий, силуэтов и намного лучше обогревала дом, так как изразцовая плитка увеличивает теплоотдачу, она удерживает тепло в течении суток после протопки. В XIX веке во дворцах и особняках окончательно воцарились величественные печи из гладких белых изразцов с рисунком. (Рис.8) Учебный изразец имеет форму квадрата. Просмотр рисунков детей по теме “Узор в квадрате”. Где может располагаться узор в квадрате? Назовите соотношение размеров? Примечание: рисунок может быть сюжетным. В конце прошлого века над созданием изразцового убранства печей увлеченно работал художник Врубель. В усадьбе Абрамцево под Москвой по его эскизам были построены замечательные печи – истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Врубель также выполнил керамические панно «Принцесса Грёза» (на здании гостиницы «Метрополь»), «Микула Селянинович и Вольга». Изразцовым искусством занимался и С.Малютин. По его эскизам построены печи в усадьбе Талашкино Смоленской области. Для обжига изделий детского творчества используются муфельные печи. Давайте представим, что созданные вами изразцы украсят уникальную печь. - Исходя из названия темы, цель нашего задания: выполнить изразец по эскизу. (используемый материал – глина; познакомиться с новым способом лепки в технике барельеф; научиться пользоваться различными приемами лепки; научиться соблюдать последовательность в лепке: от общего к частному» - Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения. - На выполнение практического задания вам будет отведено 2 урока - 90минут (20-25 минут - эскиз и 60-55 минут – выполнение изразца по эскизу. - Практическая значимость проведения данной темы (мотивация) - Создание работы в технике изразца является одной из видов работы в скульптуре. В этой технике можно выполнить любой жанр изобразительного искусства. Эта техника вырабатывает умение видеть и анализировать сложную форму предмета, так как она всегда связана с плоскостью и частично выступает над ней. Их широко используют для художественного оформления стен зданий, печей и каминов. - Сегодня мы попробуем выполнить изразец по собственному эскизу. |