kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Декоративное панно – сказки Индии» в технике «работа с глиной» (рельеф)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая с детьми разного возраста (от 5 до 16 лет), я убедилась в том, что детей, независимо от того, сколько им лет, постоянно нужно заинтересовывать. Удивлять чем - то новым:  темой, материалом, техникой исполнения и т. д.

Убедившись в том, что детей объединяет коллективная работа, приняла решение изготовить декоративное панно, где каждый фрагмент выполняется одним ребёнком, но подчинён единому замыслу.

За основу была взята техника в стиле «изразец», а принцип – составление коллективной  рельефной композиции по мотивам  индийских сказок.

Лепкой из глины  я занималась с ребятами разного возраста, но обычно каждый ребёнок воплощал только свой замысел, а общей темой не объединялись. В процессе работы мои сомнения рассеялись.  Детям  понравилось сотрудничество в этой технике «рельефная пластика», они старались прийти на занятия пораньше, чтобы быстрее выполнить работу.

Надеюсь, мои методические находки будут интересны и полезны и другим педагогам дополнительного образования.

Содержание занятий.

  1. Знакомство   с технологией  изготовления  « рельефного изразца».

Прежде чемначинать работу в технике «рельеф,изразец», необходимо познакомитьобучаемых с историей, которая имеет в своей основетрадиции русского изразца.

Для этого подберите необходимую литературу, иллюстрации, образцы изделий.

Обучаемым будет интересно узнать, что керамические декоративные плитки, или изразцы, издревле использовались на Руси для отделки дворцов и храмов, а так же для облицовки печей.В древнемКиеве, 10 век, на месте княжеского дворца, археологи обнаружили глазурованные керамические плитки, которые использовались для отделки архитектуры. В Боголюбовев 12 веке полы княжеского дворца тоже были выложены жёлто-коричневой керамической плиткой.

Изразцы без поливы из-за красного цвета обожженной глины (терракота) назывались красными. Украшением каждого изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форм. Красота изразцового убранства во многом зависела в древностиот искусства мастера создававшего формы для изразцов.

Рельефы со сценами охоты и битв, героями народных сказок, басен и былин, реальные и фантастические животные, персонажи славянской мифологии.

Однако красные терракотовые изразцы оказались не совсем практичными из – за пористости материала: они пропускали угар в помещение, быстро грязнились и в конце концов, могли стать совсем чёрными. В 17 веке – период расцвета изразцового производства связывают со строительством Новоиерусалимского монастыря под Москвой – для покрытия изразцов использовали эмали белого, жёлтого, синего и бирюзового цвета.

Хотя изразцы в основном являются частью большой орнаментальной композиции, каждый из них в отдельности воспринимается как самостоятельное произведение декоративно - прикладного искусства.

Специально разработанные отдельные изразцы или несколько изразцов, объединенные единой композицией, могут служить настенным украшением.

Современные материалы диктуют новые техники и технологии, например – керопласт или другие пластические материалы, но «старый друг лучше новых двух» и мы выбираем глину.

          2. Выполнение эскиза и подготовка  шаблонов.

Обучаемым предлагается выполнить два эскиза для изготовления рельефа будущей композиции по мотивам индийских сказок с использованием изображений животных, птиц, насекомых чаще всего присутствующих в сюжете.

Для эскизов подготовьте заранее бумагу нужного вам размера. Эскизы можно выполнить карандашом в строгом размереформата и с соблюдением пропорцийперсонажей и объектов.

Из эскизов создайте предварительную композицию будущего панно и проведите доработку. Это необходимо сделать для того, чтобы дети видели, что у них должно получиться.

После эскизирования необходимо выполнить шаблоны деталей рисунка по контуру. Для этого можно воспользоваться копировальной бумагой и просто перевести рисунок на картон и вырезать его.

            3.      Изготовление  пластины – основы и рельефа.

     Теперь приступим к раскатыванию глины скалкой в пласт толщиной 0,5 – 0,7 мм., затем,  наложив квадратный шаблон поверх  глины, размечаем размеры будущего рельефа и стекой вырезаем пластину – основу. Края подравниваем и заглаживаем.

    По периметру квадрата, шликером  (глина, консистенции сметаны), крепим жгутики – это рама, на которую потом нанесём орнамент.  Разглаживаем края. Затем по эскизу и шаблонам готовим из глины элементы налепных деталей и крепим их с помощью насечек и шликера накладывая поочерёдно на пластину- основу. Стекой наносим тиснение – рельефный рисунок, прорабатываем мелкие детали, оформляем раму орнаментом.

Оставляем изделие для просушки и дальнейшего обжига в муфельной печи  (если  нет возможности для обжига, то - сушим и расписываем акриловыми или темперными красками).

          4.    Монтаж композиции декоративного панно.  Оформление.

После обжига, раскладываем все отобранные работы в единую композицию и вводим цвет так, чтобы для всех пластин была общая гамма  используя акриловые краски. Затем крепим «рельефы-изразцы» окончательно на предварительно подготовленную основу используя клей ПВА.

Учебно – тематический план занятий.

Тема занятий: 1.  Знакомство с технологией изготовления изразцов.

Задачи: познакомить обучаемых с историей возникновения «изразцов».

Материал: иллюстративный материал.                                    Колич. час. 3 час.

Тема занятий: 2.  Выполнение эскизов и шаблонов.

Задачи: выполнить эскиз, правильно закомпоновав изображение в листе заданного формата. Подготовить шаблоны.                                                                  Колич. Час. 3 час.

Материал: бумага 7*7 см., карандаш, фломастер,  картон, ножницы.

Тема занятий: 3. Изготовление рельефов.                                                                                                                                                                     

Задачи: изготовить глиняную пластину и рельефы – налепы согласно эскизам. Аккуратно использовать шликер.                                                                    Колич. Час. 3 час.

Материал: эскизы и шаблоны, глина, стеки, ткань, баночка с водой, скалка.

Тема занятий: 4. Монтаж композиции декоративного панно.

Задачи: Высушенные и обожженные «изразцы» собрать в единую композицию. Оформить панно.

Материал: планшет, клей ПВА, акриловые краски или темпера.               Колич. час. 3 час.            

Всего 20 часов 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Методическая разработка по декоративно - прикладной композиции.

Коллективная работа «Декоративное панно – сказки Индии» в технике «работа с глиной» (рельеф).

Паршина Надежда Александровна, педагог дополнительного образования изостудии «Палитра», Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» города Клинцы Брянской области.



Работая с детьми разного возраста (от 5 до 16 лет), я убедилась в том, что детей, независимо от того, сколько им лет, постоянно нужно заинтересовывать. Удивлять чем - то новым: темой, материалом, техникой исполнения и т. д.

Убедившись в том, что детей объединяет коллективная работа, приняла решение изготовить декоративное панно, где каждый фрагмент выполняется одним ребёнком, но подчинён единому замыслу.

За основу была взята техника в стиле «изразец», а принцип – составление коллективной рельефной композиции по мотивам индийских сказок.

Лепкой из глины я занималась с ребятами разного возраста, но обычно каждый ребёнок воплощал только свой замысел, а общей темой не объединялись. В процессе работы мои сомнения рассеялись. Детям понравилось сотрудничество в этой технике «рельефная пластика», они старались прийти на занятия пораньше, чтобы быстрее выполнить работу.

Надеюсь, мои методические находки будут интересны и полезны и другим педагогам дополнительного образования.



Содержание занятий.

  1. Знакомство с технологией изготовления « рельефного изразца».

Прежде чем начинать работу в технике «рельеф, изразец», необходимо познакомить обучаемых с историей, которая имеет в своей основе традиции русского изразца.

Для этого подберите необходимую литературу, иллюстрации, образцы изделий.

Обучаемым будет интересно узнать, что керамические декоративные плитки, или изразцы, издревле использовались на Руси для отделки дворцов и храмов, а так же для облицовки печей. В древнем Киеве, 10 век, на месте княжеского дворца, археологи обнаружили глазурованные керамические плитки, которые использовались для отделки архитектуры. В Боголюбове в 12 веке полы княжеского дворца тоже были выложены жёлто-коричневой керамической плиткой.

Изразцы без поливы из-за красного цвета обожженной глины (терракота) назывались красными. Украшением каждого изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форм. Красота изразцового убранства во многом зависела в древности от искусства мастера создававшего формы для изразцов.

Рельефы со сценами охоты и битв, героями народных сказок, басен и былин, реальные и фантастические животные, персонажи славянской мифологии.

Однако красные терракотовые изразцы оказались не совсем практичными из – за пористости материала: они пропускали угар в помещение, быстро грязнились и в конце концов, могли стать совсем чёрными. В 17 веке – период расцвета изразцового производства связывают со строительством Новоиерусалимского монастыря под Москвой – для покрытия изразцов использовали эмали белого, жёлтого, синего и бирюзового цвета.

Хотя изразцы в основном являются частью большой орнаментальной композиции, каждый из них в отдельности воспринимается как самостоятельное произведение декоративно - прикладного искусства.

Специально разработанные отдельные изразцы или несколько изразцов, объединенные единой композицией, могут служить настенным украшением.

Современные материалы диктуют новые техники и технологии, например – керопласт или другие пластические материалы, но «старый друг лучше новых двух» и мы выбираем глину.



2. Выполнение эскиза и подготовка шаблонов.

Обучаемым предлагается выполнить два эскиза для изготовления рельефа будущей композиции по мотивам индийских сказок с использованием изображений животных, птиц, насекомых чаще всего присутствующих в сюжете.

Для эскизов подготовьте заранее бумагу нужного вам размера. Эскизы можно выполнить карандашом в строгом размере формата и с соблюдением пропорций персонажей и объектов.

Из эскизов создайте предварительную композицию будущего панно и проведите доработку. Это необходимо сделать для того, чтобы дети видели, что у них должно получиться.

После эскизирования необходимо выполнить шаблоны деталей рисунка по контуру. Для этого можно воспользоваться копировальной бумагой и просто перевести рисунок на картон и вырезать его.



3. Изготовление пластины – основы и рельефа.

Теперь приступим к раскатыванию глины скалкой в пласт толщиной 0,5 – 0,7 мм., затем, наложив квадратный шаблон поверх глины, размечаем размеры будущего рельефа и стекой вырезаем пластину – основу. Края подравниваем и заглаживаем.

По периметру квадрата, шликером (глина, консистенции сметаны), крепим жгутики – это рама , на которую потом нанесём орнамент. Разглаживаем края. Затем по эскизу и шаблонам готовим из глины элементы налепных деталей и крепим их с помощью насечек и шликера накладывая поочерёдно на пластину- основу. Стекой наносим тиснение – рельефный рисунок, прорабатываем мелкие детали, оформляем раму орнаментом.

Оставляем изделие для просушки и дальнейшего обжига в муфельной печи (если нет возможности для обжига, то - сушим и расписываем акриловыми или темперными красками).

4. Монтаж композиции декоративного панно. Оформление.

После обжига, раскладываем все отобранные работы в единую композицию и вводим цвет так, чтобы для всех пластин была общая гамма используя акриловые краски. Затем крепим «рельефы-изразцы» окончательно на предварительно подготовленную основу используя клей ПВА.

Учебно – тематический план занятий.

Тема занятий: 1. Знакомство с технологией изготовления изразцов.

Задачи: познакомить обучаемых с историей возникновения «изразцов».

Материал: иллюстративный материал. Колич. час. 3 час.



Тема занятий: 2. Выполнение эскизов и шаблонов.

Задачи: выполнить эскиз, правильно закомпоновав изображение в листе заданного формата. Подготовить шаблоны. Колич. Час. 3 час.

Материал: бумага 7*7 см., карандаш, фломастер, картон, ножницы.

Тема занятий: 3. Изготовление рельефов.

Задачи: изготовить глиняную пластину и рельефы – налепы согласно эскизам. Аккуратно использовать шликер. Колич. Час. 3 час.

Материал: эскизы и шаблоны, глина, стеки, ткань, баночка с водой, скалка.

Тема занятий: 4. Монтаж композиции декоративного панно.

Задачи: Высушенные и обожженные «изразцы» собрать в единую композицию. Оформить панно.

Материал: планшет, клей ПВА, акриловые краски или темпера. Колич. час. 3 час.

Всего 20 часов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Декоративное панно – сказки Индии» в технике «работа с глиной» (рельеф)

Автор: Паршина Надежда Александровна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184514


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства