kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Этюд сложного натюрморта». Акварель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении. Программа «Живопись» разработана на основании ФГТ. Данная тема  соответствует всем требованиям программы. Настоящая тема предназначена для обучения детей в возрасте 13-15 лет, изучается в 4 классе ДХШ или ДШИ.

При выполнении работы  использовался и анализировался  методический материал других преподавателей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Этюд сложного натюрморта». Акварель.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Бугульминская детская художественная школа»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.







Методическая разработка занятия.



Тема: «Этюд сложного натюрморта».

Акварель.















Подготовила: Забирова Татьяна Николаевна

Преподаватель высшей квалификационной категории.









Бугульма, 2013 г



При выполнении работы использовался и анализировался методический материал других преподавателей.

4 класс. 12 часов.

Предмет: живопись.

4 занятия. 1занятие - 3 урока по 45 минут.

Тема урока: «Этюд сложного натюрморта».

Тип урока: комбинированный урок.


Цель урока:

показать технические приемы работы акварельными красками, выполнить подготовительный рисунок.

Задачи урока:

обучающие – освоить технические приемы заливки цветными мазками в один прием и работу по предварительно увлажненной бумаге;

воспитательные – научить видеть, понимать и изображать окружающий мир;

развивающие – формирование умения видеть, анализировать увиденное, находить в нём главное с привычкой к постоянному контролю над своими действиями, к сравнению изображения с натурой.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, методы самостоятельной работы и работы под руководством.

Оборудование для учителя: наглядные пособия по теме, образец выполнения задания, постановка для практического закрепления полученных знаний.

Литература: «Основы живописи.» Н.М. Сокольникова, «Акварель для начинающих» Ф.А. Сервер, постановка для практического закрепления полученных знаний.

Оборудование для учащихся: бумага формата А-3, карандаш ТМ, ластик, акварель, кисти.

План первого урока .

Организационный момент 1-2 мин.

Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний. 5мин

Ознакомление с новым материалом. 10мин.

Практическая работа.18мин

Анализ работ.10мин.

План второго урока .

Организационный момент 1-2 мин.

Практическая работа.33мин

Анализ работ.10мин

План третьего урока .

Организационный момент 1-2 мин.

Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний. 5мин

Практическая работа

Анализ работ.10мин.

Планы остальных занятий аналогичны планам 1го занятия.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.

Задачи:

- сформировать умение организовывать свою деятельность;

- активизировать внимание, мышление учащихся;

- осознать тему урока;

- создать доброжелательную атмосферу урока.

Методы:

- словесный;

- наглядно-демонстрационный.

Преподаватель приветствует учащихся. Учащиеся подготавливают рабочее место. Преподаватель отмечает отсутствующих, сообщает тему и план урока.



2. Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний.

Цель: обеспечить эффективное освоение учебного материала.

Задачи:

- повторить основные свойства цвета;

- вспомнить последовательность ведения живописной работы.

Методы:

- словесный;

- метод проблемного обучения;

- наглядный.

Критерии достижения цели:

- соответствие теоретических знаний требованиям программы;

- отчётливое понимание и усвоение основных характеристик цвета;

Методы мотивирования:

- поощрение;

- создание наглядно образных представлений;

- взаимопроверка.

Преподаватель проводит опрос учащихся по следующим темам:

  1. влияние освещения на восприятие цвета (цветовой спектр),

  2. ахроматические и хроматические цвета;

  3. тёплые и холодные цвета;

  4. основные, составные и дополнительные цвета; цветовой круг;

  5. основные свойства цвета;

  6. последовательность ведения живописной работы.

Затем, преподаватель, используя наглядные пособия, повторяет пройденный материал для лучшего закрепления знаний учащимися.

3. Ознакомление с новым материалом, изложение темы с демонстрацией наглядных пособий.

Цель: донести до учащихся понятие локального цвета и о его изменениях в зависимости от формы освещенности и влияния окружающей среды.

Задачи:

- научить видеть форму и цветовые особенности натуры;

- научить применять полученные знания на практике;

Формы и методы изложения материала:

- словесный метод;

- метод наблюдения;

- метод практико-ориентированной деятельности;

- наглядный метод.

Критерии уровня внимания и интереса учащихся:

- соответствие теоретических знаний требованиям программы;

- осмысленность использования специальной терминологии;

- мотивация на деятельность.

Методы мотивирования:

- познавательный интерес;

- предъявление учебных требований;

- выполнение учебных заданий;

- стимулирование оценивания;

- поощрение.

Рассмотрите предметы в классе. Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить. Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.

Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. Локальный цвет предмета может быть однотонным, но может состоять и из разных оттенков. Вы увидите, что основной цвет роз белый или красный, но в каждом цветке можно насчитать несколько оттенков локального цвета.

При рисовании с натуры, надо передавать характерные особенности локального цвета предметов в зависимости от его формы, освещения, и влияния от взаимного расположения предметов. Под влиянием света, воздуха и отраженных цветов от других предметов, тот же локальный цвет приобретает различный тон в тени и на свету. При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету. Мы уже знаем цветовые, тоновые изображения предметов и их отдельных частей в свету, в тени, в полутени. А какие виды мазков кистью мы можем использовать? Лессировка – это многослойное нанесение прозрачных тонов; и техника раздельными мазками «сырой по сухому» и «сырой по мокрому». Преподаватель показывает пример выполнения данного задания.

  1. Лессировка.

  2. Сырой по сухому.

  3. По сырой бумаге.

  4. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.

Цель: закрепление пройденной темы.

Задачи:

- изучить натурный материал;

- закомпоновать предметы - выполнить цветовые поиски набросков;

-работа цветом в технике лессировка и мазками «сырой по сухому» и «сырой по мокрому».

Методы достижения цели:

- словесный метод;

- метод практической деятельности;

- наглядный метод.

Критерии:

- реализация принципа педагогического сотрудничества;

- понимание требований преподавателя;

- мотивация на учебную деятельность;

- соблюдение правил построения подготовительного рисунка под акварель.

Методы реагирования:

- метод практико-ориентированной деятельности;

- словесный метод;

- наглядный метод.

Натюрморт (от французского nature morte – «мёртвая природа») – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Этюд (фр. étude) – подготовительный набросок для будущего произведения.
Первый шаг – внимательно рассмотрите натюрморт.
С какой точки зрения его наиболее выгодно было изобразить? Как построить композицию – по горизонтали или по вертикали?
Этот этап работы направлен на выполнение заданий, на достижение поставленных целей урока.

Учащимся предлагается охарактеризовать локальные цвета предметов натюрморта и их изменения. Преподаватель показывает выполнение композиционных и цветовых поисков. Затем учащиеся выполняют работу цветом. Это задание прежде всего преследует цель приобщить учащегося к наблюдению, изучению природы, чтобы в последствии он смог самостоятельно ставить перед собой задачи и самостоятельно решать их. Перед нами постановка натюрморта, состоящая из группы разных предметов: коричневый кувшин, корзина с фруктами внутри, яблоки на первом плане и драпировки на столе – темная и светлая драпировки. Кувшин и яблоки по своему цвету определены и ясны: они более, чем остальные предметы, насыщены по цвету. Окраска других предметов сложнее. Их цвет нельзя получить, не составляя смесей. Глядя на натюрморт, определите место, с которого вы будите писать. Вначале выбирайте такие положения, чтобы свет, полутон и тень в натуре определились четко. Наиболее выгодно боковое освещение натуры, при котором количество света и полутона вместе занимает большее место, чем тень. Эскиз выполнен в технике а-ля-прима.





Рис.1

В нем намечены большие отношения - тени и полутона, определена композиция - расположение предметов на листе, количественное отношение окружающего фона и переднего плана. Намечены различия цветов теплых, холодных, насыщенных и слабо насыщенных. Кувшин и яблоки на первом плане подчиняют себе другие теплые и слабо насыщенные тона. На кувшине намечены тень, полутень и свет, определена разница в светлых тонах драпировки переднего плана и стены. Нужно свет, и тень, и полутона на предметах выполнить различным цветом, а не просто утемняя или усветляя.

Практическая работа.

Прежде чем к нему приступить, утвердитесь в композиционном решении, сделав в своем альбоме несколько пробных эскизов.

Набросав рисунок, проверьте правильность пропорций, перспективы, а также масштаба предметов. Затем обязательно нанесите наиболее характерные детали и планы. Это может занять первый урок. Затем приступайте к работе красками.







Рис. 2 Рис. 3










Рис. 4

С чего начать? Учитывая особенности акварельной живописи, можно начать с предметов, имеющих яркую определенную окраску. В нашей постановке это кувшин и яблоко, поэтому в их цвете легче избежать ошибок, а ткани на столе менее определены по цвету, поэтому, начав с них, мы могли бы написать их ярче, чем они в действительности по отношению к целому, и тогда сразу нарушились бы цветовые отношения натюрморта. Цвет кувшина и яблока можно взять в полную силу. Это сразу задаст тон общему колориту, так как наряду с насыщенными цветами в свету и в полутенях здесь есть и сильные тени, которые определяют нам крайние регистры для синего и красного.

Кувшин, будучи коричневым, имеет разные оттенки: в свету - одни, в полутени - другие, в тени  цвет уже не коричневый, а фиолетово-коричневый, а в каких - то частях даже зеленовато - коричневый под влиянием рефлексов. Поэтому, чтобы нам эти различия установить вернее, старайтесь все время видеть весь кувшин. Подбирая цвет для освещенной части, смотрите на кувшин, охватывая его вместе с фоном, чтобы выяснить основной контраст силуэта по отношению к драпировке на заднем плане. Одновременно помните, что краска по высыхании высветляется, а потому берите ее несколько сильнее, чем она вам представляется в натуре.

Проложив свет, устанавливайте полутень, а затем тень. При прописке света нужно иметь в виду, что он может несколько захватывать полутени. Последующий цвет полутени перекроет эти места. В свою очередь, полутень может захватывать собой места будущей тени. Тени на кувшине в разных его местах под воздействием рефлексов будут отличаться между собой и по светосиле и по оттенку цвета. Старайтесь путем сравнения найти цветовые различия, а потому не пользуйтесь смешением одних и тех же красок, нужно чтобы цвета для тени, полутени и света отличались не только по светосиле, но и по характеру цветового тона.

Прописав кувшин или часть его, таким же образом пропишите яблоко и опять, охватывая взором все яблоко, отмечайте различия оттенков в светах, в полутени и тени. Освещенные места будут относительно более холодными, розоватыми, полутень - оранжевой, тени - более красными. Эти сравнения помогут вам видеть взаимные отличия тонов и объединяющие их признаки.










Рис.5

Корзина находится на дальне плане. Не следует писать его очень ярко. По законам воздушной перспективы предмет, который находится дальше от источника света, прописывается более холодным цветом и не так насыщенно по тону, как первый план.











Рис.6

Проложив последовательно цветом весь этюд, проверьте его на расстоянии, поставив рядом с натурой. Что- то вас не вполне устроит. Подтягивайте такие места до полного завершения так, чтобы решение во всех частях вас устраивало. Следите, чтобы наносимая краска ложилась по - сухому, не тревожа, не размывая нижний слой. 

В акварели сложнее определить ошибки, а значит и исправить работу. Здесь важно все: цветовой тон, его светлота и насыщенность. Работая цветом, необходимо с первых шагов приучить себя к порядку в работе, проверять себя в ходе всего этюда. Как вести сравнения? Не по контрастам, а по родству взаимных признаков: теплые с теплыми, темные с темными, слабонасыщенные со слабонасыщенными. Разобрав путь ведения акварели от начального замысла до завершения











Рис. 7


5.Подведение итогов.

Анализ, выставка работ. Оценивание.

 



Список рекомендуемой литературы.

1. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. Акад. художеств СССР, 1963г..

2. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения для.художественных школ. ИЗОГИЗ 1937г..

3.Киплик Д. И. Техника живописи. Искусство 1950г..

4.Лепикаш В. А. Живопись акварелью. Изд. Акад. художеств СССР. 1961г.

5.Трошичев А. А. Школа изобразительного искусства 1988г..



























Приложение.


Примеры работы над другими натюрмортами

на данную тему.













13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Этюд сложного натюрморта». Акварель.

Автор: Забирова Татьяна Николаевна.

Дата: 15.08.2019

Номер свидетельства: 517726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Календарно тематический план по изо "
    ["seo_title"] => string(39) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-izo"
    ["file_id"] => string(6) "111564"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407651568"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Календарно тематический план 3 года обучения по изо "
    ["seo_title"] => string(59) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-3-ghoda-obuchieniia-po-izo"
    ["file_id"] => string(6) "111573"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407657504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства