Просмотр содержимого документа
«Тема: Древние образы в современных народных игрушках»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Ургубамахинская средняя общеобразовательная школа» МО «Акушинский район»
План- конспект урока в 5 классе
«Древние образы в современных народных игрушках»
Составила – учитель ИЗО и МХК Магомедова Патимат Магомедалиевна
Акуша 2017
СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
Тема:Древние образы в современных народных игрушках
Цель: знакомство с древней русской игрушкой, формирование работы с пластическим материалом.
Задачи:
Образовательные
продолжить знакомство с народным творчеством, познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
Развивающие
продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.
Воспитательные
учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.
Предварительная подготовка. Нескольким учащимся заранее даются темы сообщений о месте происхождения : Филимоновских, Дымковских и Каргопольских игрушек. Ребята готовят сообщение, стихи, иллюстрации.
Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.
ХОД УРОКА
Организационная часть.
Введение учащихся в ситуацию народного творчества.
Актуализация опорных знаний
- В I четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами (Ответ детей)
- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? (Ответ детей)
Формирование новых знаний
Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с древних времен и существующая до сих пор, - игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
Форма игрушек очень пластичная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.
Филимоновская игрушка
Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушки И расписывают до сих пор.
(сообщение детей о Родине Филимоновской игрушки)
Содержание сообщения:
Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины.
Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.
Высокие стройные крестьянки часто что – то держат в руках. Мужские фигуры подстать им: статные, длинноногие, чуть смешные.
Очень большое разнообразие воплотила в себе игрушка. Здесь и свиньи, и питцы – курицы и диковинные существа.
Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники и павлины И солдатики – войска цвет.
Каргопольская игрушка
(сообщение детей о Родине Каргопольской игрушки)
Содержание сообщения:
Родина Каргопольской игрушки - Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.
Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.
Каргопольские барышни
Всех на свете краше,
А весельчаки – гуляки –
Кавалеры наши.
Любимым персонажем Каргопольской игрушки всегда был Конь – Полкан с головой человека и телом коня.
Каргопольская игрушка Ей не налюбуешься И в Париже и в Нью-Йорке Наш Полкан красуется.
)Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы.
Поляночкой Идёт медведь с тальяночкой, Он идёт, гармошку «рвёт» Баску песенку поёт.
Дымковская игрушка
Мягко падает снежок,
вьётся голубой снежок, Дым идёт из труб столбом,
точно в дымке всё кругом, Голубые дали и село большое
Дымково назвали.
Еще в XVII веке изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко-Сергиевской Лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в Дымково возник промысел по изготовлению игрушек. Игрушки эти лепили и раскрашивали только женщины и дети, в основном зимой, когда в поле уже не было работы. Барыни в пестрых юбках, бравые кавалеры, важные индюки и петухи, кони, весёлые карусели и многие другие забавные образы создавали дымковские мастерицы.
Дымковские игрушки изготавливались для старинного весеннего праздника «Свистопляска», который был посвящен солнцу . Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья».
Вечера зимой так длинны,
И лепили там из глины. Все игрушки не простые,
А волшебно расписные, Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно встретить и индюков
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
(14 слайд) Встречаются и лихие всадники на конях
Кони глиняные мчатся
на подставках что есть сил,
и за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
( 15 слайд ) можно увидеть и разряженных щеголих и нянек – «кормилок» с детьми на руках.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд.
( 16 слайд )Филимоновские игрушкимастерили из красной глины. Филимоновская глина при сушке быстро покрываются трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Поэтому филимоновские игрушки – вытянутые фигуры с небольшой головой на непременно вытянутой толстой шее.
(17 слайд ) Каргопольские игрушки кажутся нелепыми и тяжеловатыми: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужчин в бороду-лопату. Расписаны игрушки в яркие или приглушенные тона с простым и ясным узором.
( 18 слайд ) Дымковские игрушкимонолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.
( 19 слайд ) Давайте мы с вами представим себя мастерами и вылепим из пластилина
1 группа - фигурки Филимоновских игрушек
2 группа – фигурки Каргопольских игрушек
3 группа – фигурки Дымковских игрушек
Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины? (Ответ детей) Каким способом изготавливают игрушки? (Ответ детей)
Практическая работа в группах
Овладение приёмом работы (по инструкционной карте).
Итог урока
– Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на следующем уроке. Сейчас подпишите свою игрушку, и мы устроим выставку ваших работ.
- Посмотрите, какие разные и неповторимые получились игрушки в разных группах! ( Отзывы детей о получившихся игрушках)
На этом наш урок окончен, спасибо ребята!
Отзыв об открытом уроке учителя ИЗО и МХК Магомедовой Патимат Магомедалиевны
Открытый урок по ИЗО был дан для учителей МКОУ «УСОШ» во время проведения методической недели в школе.
Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках
Цель урока: образовательная: ознакомиться с интересными сведениям об игрушках
развивающая: пробуждать фантазию учащихся, вырабатывать умение проводить ассоциативные связи между изучаемыми понятиями и окружающим миром, развивать правильную речь, произвольное внимание, навыки контроля и самоконтроля;
воспитательная: пробуждать познавательный интерес к малой родине, развивать навыки трудолюбия при работе с инструментами и приспособлениями.
Четкая организация начала урока: обозначены тема, цель, задачи.
Использование мультимедийного проектора на уроке увлекало учащихся процессом деятельности.
В течение всего урока прослеживалась чёткая нить «учитель – ученик – учитель», что создавало атмосферу комфорта как для учащихся, так и для учителя и владеет ПК. На уроке применялись информационно – компьютерные технологии; все этапы урока сопровождались показом слайдов. На уроке имела место и воспитательная цель. Умело и творчески учитель при объяснении использовала слайды физминутки, формирующие здоровый образ жизни. При закреплении материала был использован региональный компонент, который помог учащимся расширить свои знания области игрушек.
Урок носил воспитательную направленность, так как при достижении целей урока использовалась Дагестанская тематика.
Урок проведен на высоком методическом уровне с использование современных средств обучения и заслужил высокую оценку учителей и администрации школы, присутствующих на уроке.
Заместитель директора по УВР ___________ А.М.Абакаров
Отзыв об открытом уроке учителя ИЗО и МХК Магомедовой Патимат Магомедалиевны
Открытый урок по ИЗО был дан для учителей МКОУ «УСОШ» во время проведения методической недели в школе.
Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках
Части урока взаимосвязаны. Этапы урока, учебный материал соответствуют типу урока. Правильно проведено мотивирование к учебной деятельности. На уроке обучающиеся раскрывают определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Учителем учтены новые требования к современному уроку по ФГОС. Компетентно при изучении нового материала используется технология проблемного диалога, открытие нового знания с учащимися организовано в следующих формах познавательной деятельности: фронтальной, наглядной и практической. Во время уроков обучающиеся под руководством своих учителей выполняли в игровой форме физкультминутки, гимнастику для глаз, постоянно следили за своей осанкой, оттачивая умение правильно держать альбом , карандаши и краски. Заканчивались уроки рефлексией, где практически все ученики оценили свою активность, рассказали – чему новому они научились, и насколько хорошо у них получилось применять вновь усвоенные знания. После проведенных уроков состоялось обсуждение увиденного. Педагоги отметили высокий профессионализм учителей начальной школы. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей школьников.
Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены.