1. Мотивация к учебной деятельности Подготовка учащихся к работе на занятии: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения требований. | Здравствуйте ребята! Поприветствуем друг друга с помощью цвета. У кого присутствует в одежде красный цвет-хлопните в ладоши, если есть желтый цвет-кивните головой, синий-поднимите руку. Садитесь. Проверьте готовность к уроку-учебники, краски, кисти, палитру. | Приветствие учителя. Ответы учащихся. | Метапредметные регулятивные: -осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать познавательные: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера |
2. Актуализация знаний Активация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память | (Слайд № 1) Дожив до нынешней поры, Остался длинный нож не сломан, И вьется впереди лимона Шершавый вензель кожуры. И не облуплена стена, И неизменны ткани складки, И все содержится в порядке, И розовеет ветчина. Никем не выпито вино И на салфетку не пролито. Но нет кистей и нет палитры, И нет художника давно…. (А. Векслер) Это… натюрморт. Натюрморт с ветчиной, лимон, перевернутой чашей, стаканом вина и другим на столе, голландский художник Виллем Хеда Клас. Ребята, сегодня у нас очень интересный и познавательный урок. Он посвящён такому жанру изобразительного искусства, который является темой уже многих наших уроков. Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, и что художники, работающие в этом жанре, чаще всего открывали для него самые обычные вещи и свои необычные стороны. Натюрморт, каким мы видим его сейчас, возник не сразу. Вначале это были лишь отдельные элементы картины. Своего расцвета натюрморт достигает в работах голландских художников 17в. Слайд №2 Натюрморт неподвижная мертвая натура. Голландцы называли свои работы “тихая жизнь”. Объекты, изображенные в натюрмортах можно разделить на две группы. Вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства) и природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь). Они недолговечны: цветы – завянут, плоды – испортятся и т.д. Поэтому функция жанра натюрморта – остановить ход времени. | Отвечают, высказывают своё мнение. Натюрморт Мертвая натура или Тихая жизнь | Метапредметные регулятивные: -осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать коммуникативные: -обсуждать вопрос; -выражать свои мысли |
3. Изучение нового материала Установление правильности и осознанности усвоения материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция Постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися | Тема нашего урока «Цвет в натюрморте» Мы с вами будем говорить о цвете в натюрморте. Цвет окружающих нас предметов будет меняться от разного времени суток, от погодных условий, от естественного и электрического света. Влияние одного цвета на другой. Спектр Слайд 3. Натюрморт Слайд 4. Спектр Слайд 4 Холодные и теплые цвета Группа красных, оранжевых, желтых зеленых цветов принято называть теплыми по сходству с цветом солнца,огня. А голубовато-зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета- холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом) Слайд 5 Колорит слайд 6 Теплый колорит Слайд 7 Холодный колорит Слайд 8 Яркий колорит Слайд 9 Сдержанный колорит Слайд10 Цветовой контраст Слайд 11 Красный и зеленый Слайд 12 Оранжевый, голобой Слайд 13 Синий и зеленый Слайд 14 Цветовой круг В цветовом круге напротив друг друга находятся дополнительные контрастные цвета. Какие это пары? Красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Какой колорит у картин (теплый и холодный) Чем холоднее фон, тем теплее выглядит цвет предмета и наоборот Слайд 15 Создание праздничного натюрморта Слайд 16 Натюрморт Вопрос ученикам? Какое настроение способен создать цвет? Цвет способен создать настроение (печальное или радостное, драматичное или спокойное). Слайд 17 Создание грустного натюрморта Слайд 18 Грустный натюрморт Физминутка Упражнение Зеркальное рисование Итак, если в натюрмортах художники используют яркие цвета, передавая этим, какое настроение? И вам предстоит выполнить натюрморт с натуры уже в цвете, выражающим определенное настроение А сейчас давайте обратимся к нашему, уже составленному натюрморту с натуры и карандашному наброску на прошлом уроке, где была тема «Натюрморт в графике». Как мы можем его назвать? -Крестьянский обед -Из каких предметов он состоит? -Кувшина, лука и хлеба. Ребята, давайте представим, где мог быть в реальности такой стол? Где представленные предметы могли находиться? Кувшин с краюшкой черного хлеба и луковицы, передающими грусть, тепло, уют крестьянского быта. Главное постарайтесь передать свои эмоции, настроение через цвет. Какие вам будут нужны цвета красок? Теплые, холодные, или контрастные сочетания? Ответ детей: Так выглядел стол в крестьянской избе, в старину. | | Познавательные -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Метапредметные познавательные: -осуществлять анализ предметные: -сравнивать; -находить общее и разное коммуникативные: -слушать и понимать речь; -уметь грамотно и понятно выражать свои мысли с помощью речи во время ответов |
6. Самостоятельная работа Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации | Обратите на правила написания натюрморта в цвете на карточках: Фон ткани-зеленый+голубой=берюзовый Тень (оттенок ткани) + капля черного. Крынка- красный+зеленый=коричневый Хлеб – желтая с красной и добавить зеленую, белую. Пористость хлеба_ все тоже самое только еще каплю черной. Вспомните правила светотени: Свет, тень, полутень, собственная тень, падающая тень, рефлекс, блик, драпировка, фактура. | | |
7. Практическая работа. Обеспечение выполнения задания, используя полученные знания | Музыка Чайковского «Времена года» Учитель работает над натюрмортом вместе с детьми. Как выполнить картину в цвете? Затонируем фон. Раскрашивать нужно с предметов яркой и чистой окраской. Их цвета можно брать в полную силу. (показ учителя) . Наносим тон на кувшин. Покажем самые светлые места – блики света. Полученный цвет наносим мазками по форме. Далее переходим к уточнениям деталей Проложив цвет, можно переходить к установке полутени. (показ учителя) На следующем этапе начинаем работу с тенью. Свет может чуть захватывать полутень, а полутень тень. (как мы всегда проговариваем плавный переход) . Аналогично наносим тон на луковицу. Делаем акцент на блики. Выделим блик на кувшине, луковице. Прорисовываем тени и полутени на горшочке Сделаем темнее складки. Добавим пористость хлебу. Во время практической работы учитель контролирует правильность выполнения приёмов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. Что нового вы открыли для себя на уроке? В чем были трудности? Подведение итогов по готовым рисункам учащихся и выставление оценок. | | |