Словарь урока: русский народный костюм, техника: разрезание, северорусский костюм, костюм южного типа ,понева, рубаха, душегрея, завеса, запон ,навершник, сарафан, кокошник |
2 этап. Мотивация. | Стимулирует интерес обучающихся к уроку. Но прежде, чем начать тему урока, давайте послушаем и посмотрим как поэты и художники показывали русскую красавицу. Любите живопись поэты Лишь ей единственной дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Заболотцкий Многие художники и поэты восхищались русской женщиной и каждый по своему изображали ее в стихах и на своих полотнах. Например на полотнах Аргунова, Тропинина, Левицкого. Они изображали их простыми крестьянками, одетыми в русский народный костюм. Ребята, в каких сказках одним из героев является русская красавица? (Морозко, Царевна-лягушка, Аленький цветочек, сказка о царе Салтане, Аленушка и братец Иванушка, гуси-лебеди и другие) Объявляет тему урока: «В каждом посаде в своем наряде» | Осмысливают необходимые для выполнения рисунка знания и умения. Вступают в диалог с учителем, выявляют свои собственные знания и умения и те, которые необходимо получить в процессе подготовки к выполнению работы. Отвечают на вопросы учителя. |
3 этап. Актуализация знаний. | Организует проверку знаний Что такое костюм? Какие этапы выполнения работы над рисунком вы знаете? Предъявляет задание на соответствие Определите, какие виды деятельности соответствуют каждому этапу. | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают изученный ранее материал, связанный с формулировкой темы урока. Выполняют задание на соответствие. Выполняют работу самостоятельно. Осуществляют самопроверку |
4 этап. Целеполагание и планирование. | Организует деятельность обучающихся по формированию целей урока. Что вы должны узнать для выполнения работы по изобразительному искусству по теме «В каждом посаде в своем наряде» 1.Познакомиться с разными художниками, изображавших русских красавиц, вспомнить русские народные сказки , одной из героинь которых были русские красавицы. 2.Познакомиться с разными типами народных костюмов 3.Формировать знания о разных типах народного костюма, его деталях. 4.Развивать умение располагать изображение на альбомном листе и умение работать акварельными красками. Обсуждает с обучающимися план урока. 1.Познакомиться со своеобразием русского народного костюма, его разновидностями, выбор варианта костюма. 2Анализировать особенности костюма южного и северного типа и приемы изображения деталей костюма. 3.Обсуждение способов компоновки и детализирования рисунка 4.Изучение по учебнику или по наглядным пособиям способы выполнения работы. 5.Завершение самостоятельной работы над рисунком 6.Повторение способа организации своего рабочего места при работе с красками | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цели урока. Планируют собственную деятельность на уроке. Работают самостоятельно. Выполняют задание по подбору деталей костюма. Повторяют способ организации рабочего места |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы). 1 урок. | Организует работу обучающихся по овладению новых знаний и умений. Понятие о разных видах русского народного костюма северного и южного типа. Техники работы с акварелью. Красочность и красота изображения рисунка создается за счет правильного расположения на листе изображения, аккуратности работы с красками, правильный подбор сочетания цвета. Вы уже заметили, стремление человека к красоте, его мечта о прекрасном и небывалом воплощается в предметах народного быта, в деревянном зодчестве, и особенно в народном костюме. Давайте познакомимся с праздничной русской народной женской одеждой, которую носили в далеком прошлом в разных краях России. Весь ансамбль праздничного костюма подчеркивал красоту русской женщины, делая ее похожей на прекрасный цветок или птицу. О северорусском костюме нам расскажет и покажет….. (Северорусский костюм состоит из рубахи, которая подпоясывается поясом, затем сверху одевается сарафан, зат ем - душегрея, и завершает костюм головной убор кокошник, «коко» - от слова курица-птица, соединяет головной убор с небом.) А чем же отличается от костюма северного типа от костюма южного типа, нам покажет и расскажет…… (Костюм южного типа состоит из рубахи, которая подпоясывается поясом, затем на рубаху надевали паневу – юбку- поясную одежду замужней женщины, поверх юбки паневы надевали запон, завесу, занавеска, передник и только потом – навершник (нагрудная верхняя одежда), а на голову одевали сороку – головной убор, состоящий из шапочки и платка, или платок. Перед вами учебник один на парте. Давайте рассмотрим костюмы разных районов нашей страны и отметим многообразие узоров и множество оттенков цвета. С помощью карандаша и красок попробуйте изобразить русский народный костюм любого типа: северного или южного. Каждый ученик изображает костюм, предлагая свои варианты оформления костюма. ФИЗМИНУТКА. Если б все на свете было Одинакового цвета, (Вращение головой) Вас бы это рассердило Или радовало это? (наклоны головой в разные стороны) Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным (руки на поясь, наклоны туловища влево, вправо) Пусть же все вокруг нас будет Удивительным и разным. (прыжки на левой, на правой, на обеих ногах) Дружно руки разведем Наши пальчики встряхнем Рисовать опять начнем Организует самостоятельную работу над рисунком. Работа с учебником, учащиеся рассматривают фотографии костюма. Организует проверку выполнения | Работают с наглядными пособиями, знакомятся с новыми понятиями. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями, названиями русского народного костюма. Учащийся рассказывает о северорусском костюме и составляет на доске костюм из деталей (Дидактический материал). Учащийся рассказывает о северорусском костюме и составляет на доске костюм из деталей (Дидактический материал). Самостоятельная работа учащихся с учебником Выполняют работу самостоятельно. Осуществляют самопроверку |
6 этап. Рефлексия и оценивание. | Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить свою работу. Пожалуйста, ребята, оцените свою работу: поднимите красный цветок – если понравилась работа. Если нет – синий. Достигли ли вы своей цели получились ли у вас костюмы русской красавицы – красный цветок, не получились – синий, и давайте украсим цветами сарафан девочки. Рефлексия. 1.Назовите типы русского народного костюма? 2.Какие детали костюма в северном типе? 3.Какие детали костюма присутствуют в южном типе костюма? 3.Что новое вы узнали на уроке? 4.Какие трудности вам встретились в работе над рисунком? Итак, кто нарисовал костюм, можно создать галерею костюмов выставку. И так задание выполнено, урок цели достиг Выставление и комментирование оценок. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов собственной деятельности. Украшают трафаретами цветов сарафан девочки. Отмечают интересные ответы своих одноклассников, активных участников в творческой работе. Формулируют конечный результат своей деятельности и класса в целом в создании галереи костюмов Учащиеся устраивают выставку рисунков. |