Просмотр содержимого документа
«Сценарий интегрированного урока по изобразительному искусству »
Сценарий интегрированного урока
по изобразительному искусству и психологии
(с использованием здоровьесберегающих технологий)
5 класс
Тема. Моя семья.
Задачи. Закреплять умение учащихся рисовать человека, правильно передавая его форму, пропорции.
Развивать способность выражать внутренний духовный мир человека.
Воспитывать чувство благодарности, уважение к родителям.
Сохранять здоровье посредством доверительных отношений со школьниками через психологические тесты, игры, релаксацию.
Содержание.
1.Орг. момент.
2. Психологическое вхождение.
Фантазия. Учитель включает запись классической умиротворяющей музыки и говорит: «Ребята, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. В ветвях поют птицы. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Что вы будете чувствовать в это время? Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенность.
А существует и ещё одно дерево, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит? Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.
3. Постановка учебной задачи.
Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
Сегодня на уроке перед нами стоят задачи:
раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни. выполнить зарисовку членов семьи, правильно передавая их форму, пропорции.
4. Актуализация опорных знаний.
Беседа «Что есть семья».
Нашу беседу хочется начать с притчи.
Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.
А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».
Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»; раздражение — ну, что им надо, чего им не спится; боязнь — как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?
Очень хочется узнать мнение мальчиков и девочек, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами и сами будут зажигать свет в своих окнах.
Тест «Незаконченное предложение»
1. Семья — это...
2. Мои родители — это...
3. Свет в окнах моего дома — это...
4. Радость в моей семье — это...
5. Горе моей семьи — это...
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать...
7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью...
8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...
9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей это —...
10. Больше всего мои родители боятся, что...
Существует множество пословиц о семье. В чём смысл пословиц?
«Вот мы и назвали, что самое важное в семье.
Клубок в русских народных сказках помогал героям дойти до нужного места, а нам он поможет дойти до самой сути семьи, понять её предназначение. Учитель сообщает: «Ребята, мы отправляемся вслед за волшебным клубочком в новое путешествие в галерею изобразительного искусства.
Учитель обращает внимание детей на репродукцию картины В.Голике и спрашивает: «Как вы думаете, в какое время привела нас нить волшебного клубочка? (В давние времена, в прошлое.) Нас очень много, не всем хорошо видно. Расскажи, пожалуйста, что видно в окне». (Учитель дает клубок одному из учеников, и тот описывает, что изображено на репродукции.)
Учитель вновь пускает по столу клубочек и говорит: «Смотрите, ребята, волшебный клубочек опять зовет нас за собой. Наверное, он предлагает заглянуть в окно, откуда льется такой приветливый свет». Вновь обращает внимание детей на репродукцию картины А. Красносельского. Ученики описывают ее и отвечают на вопросы: «Сколько внуков слушают бабушкину сказку? Знаете ли вы имена героев русских былин и сказок? Какие сказки вам читают дома? Какие сказки вы будете рассказывать или читать своим детям, когда станете родителями сами?» У каждого ребенка, который отвечает, в руках клубочек.
«Теперь давайте рассмотрим фотографии. Кто изображен на каждой из них? Предположите, кем в каждой паре приходятся друг другу эти люди. Какими волшебными словами можно мысленно подписать каждую фотографию? Как вы подтвердите правильность выбранной вами подписи?»
Игра «Волшебный клубок»: у кого клубок в руках, накручивает нитку на палец и рассказывает о своей семье.
5. Динамическая пауза
Можно провести игру «Дерево растет». Дети садятся на корточки, обхватывают коленки руками, пригибая к ним голову — детки-семечки. В сопровождении тихой классической музыки учитель говорит: «Семечко лежит в земле, оно спит, над ним шумят ветры, трещат морозы, но оно сладко спит. И тут первый солнечный луч прогрел землю, и семечко проснулось. (Дети поднимают головы, смотрят вверх.) Начал таять снег, дал семечку попить, и оно стало прорастать. (Дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.) Сначала молодой росток сильно раскачивался на ветру. (Дети раскачиваются с поднятыми руками, стоя на носках.) Но потом деревце окрепло, и ветер уже не мог согнуть его ствол. Он только перебирал его ветви. (Дети становятся на полную стопу и раскачивают руками.) Корни дерева становились все крепче и крепче, все надежнее удерживали дерево. (Дети напрягают ноги, «держатся» за землю.) Дерево все шире и выше раскидывает свою крону. (Дети стараются, прижимая пятки плотно к полу, потянуться вверх с разведенными руками.) Осенью с дерева облетают листья. (Дети встряхивают руками, наклоняясь до пола, затем распрямляются.) На зиму дерево затихает... (Дети стоят неподвижно.) ...Чтобы снова проснуться с новой весной. (Дети садятся за парты.)
«Сегодня волшебный клубочек показал нам, что каждая семья хранит невидимые, но драгоценные нити народной памяти, культуры. Когда дети слушают колыбельные, сказки, видят в своем окружении предметы старинного быта, говорят на родном языке, играют в национальные игры, это и есть волшебные нити, которые соединяют сердце каждого ребенка с родным народом. Когда ребенок вырастает, становится взрослым, то эту добрую память он передает дальше, своим детям». 6. Объяснение последовательности рисования тематической картины «Моя семья»