Тип урока: урок освоения новых знаний – комбинированный.
Цель урока: расширить знания обучающихся об истоках истории и традиций христианского праздника Пасха, обучение учащихся умению выполнять роспись пасхальных яиц с использованием символики славянской писанки;
Задачи:
-Обучающие:
Научить росписи пасхальных яиц с использованием символики славянской писанки, обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных умельцев;
-Развивающие:
Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.
Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Развивать самовыражение посредством художественных символов.
расширить кругозор учащихся о работах народных умельцев;
- Воспитательные:
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитание любви и уважения к православным традициям русского народа, аккуратности и трудолюбия.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;
- уважительное отношение к труду;
- уважение мнения товарища;
- положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;
- интерес к творческой работе;
- любовь к народному искусству;
- любовь и уважение к православным традициям русского народа;
- уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции.
Метапредметные УУД:
- умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей;
- контролировать учебные действия и оценивать результат;
- умение сравнивать,анализировать,обобщать,классифицировать, логически рассуждать, делать выводы;
- умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации;
- умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение, осуществлять совместную деятельность.
Предметные УУД:
- сформированность потребности в художественном творчестве;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- сформированность навыков работы различными художественными материалами и в разных художественных техниках;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
способность к созданию выразительного художественного образа.
Методы:
словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
метод контрастного сопоставления;
метод стимулирования творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы:индивидуальная, фронтальная, в группах.
Материалы и оборудование: Оформление класса пасхальной композицией по мотивам традиционных народных промыслов - пасхальная икебана. На кл.доске - словарь новых терминов: «Крашенка», «Крапанка», «Драпанка», «Малёванка», «Писанка».
для учителя: компьютер, проектор, проекционный экран, диск с презентацией по данной теме «Пасхальное чудо»; раздаточный материал «Орнаменты для росписи яиц», «Схемы орнаментов»; плакат «Этапы росписи пасхального яйца», «Символы росписи пасхального яйца», пед.рисунок,сувенирные пасхальные яйца, нарисованная корзина для яиц и разноцветные яички, отдельно вырезанные из цветной бумаги.
для учащихся:деревянное яйцо с подставкой,заранее загрунтованные клеем ПВА и покрытые жёлтой гуашью; карандаш, краски (гуашь), кисти №3, 4, 5, салфетки, банки с водой, ватные палочки, ластик;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: урок освоения новых знаний – комбинированный.
Цель урока: расширить знания обучающихся об истоках истории и традиций христианского праздника Пасха, обучение учащихся умению выполнять роспись пасхальных яиц с использованием символики славянской писанки;
Задачи:
-Обучающие:
Научить росписи пасхальных яиц с использованием символики славянской писанки, обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных умельцев;
-Развивающие:
Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.
Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Развивать самовыражение посредством художественных символов.
расширить кругозор учащихся о работах народных умельцев;
- Воспитательные:
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитание любви и уважения к православным традициям русского народа, аккуратности и трудолюбия.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;
- уважительное отношение к труду;
- уважение мнения товарища;
- положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;
- интерес к творческой работе;
- любовь к народному искусству;
- любовь и уважение к православным традициям русского народа;
- уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции.
Метапредметные УУД:
- умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей;
- контролировать учебные действия и оценивать результат;
- умение сравнивать,анализировать,обобщать,классифицировать, логически рассуждать, делать выводы;
- умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации;
- умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение, осуществлять совместную деятельность.
Предметные УУД:
- сформированность потребности в художественном творчестве;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- сформированность навыков работы различными художественными материалами и в разных художественных техниках;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
способность к созданию выразительного художественного образа.
Методы:
словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
метод контрастного сопоставления;
метод стимулирования творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы:индивидуальная, фронтальная, в группах.
Материалы и оборудование: Оформление класса пасхальной композицией по мотивам традиционных народных промыслов - пасхальная икебана. На кл.доске - словарь новых терминов: «Крашенка», «Крапанка», «Драпанка», «Малёванка», «Писанка».
для учителя: компьютер, проектор, проекционный экран, диск с презентацией по данной теме «Пасхальное чудо»; раздаточный материал «Орнаменты для росписи яиц», «Схемы орнаментов»; плакат «Этапы росписи пасхального яйца», «Символы росписи пасхального яйца», пед.рисунок,сувенирные пасхальные яйца, нарисованная корзина для яиц и разноцветные яички, отдельно вырезанные из цветной бумаги.
для учащихся:деревянное яйцо с подставкой,заранее загрунтованные клеем ПВА и покрытые жёлтой гуашью; карандаш, краски (гуашь),кисти №3, 4, 5,салфетки, банки с водой, ватные палочки, ластик;
ПЛАН УРОКА (45 минут)
Мобилизующий этап . (3 минуты)
Самоопределение учащихся на основе антиципации. (5 минут)
Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. (15минут)
Физкультминутка. ( 1 минута)
Закрепление нового материала. Практическая деятельность учащихся. Самостоятельное выполнение росписи пасхального яйца.(15 минут)
Рефлексия. (5 минут)
Домашнее задание. (1 минута)
I. Мобилизующий этап:
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
Вы проверьте всё сейчас,
Что к уроку есть у вас.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели. (Слайд 2).
1)Проверка настроения. Добрый день, дорогие ребята!
С каким настроением мы с вами пришли на урок? Перед вами яички теплого и холодного цвета. Выберите по одному, ими мы наполним корзиночку (отдать ответственному для того, чтобы наклеил яйца на листок с нарисованной корзинкой).Кто у нас сегодня ответственный?
2)Проверка готовности учащихся к уроку.
Прежде, чем начать занятие, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:
1.Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка) (Слайд 3).
2 .Познакомимся: я – краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А ещё картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная … (гуашь). (Слайд 4).
3.Чёрный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт,
Там линия пройдёт. ( Карандаш) (Слайд 5).
4.Может и разбиться, может и свариться,
Если хочешь – в птицу может превратиться. (Яйцо) (Слайд 6).
Ещё нам сегодня будут нужны баночка с водой, палитра и салфетки.
Подготовка красок к работе.
- Смачивание красок.
II. Самоопределение учащихся на основе антиципации.
Сегодня наше занятие будет необычным. Мы совершим небольшое путешествие во времени, к русским народным традициям. Для этого закройте все глаза и досчитайте до 3.
Звучит праздничный колокольный звон.
На фоне этой музыки я читаю стихотворение.
(Слайд 7.)
Светлый праздник приходит на Землю,
Мир и счастье несет нам он,
И со всех колоколен окрестных
Слышен чистый, кристальный звон.
Пусть же радость поселится в сердце,
Отразится в нем свет небес.
Ясных дней вам и новой надежды,
Потому что Христос воскрес!
Учитель: О каком празднике говорится в стихотворении?
Дети: о Пасхе
Учитель: правильно. (Слайд 8)
День Пасхи- самый главный православный праздник. Что он символизирует?
Дети: Он символизирует победу добра над злом, и означает воскресение из мертвых Иисуса Христа.
Учитель: все знакомы с этим именем?
Ответы детей.
Учитель: -А что является главным символом Пасхи?
Дети: яйцо.
Учитель: Какая русская пословица о яйце вам известна ?
Дети: «Дорого яичко к Христову дню» - так гласит известная русская пословица.
Учитель: В древности на Руси не было поздравительных открыток, бумагу приобрести было сложно. Куры были у всех, яиц было много. К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Люди были не грамотны, писать не умели – вот и рисовали на яйцах.
Вы догадались, какая сегодня тема нашего урока?
Ответы детей.
И тема сегодняшнего урока звучит так: Роспись пасхального яйца.
Слайд 9.
Попробуйте определите цель нашего урока.
Ответы детей. (Слайд 10).
Сегодня на уроке мы узнаем, почему православные христиане красят яички, и я хочу вам предложить выполнить подарок своими руками, который будет очень приятно получить в этот праздник. Ведь главное - это внимание!
Пасхальные яйца являются атрибутом Пасхи. На прошлом уроке вы получили домашнее задание - узнать об истории возникновения символа Пасхи. Кто хочет рассказать?
Ответы детей.Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию:
В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился Крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла:
«Иисус Христос воскрес!»
- Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера,-
Мысль оживила властное лицо.-
Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесённое мне в дар,
Вдруг станет красным, вспыхнет, как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись тёплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно Кровь Христова, алым стало! (Слайд 11).
(Пояснение к стихотворению: по данным археологов роспись появилась несколько лет тому назад. Существует множество версий появления крашеного яйца. (Матвей). Согласно приданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию и объявила о Воскрешении Христа.Император сказал, что это невозможно, как и то, что это белое яйцо станет красным. И после этих слов яйцо стало красным. С тех пор и пошла традиция росписи живых яиц, т.е. снесенной птицей. Расписывали гусиные, куриные, утиные яйца.)
Ответы детей.С тех пор в память об этом событии, которое символизирует веру в воскрешение Христа, мы красим яйца на Пасху и дарим их друг другу.
III. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
(Объяснение нового материала).
Учитель: Ребята, а вы знаете, какими яйцами принято обмениваться в этот праздник? (красивыми, украшенными и расписными)
Совершенно верно ребята, существует такая традиция в этот день ходить друг к другу в гости и обмениваться крашеными и расписными яйцами.
(Слайд 12).
Учитель: Поднимите руку, в чьих семьях есть традиция красить к Пасхе яйца?
Расскажите, пожалуйста, как у вас в семье красят яйца?
( рассказы детей)
Учитель:
Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками.
Издревле Славяне считали: что
скорлупа - свод небесный, белок - воздух и вода, желток -земля. Ее осталось только расписать и осветить. (Слайд 13).
Существует множество видов росписи пасхальных яиц. По способу окраски и росписи можно выделить 5 видов. В нашей славянской культуре известны: : крашенка, крапанка, малёванка ,драпанка, писанка. ( обращаю внимание детей на доску, где размещены таблички с новыми терминами). Дома вместе с родителями вы можете воспользоваться рекомендациями по их росписи, они находятся у вас на рабочих местах. Но знайте, если садились расписывать яйца в плохом настроении, злыми, недовольными, ничего не получалось.
Работа учащихся в группе.
Каждая группа читает информацию об определённом виде росписи, а затем рассказывает классу,сравнивая и делая выводы. Во время рассказа демонстрируются имеющиеся слайды ( 14,15,16,17,18,19,20). . Учащиеся рассматривают пасхальные яйца и определяют основные цвета и символы писанки. Обобщают.
Народные умельцы вытачивали яйца из дерева, камня, делали из фарфора, стекла, драгоценных металлов. Вершиной этих художественных поисков стали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Карл Фаберже соединил пасхальное яйцо с ювелирным украшением.
(Слайды 21-25).
Учитель: Цвет и рисунок на Писанке имели свое значение.
Сейчас я предлагаю их внимательно рассмотреть и подумать, что могли обозначать те или иные узоры.
Учащиеся продолжают работать в группах с раздаточным материалом (раздаю карточки с изображением писанок). Задача детей: выделить орнамент,цветовую гамму элементов, подумать над символикой узоров).
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, рассуждают,сравнивают, излагают свои умозаключения,делают выводы.
(Слайд 26-33).
IV. Физминутка.
( Слайд 34)
Рано утром все мы встанем,
Руки вверх с тобой потянем,
Сделаем по три наклона
Вправо, влево, прямо, снова
Пошагаем мы на месте,
Улыбнёмся друзьям вместе,
Раз - присядем, два – присядем
И на стул тихонько сядем.
V.Закрепление нового материала. Практическая деятельность учащихся. Самостоятельное выполнение росписи пасхального яйца.
Учитель:Давайте выполним элементы росписи, которые можно использовать для росписи яйца. Возьмите альбомный лист, положите перед собой. Разведите краску на палитре.
1. Мазок. Краску набираем на кисть, плоско кладем на поверхность бумаги и проводим. Получился мазок. Мазком можно разделитьяйцо на части или закрасить.
2. Сеточка. Краску берем на кончик кисти и легкими прикосновениями проводим наклонные линии в разные стороны.
3. «Капелька», «листик». Наберите на кисть краску, приложите к бумаге. У вас получилась «капелька». Из «капелек» можно составит цветок.
Этапы выполнения эскиза: (Слайд 35)
Вопрос обучающимся: Как разметить писанку?
(Ответы детей)
• На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение кругов и овалов; делим яйцо на участки.
• Держите яйцо тремя пальцами левой руки.
• Карандаш - тремя пальцами правой руки.
• Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие писанки.
2.Составляем узор;
Простым карандашом нанести знаки – символы рисуйте разнообразные, понравившиеся вам цветы, солнце, прямые и волнистые линии.
3.Расписываем цветом;
4.Обводка цветом каждого элемента орнамента для выразительности.
Каждый ребёнок создаёт свою писанку.
Сейчас вы будете делать писанки, используя символы. А в конце урока расскажете, что хотели выразить, кому подарить, с какими пожеланиями.Вспомните, какими цветами пользовались мастера? (белый, жёлтый, красный и чёрный).(вернуться к слайду 26)
Пришло время приступить к выполнению росписи. Сейчас вам предстоит нанести на яйцо разнообразные, понравившиеся вам, линии при помощи карандаша и выполнить работу в цвете, используя кисточки или ватные палочки и гуашь. Время работы ограничено – 20 минут.
Во время практической работы звучит спокойная музыка.
Фронтальная и индивидуальная помощь учителя.
VI. Рефлексия:
Выставка работ, сравнительный анализ (учащиеся ставят яйца на подставки)
Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые сувениры у вас получились.
Скажите, чьи работы вам больше понравились и почему?
Что заполнилось больше всего на сегодняшнем занятии?
В этот праздник принято дарить друг другу подарки. Мы подарим наши сувениры своим любимым и близким, когда наступит Великий праздник Пасха, в этом году она приходится на 5 мая.
Кому вы подарите свой сувенир?
Учитель ставит оценки за работу.
Учитель: На доске вы видите нарисованную корзину. На парте у каждого лежат разного цвета пасхальные яички из цветной бумаги. Давайте заполним корзину и узнаем, какое у вас было на уроке настроение. Если хорошее – желтое яичко, плохое – синее.
А теперь для того, чтобы вернуться в настоящее время нам необходимо провести небольшой ритуал: давайте зажжём свечу. Свеча – это символ тепла и уюта. Встанем в круг, возьмёмся за руки и глядя на горящую свечу произнесём свои искренние пожелания друг другу по кругу, начинает учитель.
В народе говорят: «Золотые руки у того, кто обучился хорошо». Я хочу пожелать вам продолжить развивать свое мастерство и талант, чтоб и про вас когда-нибудь сказали: «мастер золотые руки».
Домашнее задание.
1 вариант: придумать свои символы с пожеланием добра и удачи;
2 вариант: подготовить реферат на тему «Символы, которыми украшали писанки в Древней Руси.