kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Роспись доски в стиле "Городец"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно- творческий проект " Роспись доски в стиле "Городец" предназначен для обучающихся старших классов детской художественной школы  на занятиях по  прикладной композиции.

Просмотр содержимого документа
«" Роспись доски в стиле "Городец"»

11


Муниципальное учреждение дополнительного образования

"Сланцевская детская художественная школа"












УЧЕБНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

"Роспись доски в стиле «Городец»



В рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»







возраст обучающихся 13 – 15 лет

Разработала: преподаватель

Васильева Елена Геннадьевна












г.Сланцы

2019 год

Паспорт проекта.

1. Обоснование проекта

Распоряжением Правительства Российской Федерации 14 декабря 2017 № 2800-р был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года. Пункт 33 раздела 6 данного плана звучит так: «Оснащение организаций системы дополнительного и дошкольного образования учебно-методическими комплектами по приобщению детей к народным художественным промыслам, включающими в себя изделия народных художественных промыслов, в целях популяризации народных художественных промыслов России …»

Кроме этого в рамках дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись» в нашей школе преподается учебный предмет вариативной части «Композиция прикладная», которая предполагает изучение народных промыслов России.

Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области «Дом народного творчества» организовал областной конкурс для учащихся детских школ искусств по видам искусств Ленинградской области по программе в области декоративно - прикладного искусства «Декоративно-прикладное искусство» в мае 2019 года.

Детская художественная школа приняла решение участвовать в данном конкурсе.

Данный проект проводился в рамках учебных занятий по Композиции прикладной в 4 классе. Ожидаемый результат – качественная работа, которую можно выставить на конкурс. Для достижения этой цели были отобраны учащиеся четвертого года обучения, которые знакомы с техникой исполнения и приемами Городецкой росписи, и ранее выполнявшие различные задания по данному виду росписи. Обучающиеся в ДХШ неоднократно участвовали в областных конкурсах и поэтому могут выполнить работы на хорошем уровне.

Идея данного проекта – после изучения материала создать работу по продуктивным видам деятельности «Городецкая роспись деревянной доски ».

Актуальность:

Роспись по дереву является частью народного искусства, можно сказать частью фольклора, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека.

Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет в решении этой проблемы. Мы можем узнать как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное, народное искусство мы сможем приблизить, а в дальнейшем и передавать традиции из поколения в поколение

2. Цель проекта 

Роспись деревянной разделочной доски с сюжетной росписью в силе «Городец»

Задачи:

1. Знакомство детей с основами народного художественного творчества через познания и овладение приемами росписи по дереву, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка.

2. Способствование формированию основ целостного восприятия эстетической культуры через развитие исторической памяти, способности развития интереса к национальной культуре.

3. Воспитание у обучающихся интереса и патриотического отношения к истории родной страны

5. Приобщение обучающихся к народному декоративно-прикладному творчеству. Повторение изучения Городецкой росписи;

6. Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в области народного декоративно-прикладного творчества;

7. Овладение обучающимися технологией выполнения сюжетной Городецкой росписи;

8. Самостоятельное выполнение обучающимися Городецкой росписи по дереву (роспись разделочных досок).


Участники проекта: обучающиеся в возрасте 13-15 лет.

Срок реализации проекта: 6 недель.

Ожидаемые результаты:

- Приобретение знаний об этапах работы над созданием декоративной композиции.

- Приобретение знаний о стилизации образов.

- Приобретение навыков изображения художественных образов по образцу народного промысла.

- Участие в областном конкурсе декоративно- прикладного искусства.


План – схема реализации проекта.

Этапы.

Основные направления реализации проекта.

Примечания.

1 этап.

Подготовительный

Формулирование проблемы,

цели проекта.

Беседа о практической составляющей результатов творческой деятельности, композиции, декоративных приёмах.

Изучение примеров сюжетной росписи в стиле «Городец»

Создание эскизов.

Преподаватель, обучающиеся

2 этап

Основной – цикл

практических дел

Работа над созданием композиции на основании утверждённых эскизов

Преподаватель, обучающиеся.


3 этап Заключительный

Оценивание работ и отбор работ для участия в областном конкурсе декоративно- прикладного искусства


Преподаватель, обучающиеся, преподаватели МУДО «Сланцевская ДХШ».







Реализация проекта

Период

Задачи

Совместная

деятельность

Самостоятельная

деятельность

Итог

1неделя

Расширить знания о Городецкой росписи, композиции, стилизации. Получить знания о сюжетной росписи.


Изучение фотографий и образцов сюжетной росписи в стиле «Городец»

Обсуждение идей для росписи доски.

Выбор сюжета.

Разработка эскиза для композиции по выбранному сюжету и размеру разделочной доски.


Создание эскиза и выбор наиболее удачного варианта композиции


2неделя

Научиться выражать идею через создание художественного образа.

Просматривание готовых эскизов и обсуждение выполнения работы в цвете

Перенос эскиза на доску.

Работа на доске. Нанесение основного цвета на крупные элементы росписи тонкими линиями карандашом. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен.

Начало работы над созданием итоговой композиций на доске

3- 4 неделя


Развивать декоративное мышление

Работа над художественным образом в композиции на заданную тему



Продолжение работы на доске. Роспись более мелких деталей Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти. Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Продолжение работы над созданием итоговой композиции на доске


5 неделя

Развивать навыки работы по кистевой росписи

Работа над приданием декоративности композиции на заданную тему


Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.


Продолжение работы над созданием итоговой композиции на доске. Завершение основной росписи.


6 неделя

Воспитывать интерес к практической стороне своего творчества

Обсуждение готовых композиций.

Завершение работы. Нанесение рамки о цвета торца доски.

Покрытие досок лаком.

Итоговый просмотр и отбор работ на конкурс



Теоретическая часть

1. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Почему же роспись назвали Городецкой?

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.Городец с давних пор славится "глухой" резьбой по дереву, так как больше всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал, который всегда был под рукой. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".

2.Подготовка материала к росписи

Основным материалом для росписи является деревянная разделочная доска. Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны. Затем покрытие слоем разбавленного водой клея ПВА (2:1), Потом повторная обработка мелкой шлифовальной бумагой.

3.Мотивы и композиции городецкой росписи

Картинки городецкой росписи сюжетны, а сцены ее чаще всего происходят на природе или в интерьере. Как правило, это конные и пешие прогулки, катания на тарантасах, застолья или посиделки. К наиболее распространенным цветочным мотивам относятся розы и купавки с симметричными листьями. Животный мир чаще всего представляют конь и птица. Ну и, конечно же, традиционный сюжет - «древо жизни» - которое олицетворяет собой всю природу. На сегодняшний день в городецкой росписи существует три вида композиций:

-цветочная роспись,

-цветочная роспись с добавлением изображения коня или птицы

-сюжетная роспись.

 Безусловно, такое деление на виды весьма условно, поскольку та же сюжетная роспись не может обойтись без цветочных мотивов.

Сюжетная роспись.

Этот вид городецкой росписи предполагает расписывание больших площадей. Роспись ведется, как правило, в два или три яруса. В верхнем ярусе рисуется основной сюжет (застолье, свидание, прогулка и т.д.), средний ярус, разделяющий, представлен в виде цветочной полосы, а нижний выглядит как цветочный орнамент. Может быть и другой вариант, когда основной сюжет опоясывается цветочной полосой. Картинки городецкой росписи со сценами чаепития, свадьбы или застолья обязательно включают изображение стола. При этом стол заполнен самоваром, чашками и вазой с цветами (которая, кстати, символизирует достаток и богатство). Лица сидящих за столом людей всегда обращены к зрителю. Крайне редко можно встретить изображения, развернутые в три четверти.Если изображаются сцены гуляний, выездов или свиданий, то воспроизводятся целые улицы с церквями, домами, заборами и различными растительными мотивами в виде деревьев и цветов. Очень часто рядом с главными героями росписи можно увидеть изображения различных животных. В таком случае главные герои рисуются более крупно на переднем плане, а второстепенные лишь оттеняют их.

4. Необходимые материалы

-Деревянная разделочная доска

-Простой карандаш;

-Ластик;

-Гуашь;

-Емкость для воды;

- Кисти белка № 2,3,5;

- Тряпочка для вытирания кисти;

- Пластиковая палитра;

- Бесцветный лак.








 Мониторинг реализации проекта


Оценивание работ

Кол-во учеников

Итоговая оценка

% от общего количества участников

3

5 (отлично)

38%

4

4 (хорошо)

50%

1

3 (удовлетворительно)

12%

Итого: 8


100 %


Что использовал в работе


Отслеживал материалы

Кол-во учеников

% от общего количества участников

Только, то, что предложили на занятия


2

25%

Дополнительно искал в Интернете


6

75%

Ознакомился со специальной литературой

6

75%

Дополнительно искал в Интернете и ознакомился со специальной литературой

3

38%


5.Ожидаемые результаты

Результаты

Кол-во учеников

% от общего количества

Отобраны работы на областной конкурс декоративно - прикладного искусства

4

50 %

Итоги участия в конкурсе:

Награждены дипломами за участие Федорова Диана - диплом участника

Шатохина Юлия - диплом участника

Кузюкова Ксения - диплом участника

Савкина Валерия - диплом участника


4

50 %












Список использованной литературы:

1. Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст] / З. Максимова // Народное творчество. – 2000. - №3. – С. 44–45.

2. Большая Российская энциклопедия [Текст] / Ю.С. Осипов; под ред. Ю.С. Осипова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 561с.,

3. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования

[Текст]: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.,



ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:

1.  http://dergunova-ev.ru/blog/bank-tvorcheskih-proektov/tvorcheskiy-proekt-na-temu-rospis-derevyannoy-doski.-gorodeckaya-rospis-.html

2. https://www.457spb.ru/DswMedia/issledovatel-skiyproektgorodec.pdf

3. https://multiurok.ru/index.php/files/proekt-na-temu-gorodetskaia-rospis.html































Приложение

1. Составление эскизов на бумаге



2. Перенос рисунка на доску




Федорова Диана 14 лет


Мальцева Алина 14 лет



Кузюкова Ксения 14 лет




Шатохина Юлия – 15 лет


Завершение работы




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Роспись доски в стиле "Городец"

Автор: Васильева Елена Геннадьевна

Дата: 14.12.2020

Номер свидетельства: 566984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока на тему "Народные художественные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-narodnyie-khudozhiestviennyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "240907"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445155594"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "НАРОДНОЕ  ИСКУССТВО  НА УРОКАХ  ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(56) "narodnoie-iskusstvo-na-urokakh-diekorativnogo-risovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229353"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441713213"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства