“ Составление эскиза пасхального яйца ”.
Цель урока: - Способствовать формированию знаний уч-ся об истории возникновения христианского праздника – Пасхи, о традициях празднования его на Руси, о символах праздника. Способствовать формированию умений и навыков учащихся самостоятельно составлять эскиз крашенки и писанки. Обучить приёмам составления рисунка узора.
- Способствовать развитию у детей эстетического вкуса, фантазии.
- Способствовать воспитанию чувства любви к своему Отечеству, уважения к культуре и традициям русского народа, воспитанию светлых и добрых чувств друг к другу.
Задачи урока:
1. Воспитывать уважение к русской культуре, аккуратность и трудолюбие
3. Учить технике работы гуашью, акварелью.
4. Развивать художественный вкус и творческие способности.
5. Знакомство с приемами составления эскизов для объемных предметов.
Оборудование: Эскизы пасхальных яиц выполненных учащимися старших классов.
Материалы: гуашь, кисти, лак, яйцо-заготовка.
Оснащение: Интерьер кабинета, фланелеграф (библейский сюжет «Воскресение Христа), записи музыкальных фрагментов, посвященных празднованию Пасхи, инструменты и приспособления для составления эскиза на бумажном носителе крашенок и писанок (кисти, гуашь, акварель).
План урока:
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Вводная беседа и объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа.
5. Анализ и оценка работы детей (эскиза, наброска).
ХОД УРОКА
Всем вам известно, что 15 апреля вся Россия и православие в мире отмечали самый большой православный праздник - светлый и радостный день великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
Мы с вами много говорили об этом празднике, на классных часах, смотрели фильм, по этой теме, давайте немного вспомним события последних дней перед пасхой…
Послушайте, все люди
Историю одну
О воскресенье Бога.
Хвала вовек ему!
Ведь Он воскрес из мертвых
И с нами Он всегда.
Уже не будет распят
Он больше никогда.
Воскрес великий Бог наш,
Из гроба Он восстал,
Надежду воскресенья
Нам всем Он даровал.
(работа с фланелеграфом) вызываются 2-3 учащихся желающих поработать, составить сюжетную картину на фланелеграфе.
Иосиф похоронил Иисуса Христа в своем саду в пещере. У евреев покойников не зарывали в могилу, а рыли для них пещеры в горе. Также был положен и Христос. Начальники еврейские припомнили, что Он обещал на третий день после Своей смерти воскреснуть. Они боялись воскресения Христова и привалили к пещере большой камень, запечатали его печатью и приставили караул[1]. Рано утром на третий день после смерти Иисуса Христа, по-нашему в воскресенье, земля затряслась. С неба сошел Ангел, отвалил камень от пещеры и сел на нем. Иисус Христос воскрес из мертвых[2]. Караульные солдаты перепугались, побежали к еврейским начальникам и рассказали им о воскресении Христа. Начальники задарили солдат и велели им говорить, будто бы солдаты ночью уснули, а ученики пришли и украли Тело Иисуса Христа
Иисус Христос в тот же день явился пять раз Своим ученикам в разных местах и говорил с ними о Царстве Божием. После Своего Воскресения на протяжении 40 дней Он еще неоднократно являлся Своим ученикам и народу, который в Него веровал.
(просмотр фильма)
В память о Воскресении Христовом установлен праздник Пасха. Этот праздник - всех больше в году. Кроме того, каждая неделя у нас начинается воскресным днем, в который также вспоминается Воскресение Христа из мертвых.
Вся жизнь Иисуса Христа – жертвенная любовь к человечеству. Своим Воскресением Он открыл дорогу в Царство Небесное всем людям. И теперь только свободная воля человека решает: идти к Богу или против Него. Срединного пути нет, потому что, если не с Богом, то соблазны мира затягивают человека в грехи и ведут к гибели души
Тема нашего сегодняшнего урока тесно связана с событиями этих дней….
В субботу накануне Пасхи её называли “красильной субботой” - в этот день красили яйца, которые называли “крашенками”, т.е. просто окрашенными в любой цвет, или, “писанками” - яйца, расписанные узорами. Крашеное яйцо – это неотделимый красивый и радостный символ праздника Пасхи. А почему именно яйцо является символом Пасхи?
(Дается возможность желающим зачитать 1-2 уч-ся )
По преданию, Мария Магдалена после воскрешения Иисуса отправилась в Рим и поднесла императору Тиберию простое яйцо, сказав “Христос воскрес!”. Не поверил император и заявил, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумленных людей белое яйцо стало ярко-красным.
Красное окрашенное яйцо символизирует собой мир, обагрённое кровью Христа. Освящённое яйцо ели первым, когда придя с пасхальной службы садились за трапезу. Яйцами обменивались, давали родным, соседям, знакомым.
А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Конечно, о росписи можно говорить много, но я лишь хочу обратить внимание на то, что пасхальное яйцо, который расписывает каждый, отображает внутреннее состояние человека, его ощущение и настроение.
Что бы вы хотели изобразить на своём пасхальном яйце?
Итак, каждый определил для себя рисунок. Мы можем приступать к работе. На доске перед вами образцы работ, можете ориентироваться на них.
Рефлексия:
Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы вспоминали о праздновании Пасхи в России. Изменилось ли ваше мнение о чем-либо в ходе занятий? Сыграют ли эти знания какую-то роль в вашей жизни? Я прошу каждого, не вставая с места, кратко ответить на вопрос:
- Какие события, притчи, сюжеты тебе запомнились из всех наших занятий и почему?
Мы попробовали с вами составить несложный эскиз праздничного яйца. Думаю, в следующий раз вы уже сможете усовершенствовать свои навыки, попробуете расписать уже объемное изделие. Сможете порадовать родных и близких своей работой.
Конспект урока
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами продолжаем работать над темой “ Составление эскиза пасхального яйца ”. (На первом уроке мы с вами вспомнили в великом празднике, о его значение для каждого из нас, просмотрели варианты композиций для яйца-заготовки, работали над созданием рисунка, который на этом уроке будет перенесен на ваш шаблон с использованием различных форм росписи.)
Цель нашего II урока выполнить роспись эскиза пасхального яйца.
Вопросы классу:
- О каком великом празднике сегодня мы говорили? (Ответ детей)
- Как называют праздник Пасхи? (Ответ детей)
- Какие другие христианские праздники вы знаете? (Ответ детей)
- Откуда пошла традиция красить яйца? (Ответ детей)
- Почему чаще всего яйца красят в красный цвет? (Ответ детей)
Красный цвет - цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости по случаю что “Христос воскрес”.
Вопрос классу:
- Ребята, а кто впервые произнес эти слова “Христос воскрес” и кому в первый раз преподнесли крашенное яйцо? (Правильный ответ детей: Мария Магдалина, царю иудейскому Тиберию).
Обычно пасхальные яйца красили в красный цвет, и они так и назывались “крашенки”.
Пасхальные яйца вытачивали из дерева, делали из фарфора, стекла, из камня и драгоценных металлов.
Вершиной этих художественных поисков стали пасхальные яйца фирмы Фаберже.
- Сегодня и мы все вместе внесем свой вклад в это творческое дело. И пополним коллекцию пасхальных яиц выполненных учащимися старших классов.
- Вашим домашним заданием было подготовить, загрунтовать шаблон для составление эскиза яйца для росписи.
- Итак, материалы готовы, сегодня каждый из вас попробует составить несложный эскиз пасхального яйца, поупражняется в росписи его в цвете.
- За работу! Старайтесь выполнять роспись аккуратно, не спеша.
В конце урока организована выставка расписных эскизов пасхальных яиц.
Итог урока:
- Вот и закончилась наша работа.
- Молодцы! Посмотрите, какие замечательные пасхальные яйца – писанки у нас получились. Они украсят ваши портфолио.
Я желаю вам дальнейших творческих успехов успехов.