Просмотр содержимого документа
«Рисунок натюрморта из трех предметов.»
Тема: РИСУНОК НАТЮРМОРТА ИЗ ТРЕХ КОНТРАСТНЫХ ПО ТОНУ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ.
Вид художественной деятельности – рисование с натуры.
Материалы и техника исполнения – бумага ¼ листа, конструктивный и тональный рисунок карандашом.
Задание для самостоятельной работы – рисование с натуры натюрморта (компоновка, конструктивное построение и тональное решение)
Цель занятий;эстетическая– формирование представления о красоте и гармонии окружающего предметного мира;
воспитывающая – прививать трудолюбие, усидчивость, уважение к творческому труду;
развивающая– развивать творческие способности учащихся, умение видеть предметы глазами художника, формировать навыки работы с натуры, совершенствовать владение техникой линейного и тонального рисунка.
Задачи занятия № 1 (3 урока)
а) повторить последовательность работы с натуры над конструктивным рисунком натюрморта;
б) закрепить знания о формообразовании предметов;
в) развивать умения и навыки пропорционального рисования.
Задачи занятий №2 и №3 (6 уроков)
а) учить видеть и передавать объем предметов в тональном рисунке;
б) учить передавать фактуру материала предмета в рисунке;
в) развивать умение видеть и сравнивать разнообразие нюансов тона;
г) учить изображению плановости (пространства) в рисунке натюрморта, в передаче воздушной среды.
Материалы и оборудование для учащихся – бумага ¼ листа, кнопки, карандаши НВ,3Б,5Б, ластик.
Дидактическое обеспечение занятий:
зрительный ряд – предметы для натюрморта (гипсовый куб, керамический черный чайник, светло – коричневая ваза из керамики) учебные таблицы: «Рисунок куба в перспективе относительно линии горизонта, выполненный с двумя точками схода», «Анализ геометрической формы предметов натюрморта: чайника, вазы», «Последовательность работы над рисунком натюрморта».
Опорные знания и умения – умения и навыки рисования с натуры на уроках рисунка в первом и втором классах.
Новая задача – передать объем контрастных по тону, форме и фактуре предметов единой композиционной постановки.
Критерий оценки - а) грамотно выполненная компоновка предметов натюрморта,
в) умение работать линией, штрихом, тоном при передаче объема и пространства,
г) умело выявленные планы натюрморта.
План занятия №1 (3 урока)
1. Организационный момент.
2. Объяснение задания.
3. Самостоятельная работа.
4. Промежуточный просмотр конструктивного рисунка.
План занятий №2 и №3 (6 уроков)
1. Организационный момент.
2. Объяснение задач.
3. Самостоятельная работа.
4. Просмотр работ.
Ход занятия №1
1. Организация рабочего места учащимися, проверка готовности к занятию учителем.
2. Объяснение задания.
На уроках рисунка мы учимся изобразительной грамоте во время рисования с натуры различных предметов. Меняются задачи рисунков – упражнений, например: передать фактуру поверхности никелированного чайника, гипсового орнамента или монолитность всей группы предметов натюрморта, контраст черной вазы…(показываю рисунки учащихся, выполненные на предыдущих занятиях). В новом задании вам необходимо сравнить и нарисовать три контрастных по тону, форме и фактуре предмета, объединенных в одну композиционную постановку. Далее нужно выполнить светотеневую моделировку с уточнением пропорций предметов, нахождением полутонов и рефлексов и обобщением рисунка. На выполнение задания отводится 9 часов. Задача первых 3 часов – выполнить конструктивный рисунок натюрморта.
2. Компонуем натюрморт как единое целое изображение на листе, предварительно выполнив эскиз на поле рисунка.
3. Находим место каждому предмету в рисунке.
4. Анализируем форму каждого предмета:
а) в центре натюрморта – куб, ракурс развернутости его можно определить, сравнивая правую и левую грани между собой, а верхнюю – с высотой ближайшего к вам ребра;
б) строго посередине верхней грани куба находится чайник. Он имеет сложную форму; тулово – симметрично и представляет собой набор соосно расположенных усеченных конусов, полусферы, тора, носик – набор цилиндров и конуса; ручка – лента;
в) на столе ближе к левой грани куба стоит ваза, она имеет симметричную форму относительно вертикальной оси, напоминает сферу и усеченный конус.
5. Определяем перспективное положение предметов в плоскости листа и пропорции предметов относительно друг друга, уточняем их положение на плоскости листа. Начинаем рисунок с построения куба:
а) уточняем пропорции всего изображения куба;
б) находим местоположение и высоту ближнего к нам вертикального ребра;
в) выстраиваем грани куба, учитывая особенности соотношения плоскостей.
6. Конструктивный рисунок чайника начинаем с построения оси симметрии, определив ее место в рисунке.
а) определяем пропорции отдельных частей чайника: тулова, крышки, намечаем форму носика, ручки;
б) уточняем пропорции, обозначаем объем, прорисовываем округлые поверхности овалами, следим за «раскрытием» овалов в зависимости от их расположения относительно уровня горизонта.
Сравниваем предметы, определяем границы собственных и падающих теней, блики.
Готовим рисунок к предварительному просмотру.
Ход занятий №2 и №3.
1. Уточняем членение формы на свет и тень.
2. Выполняем легкую светотеневую моделировку предметов, тональную проработку преимущественно теневых сторон предметов.
Затем ведем дальнейшую проработку тоном с учетом собственного тона предметов, передачи фактуры поверхности предметов.
Заключительным этапом работы является обобщение увиденного с натуры, т.е. выявление плановости предметов (более точная прорисовка деталей первого плана и передача освещенности всей группы предметов единым источником света.
Во время самостоятельной работы учащихся над заданием провожу индивидуальную работу с учениками, корректируя и поправляя их ошибки.
Подведением итога работы является просмотр и оценка рисунков по обозначенным критериям.