Урок 2. Рисунок – основа изобразительного творчества
Цели деятельности учителя
Формировать представление о видах рисунка; познакомить с графическими материалами и их выразительными возможностями; развивать творческую активность как способ познания многообразия образных языков искусства
Тип урока
Формирование новых умений
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (виды рисунка), самостоятельно сравнивать объекты, определять виды рисунка, графические материалы.
Метапредметные: научатся выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью (команда выполняет зарисовки одного предмета), планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческого рисунка), излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей), организовывать работу
в группе.
Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть?), осваивают новые социальные роли (критически осмысливают), понимают значение знаний для человека
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой; фронтальная, индивидуальная, групповая
Образовательные ресурсы
· http://ru.wikipedia.org/wiki
· http://www.artsait.ru
Оборудование
Бумага, карандаш, гелиевая ручка, гуашь, акварель, кисть
Наглядно-демонстрационный материал
Репродукции картин: Леонардо да Винчи «Набросок», П. П. Кончаловский «Зарисовка пейзажа», технический рисунок,
А. Дюрер «Травы», учебные рисунки.
Мультимедийный ряд: презентации «Путешествие в мир зрительных иллюзий», «Виды рисунка»
Основные понятия и термины
Виды рисунка, графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок, графический материал
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Формируемые
умения
(универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный
момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии
Есть люди, которые слушают, но не слышат.
Есть люди, которые смотрят, но не видят…
Они с глазами, но слепы. С ушами, но глухи.
Мира Максимова
– Действительно, мы часто смотрим, но не видим. Оказывается, видеть, замечать – умение, которому надо учиться. Самое главное для художника – научиться видеть. Чтобы видеть, надо научиться смотреть. Есть разные упражнения для тех, кто хочет научиться быть внимательным и многое замечать вокруг себя. Одно из таких упражнений – рассматривание необычных картинок. Это оптические иллюзии. Трудно придумать что-либо, больше привлекающее внимание и вызывающее любопытство и интерес. (Презентация «Путешествие
в мир зрительных иллюзий». Слайды № 2–3.)
Оптическая иллюзия – впечатление о видимом предмете или явлении, не соответствующее действительности, то есть обман зрения. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение».
Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи. Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих пор не объяснены. (Презентация «Путешествие в мир зрительных иллюзий». Слайды № 4–22.)
Рассматривают изображения, выполненные с использованием оптических иллюзий. Пытаются заметить несколько сюжетов в одном изображении. Делятся впечатлениями
Фронтальная работа
Познавательные: сравнивают объекты.
Регулятивные:
выдвигают версии (об увиденном).
Коммуникативные: корректируют свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).
Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть)
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
Оптические иллюзии помогают лучше понимать природу восприятия изображения. Это очень важно для художника. (Презентация «Путешествие в мир зрительных иллюзий». Слайды № 23–33.) Рассмотрите и расскажите, что вы увидели и заметили на картинках
II. Изучение нового материала
Игровой.
Объяснительно-иллюстративный
– Каждый день мы сталкиваемся с удивительным видом изобразительного искусства. Когда вы идете по улице – перед вами рекламные плакаты, хотите полакомиться – разворачиваете конфету и у вас
в руках яркий, красочный фантик, открываете книги – и видите рисунки художников… Все это – графика.
Древние греки говорили – графика, мы говорим – рисую, что по сути одно и то же. Основное изобразительное средство графики как вида изобразительного искусства – рисунок. (Презентация «Виды рисунка». Слайды № 2, 16–17.)
Предлагает поиграть в игру «Кто быстрее нарисует».
– У меня в руке лист тополя. Кто быстрее его изобразит, сможет предложить ребятам следующий предмет для быстрого рисунка. Рисунки, которые мы с вами выполнили, называются «набросками». (Презентация «Виды рисунка». Слайды № 3, 10–15.) А сейчас мы разделимся на несколько команд. Перед вами модели автомобилей. Каждой команде достается свой автомобиль. Не разбирая машины, распределите между членами команды различные части и виды автомобиля. Кто-то будет рисовать колеса, кто-то капот, кто-то вид автомобиля впереди, кто-то сбоку и т. д.
У вас получилось много изображений одного и того же предмета, вы изучили его со всех сторон. Такие рисунки – «зарисовки». (Презентация «Виды рисунка». Слайды № 4, 15.)
Перед вами на доске учебные рисунки разных людей. Как вы думаете, почему они так похожи? (Презентация «Виды рисунка». Слайды
№ 18, 20.)
В форме игры выполняют наброски и зарисовки. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют виды рисунка
Осваивают правила изображения, грамоту изобразительного языка.
Выполняют художественный анализ предложенных зарисовок
Индивиду-
альная,
групповая работа
Познавательные: классифицируют по заданным основаниям виды рисунков.
Регулятивные:
работают по плану, сверяясь с целью.
Коммуникативные: организуют работу в группе.
Личностные:
осваивают новые социальные роли
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
III. Творческая практическая деятельность
Исследовательский
– Еще один вид рисунка – «творческий». Это особенный рисунок,
в нем автор стремится выразить то, что ему кажется особенно интересным (творческий поиск).
Выполните задания (с. 24, 25)
Выполнение творческого рисунка. Рассматривают и вместе с учителем определяют успехи и неудачи
Индивидуальная работа
Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации
IV. Итоги урока.
Рефлексия
Беседа
в форме «вопрос – ответ»
– Как переводится с греческого слово «графика»?
– Какие виды рисунка вы узнали?
– Какими графическими материалами сегодня пользовались? Что понравилось?
Владеем мы карандашом
И перья знаем хорошо.
Знакомы с цветом, с перспективой
И можем рисовать красиво.
За этот творческий успех
Спасибо Вам от нас от всех!
Отвечают
на вопросы
в форме диалога с учителем. Просмотр, обсуждение
и оценка ученических работ
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге