Организация начала урока | Здравствуйте, ребята! Напоминаю, что меня зовут Анна Сергеевна, и сегодня я проведу урок изобразительного искусства. Я очень рада видеть вас на своём уроке, поэтому настроение у меня прекрасное. А с каким настроением пришли ко мне на урок вы? Поднимите руку, у кого настроение хорошее; а теперь поднимите руку те, у кого настроение не очень хорошее. Я постараюсь поднять ваше настроение. Итак, начнем наш урок. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания. Регулятивные: самопроверка порядка на рабочем месте, нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний | Ребята, что вы изучали по теме «украшения»? А что вы изображали на прошлых уроках? Посмотрите, что у меня в руках? А как вы думаете, что же может храниться в такой шкатулке? Что это такое? Кому могут они принадлежать? (Русской красавице, женщине) Для чего люди использовали украшения? Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин. | - Природу - Шкатулка - Бусы, кольцо, серьги, браслет - Украшения -Русской красавице - Чтобы лучше выглядеть и подчеркнуть свой статус | Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
Целеполагание | Ребята, догадались ли вы, что сегодня мы с вами рассмотрим? Посмотрите на слайд, что вы видите? Вам показаны фотографии кокошников. Кто-нибудь, знает, что такое кокошник? (Кокошник – это женский русский народный праздничный головной убор) Древнерусские женщины и девушки в кокошнике проводили праздники. Кто сможет предположить тему нашего урока? Тема нашего урока «Рисуем и украшаем кокошник» Молодцы! Сегодня мы поговорим о кокошниках, как их украшали. Ребята, исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока. Цель: формирование представления о головном уборе – кокошнике. А теперь необходимо поставить задачи, но пункты перепутались, давайте же вместе с вами их поставим в правильном порядке. Задачи: 1. Узнаем, какие кокошники есть, чем их украшают, какие узоры присутствуют. 2. Рассмотрим алгоритм украшения кокошника. 3. Сможем украсить кокошник с помощью карандашей. | - Головные уборы девушек на Руси - Головные уборы русских женщин (кокошники) Узнают новое понятие – кокошник Формулируют тему, цель и задачи урока | Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Регулятивные: Определять с помощью учителя тему и цель занятия; Выявлять совместно с учителем проблемы занятия. |
Основной этап | Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В России был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером. Существует множество кокошников. Как вы думаете, чем отличаются кокошники, посмотрите на слайд? Совершенно верно, они отличаются формой и украшениями. На каждой территории имеются свои особенности украшения кокошников и особенности формы. Так, например, кокошник Московской губернии имел такую форму, а так выглядел кокошник во Владимирской губернии. Рассмотрите, какая бывает разная форма и украшения у головных уборов. Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчугом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству. Но, не смотря на то, что кокошники имели разную форму, разные предметы украшения, их всех объединяло общее строение и элементы орнамента. Давайте же поподробнее рассмотрим строение кокошника. Смотрите, почти на всех кокошниках есть ободок, который полностью облегал голову девушки и прятал ее волосы. Также есть кайма, которая проходит по всему краю кокошника. А теперь скажите, посмотрев, на кокошник, симметричен ли он? (да) А узоры, элементы орнамента симметричны? (да) Да, вы правы, кокошник имеет симметрию, как сама его форма, так и его узоры. А какой формы они? Какие элементы или фигуры вам напоминают? (круги, овалы, тонкие ломаные линии, форма капли, лепестка) А где расположена самая крупная деталь? (в центре) А какие цвета мы видим, какие использовали? (красный, золотой, белый) Правильно! Молодцы! Мы узнали, что такое кокошник, чем его украшают и какие узоры присутствуют, значит, мы выполнили какой пункт плана? (1) Да, первый пункт плана. А сейчас немного отдохнем перед выполнением 2 пункта плана Физминутка Дружно руки вверх подняли. В стороны, вперед, А теперь наоборот. Влево-вправо повернулись И друг другу улыбнулись. Тихо сели и опять Будем дело продолжать. Итак, сейчас мы с вами будем украшать наши кокошники, но для начала посмотрите на образцы, которые украсила я. Скажите, все ли особенности кокошника я учла? Ободок, симметрия формы и узоров, кайма, крупная деталь в центре? (да) Действительно, все учтено, это и будет нашими критериями оценивания работы. Они у вас лежат на партах. Также наши кокошники, мы будем примерять потом на трех девушках, это будет сделано таким образом (примеряю на девушках). А сейчас рассмотрим алгоритм выполнения работы: 1. Выбрать форму кокошника из предложенных заготовок 2. Выбрать детали украшения и наметить узор простым карандашом, то есть сделать эскиз (не надавливая сильно на карандаш) 3. Определить цветовую гамму и изобразить в цвете Итак, мы выполнили 2 пункт плана и приступим теперь к украшению нашего кокошника. У вас на столах есть 3 заготовки кокошника, выберите 1 любую и украсьте. | Воспринимают новую информацию и отвечают на вопросы учителя Кокошники отличаются украшениями и формой Анализируют вместе с учителем строение и форму кокошника Фронтальный опрос обучающихся Выполнение 1 пункта плана Анализ пед. образца Озвучивание учителем критерии оценивания Обучающиеся знакомятся с алгоритмом выполнения работы Выполнение второго пункта плана | Познавательные: Способствовать формированию логических действий сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Регулятивные: Планирование практической деятельности на уроке. |
Рефлексивно-аналитический этап Оценивание работ | Заканчиваем работу. Сейчас вы представите свои кокошники. Вижу, что ребята уже некоторые готовы, поэтому сейчас … выйдете к доске и примерьте свои кокошники на девушках. Ребята первого (второго, третьего) ряда выходите к доске со своими работами. Отметку 5 получают…т.к. были учтены все критерии, ободок, кайма, симметрия присутствует, цветовая гамма подобрана интересно и верно. Отметку 4 получают… т.к. … Какой кокошник вам понравился больше на вашем ряду? Почему? Какие узоры более интересны? Чему новому сегодня на уроке вы научились? Для вас работа была сложной? Хорошо. Все молодцы. И мы выполнили 3 пункт плана. Давайте вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее? (да) К сожалению, наш урок приблизился к концу. Какие затруднения вы испытывали? Я очень рада, что вы хорошо потрудились, и у вас получилась такая красивая работа. | Анализируют урок, свою работу и отвечают на вопросы учителя. | Личностные: осуществлять совместную практическую деятельность; анализировать свою деятельность; умение слушать учителя. Коммуникативные: умение вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; излагать свое мнение; вступать в беседу на уроке. |