Тема | Народные праздники. Святки. |
Цель урока: | Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Совершенствование навыков работы в технике отрывной аппликации; изготовление маски к народному празднику Святки. |
Тип урока | Урок изучения новых знаний. |
Планируемые результаты Предметные ПР | Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность Уметь передавать в маске образ героя. Соблюдать пропорции лица человека Применять в работе технику отрывной аппликации коллажа. Активно использовать в работе знания по изучаемой теме, полученные на уроках по другим предметам. Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов |
Личностные (ЛР) | - Уважительно относиться к народным художественным традициям; - понимать роль народных традиций в жизни человека; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) | Регулятивные УУД -целеполагание; -умение соотносить результаты собственной деятельности, осмысливать свои достижения; - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; умение определять уровень овладения знанием, оценка, самооценка Познавательные УУД -самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели -развитие мыслительной активности; извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного; -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. -Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике Коммуникативные УУД - учиться планировать свою работу; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Святки (колядки). Народные традиции, божество ,обряды, святочная маска,пропорции, отрывная аппликация |
Образовательные ресурсы. | Компьютер, примеры работ выполненных в технике отрывной аппликации, материалы учебника, изображения масок. Цветные страницы старых журналов, белая бумага для основы, разнообразные поделочные материалы. Лист самооценки. |
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
Действия педагога | Действия обучающихся |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. Задает вопрос: - Удобно и правильно ли разложены принадлежности на парте? Чтение стихотворения «Ну-ка все проверь дружок..» | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация. | Осознание необходимости получения новых знаний. Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Задает вопросы: О чем шла речь на прошлом уроке? Для чего люди украшали свою одежду орнаментом? На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши предки. И прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадку Наши предки вкусно ели, Веселились две недели. От Рождества и до Крещения, Приготовив угощенье, Пели разные колядки, По дворам ходили в ....(Святки) -Как вы думаете, судя по отгадке, которую вы получили, о чем же сегодня мы поведем речь? -Хотели бы вы узнать больше об этом празднике? | Объясняют значение одежды, символики Ученики формулируют содержание темы урока |
3. Постановка учебной задачи. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели | Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Как вы считаете, что вам предстоит узнать о Святках? Какого знания нам не хватает для создания костюма, создание образа? | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4. Решение учебной задачи. | Формирование и развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. Личностные: уважительно относиться к народным художественным традициям; понимать роль народных традиций в жизни человека. Познавательные: развитие мыслительной активности; извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Знакомит с народным праздником Святки, раскрываем его сакральное значение и времени проведения. Работу над святочной маской активизирует вопросом В чем сходство и различие маски и портрета? Закрепляет знания о пропорциях лица человека. Каким образом меняется лицо человека испытывающего сильные эмоции ? Знакомимся с техникой отрывной аппликации на наглядных примерах. Учащимся предлагается подумать в какой последовательности они будут работать над маской. | Участвуют в диалоге. Отвечают на поставленные вопросы. Рассматривают иллюстрации. Рассуждают о приемах, последовательноси создания маски. Анализируют и выделяют цветом и формой главный элементы |
5. Закрепление материала. Самостоятельная творческая работа с самопроверкой в классе. | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | - Выполните маску в технике отрывной аппликации Постарайтесь сохранять пропорции лица человека | - Работа по подсказке в учебнике (тех карта) учебник с.117.Выполняют святочную маску в технике отрывной аппликации. |
6. Оценка. | Регулятивные: умение определять уровень овладения знанием, оценка, самооценка | -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) Лист оценки: 1.Аккуратность 2.Точность передачи пропорций 3.Передача образа | Выставка работ (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ. |
7. Итог. Рефлексия деятельности | Регулятивные: умение соотносить результаты собственной деятельности, осмысливать свои достижения. Личностные: осознавать успешность своей деятельности, смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; | Учитель организует рефлексию. Закончить фразу: -Я знаю… -У меня получилось... -Мне понравилось… - Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой? Беседа по вопросам: - как люди создавали образы ? -значимость народных праздников? | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
8. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Дает комментарии к домашнему заданию | Запись д/з в дневник. Подобрать иллюстрации видов картин с Масленицей. |