внеклассное мероприятие, "ПРИШЛИ СВЯТКИ: ГАДАНИЯ ДА КОЛЯДКИ"
Внеклассное мероприятие, "ПРИШЛИ СВЯТКИ: ГАДАНИЯ ДА КОЛЯДКИ"
Данную разработку можно использовать на заключительном этапе об обрядовой поэзии в литературе XIX века.
Цель: расширение представления об обрядовом фольклоре как жанре устного народного творчества. В каждом доме готовятся к семейному празднику с непременными подарками под елкой и украшением всего дома серпантином и игрушками. А знаете ли вы, что у наших предков Новый год начинался с марта, а не с 1 января. Так было до 1492 года. Князь Иван 3 повелел считать началом года 1 сентября, когда нужно было платить дань, пошлины, оброки. А с 18 века Петр 1 изменил всё российское летоисчисление и время празднования Нового года в своем указе назначил с 1 января. Выполняя указ Петра 1, мы украсили уголок нашего класса еловыми ветками. Но вместо новогодних игрушек – конфеты, та как в те времена елочными украшениями были сладости.
Класс оформлен в виде крестьянской избы; еловая ветвь, украшенная сладостями; участники в русских народных костюмах (девочки в сарафанах и лентах, мальчики в русских рубашках и штанах); шест с рождественской звездой, ряженые.
Оборудование урока:
интерактивная доска;
фрагмент из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», фонограмма отрывка из баллады В.А.Жуковского «Светлана»;
пьесы «Декабрь» и «Январь» из альбома П.И.Чайковского «Времена года», отрывок из баллады В.А.Жуковского «Светлана», отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» гл.5-12; А.Фет «Гадание».
Просмотр содержимого документа
«внеклассное мероприятие, "ПРИШЛИ СВЯТКИ: ГАДАНИЯ ДА КОЛЯДКИ"»
Тема: Пришли Святки: гадания да колядки.
(обрядовая поэзия в литературе XIX века)
Цель:
расширение представления об обрядовом фольклоре как жанре устного народного творчества;
усвоение нравственных культурных норм и ценностей, закрепленных в традиционной культуре;
углубление знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем, о различных аспектах народного быта;
воспитание в детях доброты, уважения к окружающим;
развитие творческих способностей, фантазии и воображения в процессе восприятия традиционно-поэтических произведений;
развитие эстетического вкуса.
Оформление:
класс оформлен в виде крестьянской избы;
еловая ветвь, украшенная сладостями;
участники в русских народных костюмах (девочки в сарафанах и лентах, мальчики в русских рубашках и штанах);
шест с рождественской звездой, ряженые;
Оборудование урока:
интерактивная доска;
фрагмент из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», фонограмма отрывка из баллады В.А.Жуковского «Светлана»;
пьесы «Декабрь» и «Январь» из альбома П.И.Чайковского «Времена года», отрывок из баллады В.А.Жуковского «Светлана», отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» гл.5-12; А.Фет «Гадание».
Ведущая:- Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада Вас видеть. Новый год, Сочельник, Рождество, Святки, Крещение…
(пьесы «Декабрь» и «Январь» из альбома П.И.Чайковского «Времена года»)
В каждом доме готовятся к семейному празднику с непременными подарками под елкой и украшением всего дома серпантином и игрушками. А знаете ли вы, что у наших предков Новый год начинался с марта, а не с 1 января. Так было до 1492 года. Князь Иван 3 повелел считать началом года 1 сентября, когда нужно было платить дань, пошлины, оброки. А с 18 века Петр 1 изменил всё российское летоисчисление и время празднования Нового года в своем указе назначил с 1 января. Выполняя указ Петра 1, мы украсили уголок нашего класса еловыми ветками. Но вместо новогодних игрушек – конфеты, та как в те времена елочными украшениями были сладости.
Мне хочется поздравить вас с этим волшебным праздником. Пожелать вам успехов в учебе и крепкого здоровья.
Определение рабочих групп.
Подойдите к еловым веточкам, выберете себе по конфетке, но помните: эта конфета волшебная. Вы должны ее сохранить до конца нашего урока. Дети, которые взяли конфеты с красным фантиком – 1 команда,
с зеленым фантиком - 2 команда,
с синим фантиком – 3 команда,
с желтым фантиком – 4 команда,
с белым фантиком – 5 команда
(в каждой команде по 6 человек)
Прошу занять свои места.
Вслед за Новым годом следуют 2 больших Христианских праздника: Рождество Христово (7 января) и Крещение (19 января). А между ними располагаются Святки.
Конкурсы. Работа по группам.
1 конкурс «Знаете ли вы?». Работа по группам.
Ребята, а знает ли кто из вас, что такое святки и колядки, сочельник, ряженые, калитки? У вас на столах лежит словарь толкования слов. Найдите и объясните значения этих слов. Та команда, которая справится быстрее и точнее объяснит значение слов, получает рождественскую звезду.
Ответы команд:
Святки – 12 дней после Рождества до Крещения Господня называются святками – то есть, святыми днями. На Святки славили Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга, всех родных, знакомых, соседей. Желали здоровья, счастья, всего наилучшего. Святки – самый веселый крестьянский праздник.
Колядки – святочные народные песни. В святые вечера совершали обряд колядования. Слово «коляда» произошла от греческого «каланда» - новомесячие. История свидетельствует, что обычай колядования существует еще со времен Римской истории. В Египте, Греции, Индии есть подобные обычаи. Есть предположения, что праздник распространился по Руси из Новгорода. Там Святки называли кудесами, так как по летописям чародеи вели себя очень весело, то есть кудесили. Русские цари Петр I и Иван Грозный тоже любили святочные игрища. Грозный даже казнил одного из бояр за то, что он не надел «шутейной одежды».
Ряженые– колядующие, исполнители колядок. Молодежь наряжалась в смешные костюмы. Подростки ходили по домам и под окнами выкрикивали хозяевам величания. Хозяин и хозяйка за это им давали угощения. По окончании Святок ряженые специально купались в проруби для возвращения душ предков, которым они одалживали своё тело на время Святок.
Калитки – маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.
Ведущая: Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их. В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год. Учёные до сих пор не могут точно разгадать эту загадку. Но одно старинное поверье, которое нам очень нравится... Но что там говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!..
(фрагмент из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Фрагмент из художественного фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Инсценирование праздника
Появляются ряженые: Медведь, Коза, Курочка, Корова, Пастух, Коляда и Овсень. Коляда одета в сарафан и кокошник в виде солнца, Овсень - в русский народный мужской костюм. Медведь играет на баяне или гармошке, Пастух - на дудочке, Коза несёт сноп сена, Курочка - корзинку, Корова - кувшин, Овсень разбрасывает зерно из торбы.
Ряженые поют песенку-колядку:
Коляда-коляда,
Отворяйте ворота,
Открывайте дверцу,
Принесите хлебца,
Доставайте чашки,
Положите кашки,
Сладкие конфетки,
Медные монетки,
Кренделёк и бублик
И железный рублик!
Угостите калачом,
Не болейте нипочём!
Дай Бог радости тому,
Кто да в тереме-дому!
Дай на поле рожь густу,
Дай похлёбку не пусту,
Да белой холстинки,
Да в хлеву скотинки!
Коляда-коляда,
Будет жизнь у вас сыта!
Ведущая (кланяется ряженым): Добро пожаловать, гости дорогие! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (Ведущая подаёт Коляде каравай на рушнике). А теперь расскажите нам, кто же вы такие?
Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю! Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю!
Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу!
Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали!
Пастух: А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу!
Медведь: А меня все знают! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю!
Курочка: А я Курочка, и тоже пришла не зря. В народе говорили, что с началом святок короткий зимний день прибавился "на куриный шаг". А это уже означает, что весна не за горами!
Ведущая: Вот так знатная компания собралась! Спасибо займите свои места.
2 конкурс. Загадки на святки.
Ведущая: Широко бытовавшее в русской деревне занятие и развлечение в период Святок - Загадывание загадок. Загадывание загадок могло происходить вечерами в кругу домочадцев или на святочном игрище в каком-нибудь уголке избы, где собирались детишки, подростки и старшее поколение общины, не участвующие в молодежных играх и плясках. В конце ХIХ - начале ХХ вв. это занятие воспринималось как одно из развлечений праздничного времени.
Командам по очереди будут загадываться загадки. Если учащиеся отвечают верно, получают рождественскую звезду.
У нянюшки, у нянюшки
Сорок восемь детушек,
Малы были - все дружили,
Подросли - рассыпались. (колосок)
По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)
Домик деревянный, В домике - водица. (колодец)
Плачет, плачет рёвушка,
Бедная головушка.
Плачет летом и весной,
А осеннею порой
Так рыдает, так рыдает,
Что почти не высыхает! (дождь)
Белая овечка,
Золочёны рожки.
Днём ей не пасётся,
По ночам не спится! (месяц)
Не лёд, не снег, а тает. (свеча)
Чудной Сашка - Зелёная рубашка:
Летом оделся, К зиме разделся! (дерево)
Деревянный великан
По лесам-полям шагал.
Через реченьку шагнул
Да над реченькой уснул! (мост)
Зимой холодной я хожу –
Тот меховой наряд ношу.
И в нём, поверьте, никогда
Я не замёрзну в холода!(шуба)
Мы с бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами,
А как на гору взбираться,
Начинаем упираться. (санки)
Ведущая: Молодцы ребята! Справились и с этим заданием.
3 конкурс. Святочные примет (на материале домашнего задания).
С особым вниманием народ относился к святочным приметам. Вашим домашним заданием было узнать святочных примет. Соедините правый столбик с левым, таким образом, мы узнаем о святочных приметах.
* На святки много звезд на небе или часто идет снег и на деревьях много инея - год будет урожайным.
* С Рождества до Крещения грех охотиться в лесу - с охотником может несчастье случиться.
* Со «святого вечера» до 14 января хозяйки не выметают сор из избы, чтобы потом весь мусор, собранный в кучу, сжечь во дворе.
* С 7 по 14 января - Святки. Загодя в лесах заготавливали бревна для срубов, чтобы по снегу вывезти их на усадьбы.
* 13 января. Васильев вечер. В полночь стряхивают снег с яблонь - для урожая. Если в ночь ветер дует с юга - год будет жарким и благополучным, с запада - к изобилию молока и рыбы, с востока - жди урожая фруктов.
* 14 января. Новый год - зиме середка. Если будет туман - к урожаю.
* 15 января – Сильвестр, куриный праздник. Ребятам раздают петухов из глины.
* 18 января - Крещенский сочельник. Полный месяц - к большому разливу.
4 конкурс «Рождественское гадание»
Ведущая:
Святочные дни – время загадок и чудес. Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Самым популярным занятием в период с Рождества до Крещения были гадания. Гадания были тем увлекательнее, чем больше в них было элементов мистических и даже пугающих: ведь чаще всего гадали юные девушки, а в таком возрасте испугаться непонятного и неизведанного очень легко.
Фонограмма отрывка из баллады В.А.Жуковского «Светлана».
(фонограмма отрывка из баллады В.А.Жуковского «Светлана»)
Элементы обрядовой поэзии мы можем наблюдать в творчестве поэтов XIX века: В.А.Жуковского в балладе «Светлана», А.С.Пушкина в романе «Евгений Онегин», А.Фета «Гадание». У вас на столах есть отрывки из произведений этих поэтов.
Задание: перечислите все виды гадания, упоминаемые поэтами, отметьте совпавшие виды гадания, проанализируйте, как поэты их описывают, на что обращают внимание, назовите предметы, которые используют герои при гадании.
За полный и правильный ответ команда получает рождественскую звезду.
Ответы учащихся.
Баллада «Светлана» - энциклопедия гадания начала XIX века - Жуковский приводит семь видов гадания, Пушкин 6 видов и Фет 5 видов. Перечислив все виды гадания, упоминаемые поэтами, останавливаемся на одном — гадание на зеркалах (с луной - у Пушкина и Фета, со свечами - у всех) как наиболее ярком в эмоциональном плане и опасном, поскольку гадание — это рискованная игра с нечистой силой, а на зеркалах особенно, так как зеркало служит для вызывания духов, связывается с символикой луны, которая светит отраженным светом; через зеркало душа может перейти на другую сторону, на тот свет, ему присуща также функция помощи в супружеском счастье, ручное зеркало - символ истины. В анализируемом стихотворении А. Фет, обратившись к одному из таинственных древних славянских обрядов - святочным гаданиям, не ставил перед собой цели воссоздать магическое действие во всей его последовательности и полноте. Поэт выбрал такие моменты, которые наиболее ярко раскрывают психологию гадающих девушек, напряженную сторону их жизни.
Действие первого стихотворения происходит в крещенскую ночь. Сопоставление луны с зеркалом неслучайно («Будто зеркало — луна»): гадание производится с помощью луны, которая издревле считается символом магии и плодородия. Девушка гадает за избою, наводя на луну зеркало:
Я с тобою, - за избою
Наводи да наводи!
Первые несколько минут девушка ничего не видит, так как долго не может сосредоточиться, ей мешают собаки:
Ничего: пес рябой ходит,
Вот и серый у ворот...
И красавица наводит -
И никак не наведет.
Через некоторое время ей показалось в зеркале пять лун:
Вижу, вижу! Потянулись:
Раз, два, три, четыре, пять.
А затем десять лун отразились в зеркале, и зеркало стало похоже на
серебристую чешую:
Шесть, семь, восемь, девять, десять -
Чешуя как чешуя...
Всего она насчитала в зеркале одиннадцать лун. Это означало, что семья ее будущего мужа будет состоять из 11 человек:
Вот одиннадцать - все лица!
Вот собаки лай и вой...
Чур меня!.. - «Ну что, сестрица?»
«Раскрасавец молодой!»
Девушке удалось увидеть в зеркале образ своего будущего жениха, и она чурается: «Чур, меня!».. Чураться, говорить «чур меня», значит ограждать себя от предстоящей опасности, от недоброго и от всякой нечистой силы, присутствие которой чуют собаки: «Вот собаки лай и вой...» У пушкинской Татьяны это гадание не получилось: На месяц зеркало наводит; Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна...
Второе стихотворение «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом...» описывает гадание на зеркалах. Оно состоит в следующем. Вечером берут два зеркала одинаковой величины, устанавливают их друг против друга, освещая при помощи двух свечей с обоих краев. Из направленных зеркал образуется длинный коридор, освещенный огнями. Гадающая должна пристально вглядываться в конец коридора. Перед появлением видения зеркало и свечи тускнеют, и в это время появляется неожиданный образ. Это гадание описывают В.А.Жуковский и А.С.Пушкин, но А.С.Пушкин точен в описании гадания: оно должно было произойти в бане, а не в доме, избе, светлице:
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть.
Баня чаще всего строится возле реки, ручья - границы между двумя мирами. См. у Жуковского:
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою,
И на том столе стоит
Зеркало с свечою,
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана...»
Фет не указывает места нахождения героини, но гадание ее состоялось. Все поэты передают сильное нервное напряжение гадающих девушек.
Жуковский:
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей в глаза взглянуть,
Страх туманит очи...
Пушкин:
Но стало страшно вдруг Татьяне...
И я - при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть...
С Татьяной нам не ворожить.
Фет:
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Страшно припомнить душой оробелою.
Какие образы рождает воспаленное воображение? Что же видят героини Жуковского и Фета?
Жуковский:
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Фет:
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!
Девушка боится увидеть в зеркале образы, сулящие смерть:
Ну, как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну, как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
«Лохматым» на Руси называют домового. По общим понятиям, домовой — это дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме. Домовые, по поверьям, не любят зеркал, поэтому гадающая девушка боится, что он со свинцовыми злобными глазами появится в зеркале. Но видит она не гробы, не домового, а Ленты да радуги, ярче и жарче дня... Дух захватило в груди... Суженый! Золото, серебро!.. Чур меня, Чур меня - сгинь, пропади!
Ленты — знак того, что скоро выйдет замуж, так как по древнему славянскому обычаю ленты вплетают в косы невесты накануне свадьбы. Радуга - символ клада и богатства, хорошее предзнаменование, дорога в рай. Девушка заключает, что ее жених будет состоятельным человеком: золото, серебро - признаки богатства, достоинства. В заключение обряда девушка чурается, чтобы изображение исчезло.
Следовательно, только А. Фет показал сам процесс гадания и его результаты, тогда как у Жуковского гадания как такового не было, сон героини тоже не гадательный, так как не было и гадания на сон. Светлана засыпает, и ей снится мертвый жених и похоронный обряд, но поскольку свадебный и похоронный обряды копируют друг друга в зеркально перевернутом виде, то сбывается ее сон, а не гадание. Пушкин рисует все приготовления Татьяны к этому виду гадания. Сон Татьяны оказывается вещим, предсказывающим последующие драматические события романа.
Ведущая:
Способов гадания было огромное множество. С одними из них вы уже познакомились. Давайте и мы погадаем.
Гадание
Гадание с вызыванием сна про суженого.
Пишем имя юноши на клочке бумаги, целуем это слово накрашенными губами (чтобы остался след), кладём на зеркальце маленькое и под подушку или кладут под подушку три лавровых листка. На одном пишут — «Ананий», на другом — «Азарий» и на третьем — «Мисаил» и произнести заклинание: «С понедельника на вторник я гляжу на подоконник, кто мечтает обо мне, пусть приснится мне во сне».
Гадают в ночь с понедельника на вторник. Берется веточка ели, кладется на ночь в изголовье. При этом говорят: «Ложусь на понедельник, кладу в изголовье ельник, приснись тот мне, кто думает обо мне». Кто приснится, тот тебе и любит.
Гадают в ночь с четверга на пятницу. Ложась спать, говорят: «Четверг со средой, вторник с понедельником, воскресенье с субботой. Пятница одна и я, молода, одна. Лежу я на Сионских горах, три ангела в головах: один видит. Другой скажет, третий судьбу укажет».
Гадают девушки, если ложатся спать там, где раньше не приходилось. Перед сном говорят: «Па новом месте, приснись жених невесте». Во сне увидишь своего жениха.
Гадание по книге
Лучше всего взять книгу духовного содержания, не раскрывая ее, загадать номер страницы и строки сверху или снизу, затем раскрыть ее и читать в загаданном месте. Толкуют прочитанное сообразно тому, что самого гадающего интересует больше всего.
Гадание (со сжиганием нити) на быстроту и очередность выхода замуж
Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. У кого вперед догорит нитка, тот первый окажется замужем. Если нитка потухла, сразу и меньше половины сгорело, то замуж не выйдешь.
Гадание (с выбором предмета) на будущую жизнь и жениха
В миску, блюдце или валенок кладутся предметы, девушки выбирают их. Выбор предмета символизирует будущую жизнь: зола — плохая жизнь, сахар — сладкая жизнь, кольцо — выход замуж, луковица — к слезам, рюмка — веселая жизнь, золотое кольцо — богатая жизнь и т. п.
Гадание на желание
Загадывали желания и считали колья на заборе: если четное число, то желание сбудется, если нечеткое, то не сбудется.
Писали двадцать карточек со своими пожеланиями и клали их под подушку. Наутро же вставали с постели, наугад доставали три карточки, написанные на них желания должны исполниться.
Конкурс рукодельниц
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? У церковных оград собирались девушки в своих лучших нарядах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы.
Для конкурса потребуется несколько веников. Участницы должны "нарядить" свои веники - для этого им выдаётся коробка с реквизитом (разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т.п.). Чем ярче «наряжен» веник, тем больше рождественская звезда.
Ведущая: Ай да красавицы, ай да рукодельницы! Спасибо вам за участие.
Рефлексия.
Ведущая: Попрошу всех встать в большой круг и взять рождественские звездочки с еловых веток. Давайте прочитаем, о чем они хотят нам рассказать (дети по очереди читают стихотворение, последнюю строфу - учитель).
Чудес пора... сочельник, святки,
гулянья ряженых в ночи
и пенье праздничных колядок,
калитки, сласти, калачи...
И снов рассветных толкованья,
и посиделки при свечах,
и полуночные гаданья
на картах, воске, зеркалах...
Последних магия... воспета,
Они загадочней, древней
их цепкий взор хранит секреты
рождении, жизней и смертей.
В глубинах мира зазеркалья,
за тонкой гранью серебра,
живет, по святочным преданьям,
видений призрачных игра.
Рассказ о прошлом и грядущем
таит волшебное стекло,
и о заветном дне насущном
всей правдой ведает оно...
Но этой святочною ночью,
когда свеча уронит блик,
не торопись желаньем срочным,
всмотрись в родной, чудесный лик.
Ты сможешь в зеркале увидеть,
великой тайны образа, ведь мира целого... обитель-
твои лучистые глаза.
Они хранят все откровенья
и все наследие души,
судьбы изящное плетенье
и целомудрие мечты.
Они... видения питают...
осмелюсь я предположить,
что зеркала лишь отражают
то, что дано им отразить.
Ведущая:
Друзья! Такими были на Руси святки - с ряженьем, гаданием, праздничным гулянием. А заканчивались эти весёлые дни водосвятием на Крещение. До сих пор сохранился обычай ходить в полночь за водой к проруби. Люди верят, что если в простую воду добавить хоть капельку крещенской, она вся становится целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Будьте же здоровы и счастливы,ребята! Берегите друг друга!
В начале урока каждый из вас взял с еловой веточки по конфетке и хранил ее до конца. Теперь настал момент сделать свой выбор: либо самому съесть ее, либо угостить ею того, кто, по вашему мнению, был самым активным участником нашего мероприятия.