Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Солнечный кот"»
Солнечный кот
Технологическая карта открытого урока
по предмету декоративно-прикладное искусство
Журавлева И.Б.
преподаватель изобразительного отделения
(стаж до 3 лет)
Уровень образования учащихся: 0 класс.
Всего часов: 45 минут
Цель урока:
Познакомить учащихся с возможностями и приёмами новой техники выполнения рисунка “пуантилизм”.
Задачи урока:
Формировать умение передавать объем предметов в технике “пуантилизм”, выполнять основные приёмы новой техники.
Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умения рисования животных.
Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, аккуратность, наблюдательность и внимание, любовь к животным.
Оборудование для учащихся:
Педагогический рисунок, ТСО (ноутбук), методическая таблица “Последовательность этапов выполнения рисунка в технике пуантилизм”, динамические таблицы для учащихся, принадлежности для рисования.
Литературный ряд: загадки и стихотворения о кошках.
Зрительный ряд: презентация на тему “Пуантилизм в работах художников 19 – 20 вв.”, портрет художницы Е. Куклачёвой, фотографии кошек.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Приветствие, проверка готовности к уроку
II. Сообщение темы и цели урока.
1. Вводная беседа.
Урок начинается с чтения стихотворений и загадок о животных.
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (Кот)
и другие.
- О каком животном идёт речь в стихотворениях и загадках?
(на доске открываются фотографии кошек)
- Что вы знаете о происхождении кошек, их значении для человека?
(сообщения учащихся о происхождении кошек, взаимоотношениях её с человеком, легендах и мифах, связанных с этим животным)
- Итак, главным героем нашего урока будет кот, но изобразим мы его в нетрадиционной технике, которая часто используется художниками – мультипликаторами в так называемом анималистическом жанре. Эта техника художественного рисунка называется пуантилизм.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Итак, тема нашего урока: Выполнение работы “Солнечный кот” в технике “пуантилизм” (открывается на доске).
-Наша цель: изобразить животное посредством новой техники- “Пуантилизм”.
III. Изучение нового материала. Беседа.
1. Введение понятия.
- Какое слово созвучно с понятием “Пуантилизм”? (пуанты)
- Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины, которая парит над сценой в художественном образе, едва касаясь пола носками балетных туфелек – пуантами, заставляя нас в немом восторге восхищаться грацией, гибкостью тела.
- Именно поэтому слово “пуанты” в первую очередь ассоциируется с балетом. И если человек впервые сталкивается с таким понятием как “художник-пуантилист”, то совершенно естественно, что оно вызывает у него улыбку и легкое недоумение: неужели эти художники ходили на пуантах?!
- На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма.
-Уточним определение техники “пуантилизм” (вывешивается на доске, учащиеся записывают в тетрадь).
“Пуантилизм” (фр. Pointillisme, буквально “точечность”, фр. point — точка) -письмо отдельными чёткими мазками в виде точек.
2. История возникновения техники “пуантилизм”
- Эта техника зародилась во II половине 19 века. Основоположниками её считаются замечательные французские живописцы Жорж Сёра и Поль Синьяк. Об этом рассказывать можно очень долго. Лучше посмотрите картины, написанные в этой технике, и вы поймете, почему мы должны освоить основные её приёмы.
(Показ презентации “Пуантилизм в работах художников 19 – 20 вв.”)
Фрагмент презентации.
Ж. Сёра “Пасмурная погода”
П. Синьяк “Сосна в Сан -Тропе”
3. Пуантилизм в творчестве современных художников.
- Ярким представителем художников, работающих в этой технике сегодня, является Екатерина Куклачева.
- Е. Куклачева – художник-анималист: её живописные работы ведут в добрый и светлый мир кошек. Но пишет она не просто их “портреты”, а характеры, настроения, эмоции. Порой она придает кошкам черты, присущие людям, дополняет образы человеческими атрибутами – шляпкой, клоунским костюмом. Кошки Е. Куклачевой качаются на качелях, гуляют на задних лапках и живут своей собственной полноценной жизнью.
Фрагмент презентации.
IV. Деятельность учащихся под руководством учителя.
(Обращается внимание на цветовую гамму рисунка, которая придаёт ему теплоту, солнечность и воздушность)
2. Этапы работы над рисунком.
(Показывается и объясняется ход рисования, этапы проработки и раскраски изображения кошки в новой технике.)
Определение композиции.
Лёгкими штрихами намечается общая величина рисунка кошки на листе бумаги. Уточняется пространственное положение и пропорциональное соотношение частей тела.
Нанесение на лист бумаги фона в тёплой гамме акварелью.
Обрисовка контуров фигуры кота.
(Демонстрируется педагогический рисунок)
Физ минутка: Чтобы легче нам работалось, разомнем пальчики.
Пальцы вместе, пальцы врозь
Пальцы вытянули дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Мяч в ладошки быстро взяли
И в ладошках повращали.
А чтобы работа у вас ладилась, я включу вам музыку. Музыка вдохновляет к творчеству.
Придание объёма животному с помощью точечной техники
- Главная особенность пуантилизма в нанесении мазков. Мазки должны быть небольшими, проще сказать малюсенькими, любой формы, хоть квадратные - отпечаток от плоской кисти плашмя, хоть вытянутыми палочками – отпечаток от плоской кисти торцом, хоть круглые – отпечаток круглой кисти.
- Играет роль не только форма и размер мазка, но и расстояние между ними. (Обращается внимание детей на возможности передачи шерсти техникой “отдельного мазка”, создание мазком материальности изображаемого объекта.)
V. Итог урока.
Экспресс-просмотр рисунков, анализ удачных работ и общих ошибок. Оценка.
Выставка работ.
VI. Домашнее задание.
Сделать рисунок домашней кошки в технике мазка в другой цветовой гамме.